Правовое государство: идеал и принципы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:48, контрольная работа

Краткое описание

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и основные виды государства 4
2. Правовое государство: идеал и принципы функционирования 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

412 группа политология контрол.раб..docx

— 37.35 Кб (Скачать)

    Монархия (от греч. "единовластие") - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли населения.Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.

    Республика (от  лат. "государственные, общественные дела") - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

    Признаки республики:

  - выборность власти;

  - зависимость от воли  избирателей;

  - срочность полномочий  органов управления;

 

    В зависимости  от того, кто формирует правительство,  кому оно подотчетно и подконтрольно,  республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

    В президентской  республике президент избирается  независимо от парламента либо  коллегией выборщиков, либо народом  и одновременно является главой  государства и правительства.  Он сам назначает правительство  и руководит его деятельностью.  Президент наделяется правом  отлагательного вето (от лат. "запрет") на решения законодательного  органа. . Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной главой государства выступает руководитель правительства.

    В парламентской  республике правительство формируется  законодательным органом и отвечает  перед ним. Парламент может  путем голосования выразить вотум  недоверия деятельности правительства  в целом, главы правительства,  конкретного министра. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

    Смешанные республики (полупрезидентские, полупарламентские). Их характерной чертой является двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров утверждает его решения.

2.Правовое государство: идеал и принципы функционирования

    Правовое государство  - это ферма организации и деятельности  государственной власти, при которой  само государство, все социальные  общности, отдельный индивид уважают  право и находятся в одинаковом  отношении к нему. В таком случае  право выступает способом взаимосвязи  государства,   общества   и   индивида.   Принцип   правового   государства- предполагает , что все правовые акты соответствуют основному закону страны - конституции.

Отличительные признаки правового  государства:

   ~ верховенство закона  во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и  обязанности участников общественных  отношений. В законах учитываются  тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности  общества; гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается  через принцип невмешательства  государства в дела гражданского  общества и обязанностью государства  создавать условия для реализации  прав личности;

   ~ взаимная ответственность  государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;

   ~ принцип разделения  власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Особенности реформирования государственного устройства в современной  России. Государственное устройство России исторически складывалась так, что сочетало в себе элементы унитарного государства, федерации и конфедерации.

    Унитарным оно  было с точки зрения применения  власти. Унитарное - это единое  государство, с единой конституцией  и гражданством, единой системой  высших органов власти, права  и судопроизводства. Функционирует  единая система законодательства, единая правовая; и денежная системы.

    Федеративным  оно могло считаться потому, что  создавалось нередко на базе  договоров как союзное, то есть  народ вступал в Российскую  империю (или Советский Союз).Федерация - это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным делением и законодательством. В федерации имеются высшие федеральные органы власти и высшие: органы власти на уровне субъектов федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы.

    Конфедеративным  было потому, что некоторые государства  сохраняли за собой право выхода  или добивались этого права  различными способами, в том  числе с помощью международного  сообщества, как, например, Польша  и Финляндия. Конфедерация - достаточно  рыхлое объединение государств. Они существовали в определенные  исторические периоды в ряде  стран, но очень быстро распадались  или становились федерациями.  На практике конфедерация обычно  являет собой союз нескольких  независимых государств, объединяющихся  для проведения единой политики  в определенных целях. В конфедерации  отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны- участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность.

    По Конституции  Советский Союз представлял собой  федерацию, а по способам применения  или реализации самостоятельности  - унитарное государство. Право  на самоопределение, вплоть до  отделения и образования самостоятельного  государства, было записано во  всех конституциях республик  СССР, и в начале 90-х гг. оно было использовано всеми союзными республиками. После распада СССР перед Россией остро встал вопрос о формировании новой государственности, о принятии новой Конституции. Россия сейчас представляет собой федерацию, но фактически весьма сильны центробежные процессы перехода от федерации к конфедерации. В России сформировалась конституционно-договорная федерация, то есть наряду с Конституцией отношения между центром и субъектами федерации определяются и на базе двусторонних договоров.

Государственная власть в  Российской Федерации

    Президент РФ:

  • является главой государства;
  • является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры  по  охране  суверенитета РФ,  ее  независимости  и государственной целостности;
  • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.  Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным Органом РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

   К ведению Совета  Федерации относятся: 

  • утверждение изменений границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда и Генерального прокурора и освобождение последнего от нее;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами государства.

    К ведению Государственной  Думы относятся:

  • дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству;
  • назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинений против Президента РФ для отрешения его от должности.

    Правительство РФ:

  • осуществляет исполнительную власть;
  • разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансово-кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

    Суды РФ:

Конституционный Суд:

  • разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов федерации Конституции РФ;
  • разрешает споры о компетентности между органами государственной власти;
  • дает толкование Конституции РФ;
  • дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений Президенту РФ.

   Верховный Суд  является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным и  иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции.

   Высший арбитражный  суд является высшим судебным  органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами.

 

 

Заключение

Вопрос о дальнейшем существовании  и развитии государства давно  занимает ученых. В частности, марксизм исходит из перспективы создания в будущем идеального общества (коммунизма) без классов, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных  противоречий между однородными  социальными субъектами. В результате такой эволюции государство как  охранительный и регулирующий институт общества постепенно отомрет естественным образом (за ненадобностью). Станут ненужными его главные функции - регулирование отношений между общественными субъектами (общество будет социально однородным) и охрана частной собственности (она исчезнет, будет отменена).

Однако историческая действительность оказалась явно «консервативнее» идей идеологов всеобщего социального  равенства. Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается. Наоборот, происходит все  большая дифференциация общества, увеличивается  количество задач, требующих вмешательства  государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственности. Попытки  прямой атаки на нее (в СССР и ряде других стран) не увенчались успехом. Кроме  того, наличие не только частной, но и всех других форм собственности  предполагает необходимость регулирования  отношений между ее владельцами  на основе права, а также охрану данного  права со стороны государства.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства  неуклонно возрастает. Увеличивается  число проблем, требующих постоянного  регулирования со стороны государственных  структур, например, проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока рано хоронить основные функции государства, а, следовательно, и говорить о его  отмирании.

Список использованной литературы

Введение в политологию: Учебник для вузов. Пугачев В.П., Соловьев А.И. - М.: Аспект Пресс, 2002

Демидов А. И. Малько А. В. Политология  в вопросах и ответах М., 1998.

Марченко М. Н. Теория государства  и права. М., 1996.

Соловьев А.И. «Политология» - М.: Аспект Пресс, 2000

http://www.vzfeiinfo.ru/


Информация о работе Правовое государство: идеал и принципы функционирования