Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:31, реферат
Каждый человек в повседневной жизни сталкивается с вопросом, как правильно поступить в той или иной ситуации, как на работе, в общественных местах, так и дома, в семье. Иначе говоря, у него возникает вопрос: как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей? Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм.
МЕСТО И РОЛЬ ПРАВА
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО
Каждый человек в повседневной
жизни сталкивается с вопросом, как
правильно поступить в той
или иной ситуации, как на работе,
в общественных местах, так и дома,
в семье. Иначе говоря, у него возникает
вопрос: как согласовать свои поступки
с интересами общества, государства,
других людей? Ответ на вопрос о допустимом,
желательном и должном
Социальные нормы: моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.[1]
Человек взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют его права, обязанности, ответственность. Право определяет принципы взаимоотношений человека с государством и обществом, гарантии обеспечения прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.
Одним из признаков права является его нормативность. Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормы права - это общеобязательные правила поведения.
Социальное регулирование, как система социальных норм
Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой «зоологический индивидуализм» и в процессе общения с себе подобными вырабатывать неосознаваемые социальные установления (регуляторы). Эти установления были необходимы для удовлетворения биологических потребностей, для преодоления страха и «налаживания контактов» с непонятными ещё природными земными и небесными силами, и, наконец, для объяснения самой человеческой жизни, её сути и смысла. Формировались эти установления в ходе совместной жизни, охоты, рыбной ловли, при строительстве убежищ. Связь с предыдущими и будущими поколениями осуществлялась путём мифологического построения мира. Это были неразвитые, примитивные «регуляторы», отвечающие, в нашем современном понимании, только на один вопрос, поставленный жизнью, - «можно ли» и содержащие один ответ – «нельзя».
В числе первых таких социальных
регуляторов можно назвать
Обычаи – общие правила поведения, возникающие в результате постоянного повторения конкретных образцов поведения, и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.
Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.
Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару со стороны фантастических духов и богов.
Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами - видами животных и растений.[3]
Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.
Мифология – совокупность мифов, сказаний, отражавших представления людей о мире, природе и человеке.
Для социальных регуляторов доцивилизационной эпохи развития общества были характерны некоторые общие черты, рассмотрение которых позволит лучше разобраться в генезисе и перспективах развития современных регулятивных средств.
Во-первых, следует отметить
их обусловленность природно-
Во-вторых, они носят общий и неоднократный характер, они были «отмерены» для всех людей, принадлежащих к определённой социальной группе (роду, племени), живущих сегодня и рожденных в будущем.
В-третьих, все они – мононормы, т.е. одновременно нормы организации общественной жизни, нормы первобытной морали и религиозные нормы.
В-четвертых, эффективность
их реализации была достаточно высока,
так как это жизненно-
Именно регулятивные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права.
С усложнением социальной жизни, развитием самого человека, изменениями в материальном производстве, изменяется и система социальных норм.
Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. В учебной литературе выделяют несколько подвидов нормативного регулирования. В их числе – регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и т.д.
Социальное (нормативное) регулирование включает следующие составляющие:
1) выработку социальных норм (образцов поведения);
2) реализацию этих норм
в деятельности индивидов,
3) использование мер воздействия ( убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.
Необходимым элементом нормативного регулирования является социальная норма. Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Таким образом, социальное (нормативное)
регулирование – это
Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.
Правовая норма - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Иные социальные нормы подразделяются на три основных вида: обычаи, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы.
Право – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Самое общее и вместе с тем самое важное, что можно сказать о праве, состоит, пожалуй, в том, что оно принадлежит к организующим факторам, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь. По природе своей право есть нормативный регулятор, его социальное назначение проявляется в регулировании той части жизненных процессов, которые люди пытаются сознательно организовывать, приводить в некий порядок, а затем поддерживать, контролировать, сохранять и защищать ради определенных целей.
· право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях;
· право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности;
· благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи;
· на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство.
Право, при всей своей относительной
самостоятельности, регулирует общественные
отношения во взаимодействии не только
с моралью, но и с иными нормами,
как элемент системы
В условиях правового общества, для эффективной работы демократического государства необходимо гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами.
Право и основные теории его понимания.
Право.
Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы.
Право есть совокупность
правил (норм), определяющих обязательные
взаимные отношения людей в
обществе; это определение П. указывает
лишь общие очертания его
Право это совокупность
установленных или
Общее понятие правопонимания.
Право - одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимание отражаются представление людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, и изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, поскольку меняются и будут меняться представление о праве.
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений. К сожалению, долгие годы мы относились к этому наследию высокомерно.
Право, как и государство является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно- организованном обществе, как основной нормативный регулятор общественных отношений.
Учение о праве демонстрируют огромное разнообразии подходов, оценок, результатов. И все же можно констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе. Но за этой общей основой начинались различия.
Многообразие учений о праве касалось и содержания права, и его формы. Когда речь идет о содержании права как определенного порядка в обществе, подразумевается, чьи интересы в обществе отражает и закрепляет этот порядок, какие группы общества за этим стоят, в пользу кого и против кого направлен этот порядок. Коротко говоря, под содержанием права мы понимаем его социальное качество, его служение тем или иным общественным слоям.
Право, правовая действительность, правовая материя выступают, в трех проявлениях, в трех формах: во-первых, в форме правосознания, идеи, представления о праве; во-вторых, в форме правовых норм; в-третьих, в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы и, в свою очередь, испытывающих воздействие этих норм. Правосознание --это часть общественной идеологии, та ее часть, которая связана с правом. Правовые нормы часть социальных регуляторов, возможно, наиболее важная часть. Наконец, правовые отношения -- это одновременно источник правовых норм в результате их действия.
Эта триединая сущность права практически присутствует во всех научных представлениях. Но вот роль и значение каждого из трех правовых начал оказываются различными в различных правовых школах.
Происхождение, логика развития
и содержание всей правовой действительности
свидетельствует о том, что правовые
нормы и системы права являются
результатом «следования» субъектов
правосознания и
Все правовые, юридические явления могут быть осознаны как проявление социальной необходимости, как естественный атрибут общественного развития. Из этого можно сделать вывод, что право и все правовые явления действительно не имеют и не могут иметь собственной истории и не являются самодостаточной и саморазвивающийся идеей.
Основное теоретическое и практическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм выражения и отражения реально существующих явлений, вещей, а именно в том, что наше сознание не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его.
Правовые явления как продукт сознания, конструкция всякого правосознания.
Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня - одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.
Современные учения о сущности права представляют собой конгломерат отдельных концепций, направлений.
Плюрализм (множество школ и теорий) имеет свои причины. В их ряду можно отметить;
Возникновение теорий на различных этапах развития общества, каждый этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях права;
Связь теории права с разными философским воззрениями.
Обусловленность теорий национальными, религиозными традициями, особенностей формирования правовых систем в той или иной стране.
Информация о работе Место и роль права в системе социального регулирования