Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа
Предмет курсовой работы – право в системе социальных норм.
Объектами курсовой работы являются:
Понятие социальной нормы, ее классификация;
Понятие, сущность, признаки и функции права;
Социальные нормы (обычай, мораль, корпоративные, технические, религиозные).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3
1 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ………………………………………..5
1.1 Понятие социальной нормы ………………………………5
1.2 Классификация социальных норм………………………5
2 ПОНЯТИЕ ПРАВА ………………………………………………..9
2.1 Сущность права. Признаки права…………………………10
2.2 Функции права………………………………………………..13
3 ПРАВО И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ ……………………………………16
3.1 Право и обычаи ……………………..………………………….17
3.2 Право и религиозные нормы…………………………………..17
3.3 Право и корпоративные нормы …….………………………19
3.4 Право и мораль ……………………..………………………….20
3.5 Право и технические нормы ……….………………………….22
4 СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ……………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………..29
Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.
Доктринальное (научное) понимание права требует синтетического (интегративного) определения. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.[7.c.№ 34]
Право в современном понимании – это система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на началах справедливости и свободы. Это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Именно в неразрывной связи с государством заключается специфика и принципиальное отличие права от других социальных нормативов, действующих в обществе и основывающих свой авторитет на других источниках (обычаи, традиции и т.д.).
Правовая система в широком ее понимании представляет собой закономерно связанную целостность всех юридических факторов (правосознания, законодательства, правоотношений, юридических процедур правотворчества и правореализации), упорядочивающих отношения между субъектами права в духе общесоциальной (политической) справедливости.
Правовая система в
узком смысле (система права) –
это только законодательство (весь
нормативно-правовой массив) как внутренне
согласованная целостность
Изучение права как системы вызывает необходимость познания его на различных уровнях. Обычно система права изучается на уровне международного права (публичного и частного), основных систем мира (романо-германской или континентальной, англо-американской или системы общего права, мусульманской, индуистской и других, национальной системы права (нормативно-правовой массив определенного государства).
Система права Республики Беларусь относится к континентальной правовой системе, характеризующейся делением ее на отрасли, кодификацией, верховенством закона, иерархией нормативных правовых актов. Она состоит из отраслей, институтов и норм. Отрасли права регулируют однородные отношения, отрасли законодательства – комплекс разнородных отношений [12.с.№ 16].
В более развернутом виде определение общего понятия права (правового закона, т.е. позитивного права, соответствующего объективным требованиям права) можно сформулировать так: право — это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.
Сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. [7.с.№ 120].
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.
Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования. Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее: право выступает 1) в форме идей, представлений; 2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства, и 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания права. В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права – идеи, нормы или действия (отношения).
Сущность права заключается в том, чью волю, чьи интересы оно выражает (волю класса, политической партии, большинства народа в социальном государстве).
Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
Признаки права:
2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: 1) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; 2) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст.4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами».
3. Право обеспечивается государственной властью. Государство участвует в правообразовании, в охране права.
4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств различного уровня. Наибольшей формально-юридической определенностью характеризуются нормы-предписания – юридические установления, исходящие от государства. В то же время им присущи и издержки. Они обладают гораздо меньшим уровнем нормативности в сравнении с принципами права, всегда требуют официального удостоверения в правотворческих актах. Наиболее универсальным регулятором выступают принципы права, которые характеризуются высоким уровнем нормативности и не обязательно требуют закрепления в социальных актах.
Правом при определенных условиях могут признаваться фактические действия участников правоотношений, которые отличаются качеством нормативности, т.е. объективно необходимы, отвечают характеру прогрессивной человеческой деятельности, типичны для данных условий, приносят социально полезный результат; являются источником, порождающим взаимовыгодные партнерские отношения между субъектами общения; не связаны с нарушением юридических запретов и использованием неправомерных средств для достижения фактического результата; исключают причинение вреда общему интересу, правам граждан; могут быть подтверждены в установленном порядке как правомерные; связаны с правовой обязанностью субъектов этих действий.
5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях. [8.с.№ 123].
6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.
Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества [13.c.№ 112].
Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:
1. Функции права производны
от его сущности и
2. Функции права – это
такие направления его
3. Функции выражают наиболее
существенные, главные черты права
и направлены на осуществление
коренных задач, стоящих перед
правом на данном этапе
4. Функции права представляют
направления его активного
5. Постоянство, как необходимый
признак функции,
Классификация функций права и их характеристика. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную функции права. Регулятивная и охранительная функции – это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества. [7.с.№ 124].
Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) – регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С. С. Алексеев).
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю.
Решающее значение в проведении
статической функции
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.
Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:
– определение посредством норм права праводееспособности граждан;
– закрепление и изменение правового статуса граждан;
– определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц;
– установление правового статуса юридических лиц;
– определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;
– установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
– определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную
функцию права можно определить
как обусловленное социальным назначением
направление правового
Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. [7.с.№ 125].
Информация о работе Право в системе социального регулирования