Место и роль права в системе социального регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

Каждый человек в повседневной жизни сталкивается с вопросом, как правильно поступить в той или иной ситуации, как на работе, в общественных местах, так и дома, в семье. Иначе говоря, у него возникает вопрос: как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей? Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм.

Файлы: 1 файл

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.docx

— 26.55 Кб (Скачать)

Школы и теории могут выражать интересы разных социальных сил, меняются интересы, меняются и взгляды.

Обострение классовой  борьбы приводит к появлению солидаризма в праве;

Одной из важных предпосылок  множественности теорий является сложность  механизма правого регулирования, который предполагает наличие различных  элементов: норм права, юридических  фактов, правоприменительных актов, в том числе и судебных, влияние  на право и правовое регулирования правосознания, нравственности с их представлениями о добре и зле, справедливости, разумности, добросовестности.

Кроме того, право как социальный институт, связанный с экономикой, политикой, интересами классов и  социальных групп индивидов, в своем  регулирование взаимодействует  различными социальными нормами.

Каждая теория создается  не на пустом месте, не в отрыве от правого  регулирования, но каждая из них берет  за основу один два феномена участвующих  в правовом регулировании. Так, теория естественного права кладет в  основу идеи правосознания и морали о справедливости, юридический позитивизм подчеркивает связь права с государством, нормативизм делает упор на нормативный  характер права, и т.д.

Заметим, что все эти  теории страдают определенной односторонностью подходов. На формирование различных  теорий оказывает свое влияние и  идеологическая борьба, развивающиеся в начале в русле “феодализмаЇкапитализма”, а затем “социализмаЇкапитализма”.

 

 

Основные  теории правопонимания.

С точки зрения нормативной  концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных  актов система норм, установленных  и охраняемых от нарушений государственной  властью.

Социологическая концепция  права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.

С позиций нравственной школы  право рассматривается как форма  общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли  в сознание и не усвоены им. Закон  не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с  данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Надо заметить, что каждое из правопонимании имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий. При этом каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Проф. О.Э. Лейст замечает, что «быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права».

Профессор B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами правопонимания: юридическим (от «ius» - право) и легистским (от «lex» - закон). При этом он подчеркивает, что для легистского подхода вопроса «что такое право?» практически не существует: право для него - это уже официально данное, действующее, позитивное право. У легизма есть лишь трудности с определением (дефиницией) того, что уже есть и известно как право. То есть легистским Нерсесянц называет такой подход к пониманию права, при котором отождествляются право и писаный закон.

 

Юридический тип правопонимания охватывает различные прежние и современные философско-правовые концепции понятия права, основанные на различении права и закона. При этом естественно-правовая концепция - лишь частный случай (исторически наиболее распространенный, но не единственный) юридического типа правопонимания, подобно тому, с его точки зрения, как различение естественного права и позитивного права - тоже лишь одна из многих возможных версий различения права и закона.

Итак, анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет  сделать вывод, что в основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К таким основаниям относятся следующие положения:

а) закон (официальные формы  выражения права) может быть неправовым, ибо объективно существует определяющая его содержание социальная основа - «естественное право», от принципов  которого закон может отклоняться. То, что называют «естественным правом», правом в собственном смысле не является, но позволяет определить, правовую или неправовую природу имеет тот или иной закон;

б) права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения - «закона» (официальных форм выражения права), поэтому правом может считаться только единство правового содержания (правил, соответствующих  природе права) и форм его объективирования, внешнего выражения и закрепления. Другими словами, право есть правовой закон;

в) между писаным правом (законом) и его практическим воплощением  в вариантах фактического поведения  лежит целый пласт опосредующих звеньев в виде различных правовых и неправовых (в частности, психологических) механизмов, что и дает социологической  юриспруденции основание различать  «право в книгах» и «право в  жизни».


Информация о работе Место и роль права в системе социального регулирования