Место и роль права в системе социального регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

Каждый человек в повседневной жизни сталкивается с вопросом, как правильно поступить в той или иной ситуации, как на работе, в общественных местах, так и дома, в семье. Иначе говоря, у него возникает вопрос: как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей? Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм.

Файлы: 1 файл

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.docx

— 26.55 Кб (Скачать)

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВА  В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Каждый человек в повседневной жизни сталкивается с вопросом, как  правильно поступить в той  или иной ситуации, как на работе, в общественных местах, так и дома, в семье. Иначе говоря, у него возникает  вопрос: как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей? Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении  в подавляющем большинстве случаев  мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными  классами, группами или властью. Иначе  говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный.

Социальные нормы: моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения  участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Человек, его права и  свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства.[1]

Человек взаимодействует  с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют его права, обязанности, ответственность. Право определяет принципы взаимоотношений человека с государством и обществом, гарантии обеспечения прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.

Одним из признаков права  является его нормативность. Нормативность  права означает, что право в  своей значительной части состоит  из норм, из общих правил поведения. Нормы права - это общеобязательные правила поведения.

 

Социальное регулирование, как система социальных норм

Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены  были преодолевать свой «зоологический индивидуализм» и в процессе общения  с себе подобными вырабатывать неосознаваемые социальные установления (регуляторы). Эти установления были необходимы для удовлетворения биологических потребностей, для преодоления страха и «налаживания контактов» с непонятными ещё природными земными и небесными силами, и, наконец, для объяснения самой человеческой жизни, её сути и смысла. Формировались эти установления в ходе совместной жизни, охоты, рыбной ловли, при строительстве убежищ. Связь с предыдущими и будущими поколениями осуществлялась путём мифологического построения мира. Это были неразвитые, примитивные «регуляторы», отвечающие, в нашем современном понимании, только на один вопрос, поставленный жизнью, - «можно ли» и содержащие один ответ – «нельзя».

 

В числе первых таких социальных регуляторов можно назвать обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари, тотемы, мифы и сказания.

Обычаи – общие правила  поведения, возникающие в результате постоянного повторения конкретных образцов поведения, и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о  добре и зле.

Религиозные нормы – правила  поведения, регулировавшие отношения  между людьми на основе их религиозных  представлений.

Табу – религиозный  запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение  которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару со стороны фантастических духов и богов.

Тотемизм – комплекс верований  и обрядов родового общества, связанных  с представлением о родстве между  группами людей (обычно родами) и тотемами - видами животных и растений.[3]

Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Мифология – совокупность мифов, сказаний, отражавших представления  людей о мире, природе и человеке.

Для социальных регуляторов  доцивилизационной эпохи развития общества были характерны некоторые общие черты, рассмотрение которых позволит лучше разобраться в генезисе и перспективах развития современных регулятивных средств.

Во-первых, следует отметить их обусловленность природно-естественными  факторами. Цикличность многих природных  явлений, последовательность смены  поколений, размеренность биологических  процессов и многое другое повлияло на становление таких социальных регуляторов, как меры, нормы, образцы  для поведения людей.

Во-вторых, они носят общий  и неоднократный характер, они  были «отмерены» для всех людей, принадлежащих  к определённой социальной группе (роду, племени), живущих сегодня и рожденных  в будущем.

В-третьих, все они –  мононормы, т.е. одновременно нормы организации общественной жизни, нормы первобытной морали и религиозные нормы.

В-четвертых, эффективность  их реализации была достаточно высока, так как это жизненно-практические правила для человека, которые  соблюдались в силу авторитета и  привычки. Однако, в необходимых  случаях, они подкреплялись коллективным, общественным принуждением.[4]

Именно регулятивные нормы  первобытного общества явились прообразом будущего права.

С усложнением социальной жизни, развитием самого человека, изменениями  в материальном производстве, изменяется и система социальных норм.

Социальное (нормативное) регулирование  – это упорядочение отношений  между людьми, их поведения посредством  создания и реализации социальных норм. В учебной литературе выделяют несколько  подвидов нормативного регулирования. В их числе – регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и т.д.

Социальное (нормативное) регулирование  включает следующие составляющие:

1) выработку социальных  норм (образцов поведения);

2) реализацию этих норм  в деятельности индивидов, организаций;

3) использование мер воздействия  ( убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

Необходимым элементом нормативного регулирования является социальная норма. Социальная норма – это  правило общего характера, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается  наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

 

 

Таким образом, социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения  посредством создания и реализации социальных норм.

Социальная норма –  это правило общего характера, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается  наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и  иные социальные нормы.

Правовая норма - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в  официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений  путем определения прав и обязанностей их участников.

Иные социальные нормы  подразделяются на три основных вида: обычаи, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы.

Право – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или  санкционированных государством и  охраняемых им от нарушений.

Самое общее и вместе с  тем самое важное, что можно  сказать о праве, состоит, пожалуй, в том, что оно принадлежит  к организующим факторам, которые  упорядочивают и регулируют нашу жизнь. По природе своей право  есть нормативный регулятор, его  социальное назначение проявляется  в регулировании той части  жизненных процессов, которые люди пытаются сознательно организовывать, приводить в некий порядок, а  затем поддерживать, контролировать, сохранять и защищать ради определенных целей.

·  право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях;

·  право обеспечивает свободу человека во всех сферах его  жизнедеятельности;

·  благодаря праву человек  обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи;

·  на правовой основе формируются  институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная  система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство.

Право, при всей своей относительной  самостоятельности, регулирует общественные отношения во взаимодействии не только с моралью, но и с иными нормами, как элемент системы социального  регулирования.

В условиях правового общества, для эффективной работы демократического государства необходимо гармоничное  взаимодействие права с иными  социальными нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Право и  основные теории его понимания.

Право.

Право как один из видов  регуляторов общественных отношений  представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории  юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение  права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы.

 Право есть совокупность  правил (норм), определяющих обязательные  взаимные отношения людей в  обществе; это определение П. указывает  лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе  П., его происхождении и основах  до сих пор остается одной  из нерешенных в науке проблем.

 Право это совокупность  установленных или санкционированных  государством общеобязательных  правил поведения (норм), соблюдение  которых обеспечивается мерами  государственного воздействия.

 

Общее понятие  правопонимания.

Право - одно из самых сложных  общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимание отражаются представление людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, и изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, поскольку меняются и будут меняться представление о праве.

История цивилизации знает  десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков  бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием  человеческой культуры, стремлением  научной мысли проникнуть в самую  сердцевину человеческих отношений. К  сожалению, долгие годы мы относились к этому наследию высокомерно.

Право, как и государство является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно- организованном обществе, как основной нормативный регулятор общественных отношений.

Учение о праве демонстрируют  огромное разнообразии подходов, оценок, результатов. И все же можно констатировать, что все представления о праве  опираются на общую основу: право  для людей всегда выступало как  определенный порядок в обществе. Но за этой общей основой начинались различия.

Многообразие учений о  праве касалось и содержания права, и его формы. Когда речь идет о  содержании права как определенного  порядка в обществе, подразумевается, чьи интересы в обществе отражает и закрепляет этот порядок, какие  группы общества за этим стоят, в пользу кого и против кого направлен этот порядок. Коротко говоря, под содержанием  права мы понимаем его социальное качество, его служение тем или  иным общественным слоям.

Право, правовая действительность, правовая материя выступают, в трех проявлениях, в трех формах: во-первых, в форме правосознания, идеи, представления  о праве; во-вторых, в форме правовых норм; в-третьих, в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы  и, в свою очередь, испытывающих воздействие этих норм. Правосознание --это часть общественной идеологии, та ее часть, которая связана с правом. Правовые нормы часть социальных регуляторов, возможно, наиболее важная часть. Наконец, правовые отношения -- это одновременно источник правовых норм в результате их действия.

Эта триединая сущность права  практически присутствует во всех научных  представлениях. Но вот роль и значение каждого из трех правовых начал оказываются  различными в различных правовых школах.

Происхождение, логика развития и содержание всей правовой действительности свидетельствует о том, что правовые нормы и системы права являются результатом «следования» субъектов  правосознания и правотворчества  за наиболее значимыми социальными  проблемами и противоречиями, за потребностями  в общественной практики.

Все правовые, юридические  явления могут быть осознаны как  проявление социальной необходимости, как естественный атрибут общественного  развития. Из этого можно сделать  вывод, что право и все правовые явления действительно не имеют  и не могут иметь собственной  истории и не являются самодостаточной  и саморазвивающийся идеей.

Основное теоретическое  и практическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм выражения и отражения реально существующих явлений, вещей, а именно в том, что наше сознание не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его.

Правовые явления как  продукт сознания, конструкция всякого  правосознания.

Вопрос о сущности права  остается в центре внимания и современной  правовой и политической мысли, а  понятие права и сегодня - одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его  сущности зависит подход к пониманию  многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как  теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

Современные учения о сущности права представляют собой конгломерат  отдельных концепций, направлений.

Плюрализм (множество школ и теорий) имеет свои причины. В  их ряду можно отметить;

Возникновение теорий на различных  этапах развития общества, каждый этап выдвигает свои проблемы, которые  и отражаются в теориях права;

Связь теории права с разными  философским воззрениями.

Обусловленность теорий национальными, религиозными традициями, особенностей формирования правовых систем в той  или иной стране.

Информация о работе Место и роль права в системе социального регулирования