Право в системе социального регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Предмет курсовой работы – право в системе социальных норм.
Объектами курсовой работы являются:
Понятие социальной нормы, ее классификация;
Понятие, сущность, признаки и функции права;
Социальные нормы (обычай, мораль, корпоративные, технические, религиозные).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3
1 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ………………………………………..5
1.1 Понятие социальной нормы ………………………………5
1.2 Классификация социальных норм………………………5
2 ПОНЯТИЕ ПРАВА ………………………………………………..9
2.1 Сущность права. Признаки права…………………………10
2.2 Функции права………………………………………………..13
3 ПРАВО И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ ……………………………………16
3.1 Право и обычаи ……………………..………………………….17
3.2 Право и религиозные нормы…………………………………..17
3.3 Право и корпоративные нормы …….………………………19
3.4 Право и мораль ……………………..………………………….20
3.5 Право и технические нормы ……….………………………….22
4 СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ……………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………..29

Файлы: 1 файл

право в системе соц. регулирования.docx

— 70.92 Кб (Скачать)

Специфика охранительной  функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует  право как особый способ воздействия  на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией  юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений  о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством  правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем  политического и культурного  уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Характерные черты охранительной  функции права прослеживаются более  четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее  назначение последней сводится к  тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к  ответственности виновных.

Таким образом, если охранительная  функция права – это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действие специальных  учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права, действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора. Кроме того, охранительная  функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность – на охрану самого права [14с.№ 87].

 

3 ПРАВО И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ

Право и другие виды социальных норм (моральные, нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные и др.) представляют собой те основные формы  и средства, с помощью которых  осуществляется регуляция поведения  и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность  любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально  необходимым правилам. Тем самым  социальные нормы выступают в  качестве мощного фактора сознательного  и целенаправленного воздействия  социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей [15.с.№67].

Историческое развитие и  смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также  и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т.д.), их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и  т.д. [6.с.№ 82].

Важную роль в системе  социальной регуляции со времени  его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Выявление специфики различных  социальных норм является вместе с  тем необходимой предпосылкой для  уяснения смысла, содержания и характера  соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими  функций социальной регуляции, объективных  оснований и критериев известного «разделения труда» и «сфер влияния» между ними и т.д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих надлежащую регуляцию человеческих отношений и нормальную жизнедеятельность общества, — это определенный синтез их своеобразия, их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски оптимальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регулятивными возможностями других социальных норм являются одной из центральных задач всей социальной политики.

В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных видов  социальных норм (правовых, этических, эстетических, религиозных и т.д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами социальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

 

3.1 Право и обычаи

В собственном смысле под  обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного  применения входят в привычку людей  и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи – это  привычные или обычные нормы. В более широком значении к  обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается  на привычные формы поведения, а  в ряде случаев закрепляет их в  своих нормах. В частности, имеющий  высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей  конституционного суда к присяге, регламентируется нормами Конституции Республики Беларусь.

Общая схема влияния права  на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются  как правонарушения.

Испытывая на себе воздействие  права, обычаи в то же время оказывают  влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское  право признает обычай делового оборота  – правило поведения, сложившееся  и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности. [7.с.№ 112].

 

3.2 Право и религиозные  нормы

Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих  человеку так или иначе освоиться  и определить свое место в том  мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает  мерилом «хорошего» поведения. Религиозные  нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы). [7с.№ 113].

В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести  одновременно означает, что сфера  действия религиозных норм значительно  уже права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана –  соответственно на исповедующих ислам  и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных  книгах абсолютную непреложность предписываемого  ими кодекса поведения ссылкой  на высший авторитет, или, как сказали  бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

Влияние права на религию  в известной мере достаточно специфично. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий. В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил.

Так, отличительная особенность  всякой религии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религиозных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и запретов, как их божественное происхождение (их данность непосредственно богом или пророками, служителями культа и т.д.), религиозные средства их защиты (посредством сверхъестественных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т.п.) [6.с.№ 83].

 

3.3 Право и корпоративные нормы

 К корпоративным нормам относят те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах. [7с.№ 114].

Закрепленные в уставе и иных документах общественного  объединения нормы (о порядке  формирования и полномочиях руководящих  органов, порядке внесения изменений  и дополнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников объединения и т.д.) распространяются лишь на членов и участников данного  общественного объединения и  обязательны только для них. Нарушение  этих корпоративных норм влечет применение соответствующих санкций, предусмотренных  уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

Сфера действия корпоративных  норм обусловлена тем, что они  выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них  обязательное значение. Корпоративные  нормы имеют определенное сходство с юридическими. Они, так же как  и правовые, документально зафиксированы, в известной степени детализированы. Так, устав общественного объединения  закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия  к ним, которые во многом сходны с  мерами дисциплинарного и морального воздействия.

Влияние права на корпоративные  нормы определяется характером и  пределами регулирования им организации  и деятельности общественных объединений.

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т.д.) — это  групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути корпоративные нормы — это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т.д.).

 

3.4 Право и мораль

Связь между правом и моралью  обусловлена той ролью, которую  мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении  с иными социальными нормами  у нее (морали) наиболее обширная сфера  действия. Лишь небольшие участки  социальной действительности свободны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия права и  морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних  и тех же сферах, мораль и право  остаются самостоятельными суверенными  нормативно-регулятивными образованиями (С.С. Алексеев).

Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и  воплощающих в себе нравственные ценности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. [7с.№ 115].

Формирование морали имеет  естественно-историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности  людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития  ценности и идеалы закрепляются в  общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. Субъект  формирует моральные нормы и  сам же обращает их на себя. Формирование права также имеет естественно-историческую основу. Вместе с тем позитивное право (право, содержащееся в актах  право-творческих органов государства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам  человеческой личности. По этой причине  право и мораль сохраняют принципиальные расхождения.

Право и мораль по-разному  оценивают поведение. Мораль оценивает  поступки и действия людей с позиции  моральных императивов: «добрые» и  «плохие», «справедливые» и «несправедливые», «честные» и «бесчестные», «добросовестные» и «недобросовестные» и т.д. Оценочными категориями права выступают «правомерное» и «неправомерное», «законное» и «незаконное», «юридически допустимое» и «юридически запрещенное».

У морали в отличие от права нет специализированных проводников  ее норм и принципов. Мораль воспроизводится  силой убеждений, привычек, нравственного  долга и т.п. Право применяется  специальными учреждениями государства  с использованием специальных средств  и механизмов. Однако же у права  нет самого мощного проводника, коим для морали является совесть человека. Право может рассчитывать на чувство  законности, но последнее в отличие  от совести не относится к статусным  качествам человека.

Мораль – универсальный  регулятор и ее влияние распространяется на все или почти все сферы  поступков и действий человека. Право  действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточно специфично.

Информация о работе Право в системе социального регулирования