Прававое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов правового регулирования
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи
дать понятие метода правового регулирования;
Дать понятие механизма правового регулирования;
2 .Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
3. рассмотреть виды средств правового регулирования.

Файлы: 1 файл

ТГП НОВЫЙ.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность  темы исследования.

В системе социального  регулирования важнейшая роль принадлежит  правовому регулированию, под которым  в узком смысле понимается воздействие  норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств  на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими  его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой  государственно-правового принуждения  позволяют перевести правовые нормы  из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь  человека и общества.

Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств  упорядочивающее воздействие права  на общественные отношения. Признаки правового  регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для  права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового  регулирования.

Из определения вытекает, что регулированием можно назвать  только такое воздействие, при котором  ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения  ее сохранности, повышения эффективности  землепользования издается закон о  земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются  поставленные цели, можно назвать  правовым регулированием.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов правового регулирования

Для достижения поставленной цели при написании работы ставились  следующие задачи

дать понятие метода правового  регулирования;

  1. Дать понятие механизма правового регулирования;

2 .Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;

3. рассмотреть виды средств правового регулирования.

Объект исследования – механизмы правового регулирования.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением механизмов правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Механизм правового  регулирования

    1. Понятие и методы механизма правового регулирования

 

Понятие механизма действия права следует начать с уяснения таких категорий, как правовое воздействие  и правовое регулирование, имея в  виду огромное значение механизма регулирования  для юридической науки и практики.

Необходимо также обратить внимание на различные аспекты (проявления) механизма действия права – юридический, социальный, психологический, кибернетический  и др.

Важным для усвоения понятия  механизма действия права является уяснение его соотношения с категорией «правовая система общества», которое  может быть конкретизировано по объему и функциональной роли. Следует иметь  в виду, что в юридической науке  указанное соотношение интерпретируется по-разному, и студенты сами должны определить свою позицию по этому  вопросу.

Механизм правового регулирования  – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Если же говорить о действии права, то это – обусловленное  социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей  свойство (способность) права в определенной среде оказывать информативное  и ценностно-мотивационное воздействие  на личность, общности людей и вследствие этого обеспечить соответственно целям, принципам и предписаниям права  правомерный характер их деятельности, достижение цивилизованными средствами фактических результатов.

Прежде чем перейти  к изучению института механизма  правового регулирования необходимо затронуть сам термин «правовое  регулирование».

В узком смысле под правовым регулированием понимается «воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств  на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития».

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих  юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных  актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи  и взаимодействии. Исходя из этих задач, можно сформулировать следующее  определение.

Правовое регулирование  – это целенаправленное воздействие  на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Регулированием можно  назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в  целях упорядочения использования  земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие  норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные  законодательством, а в некоторых  ситуациях и противоречащие целям  законодателя, то такое воздействие  не может считаться правовым регулированием.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами.

Безусловно, в реальной жизни  духовное, идеологическое, психологическое  воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим  правовым регулированием. Воздействие  на общественные отношения, на поведение  людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь  оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

«В сферу правового  регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие  признаки.

Во-первых, это отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.

В-третьих, отношения эти  строятся на основе согласия выполнять  определенные правила, признания обязательности этих правил.

В-четвертых, эти отношения  требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового  регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным  признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется  возможность и необходимость  правового регулирования имущественных  отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и  все общество, и каждый отдельный  человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества  в денежном эквиваленте), обязательность признания правил обеспечена действенной  силой специального аппарата правового  принуждения1.

Вторую группу образуют отношения  по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество.

Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов  и должно реализоваться по строгим  правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения  по обеспечению правопорядка, которые  призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов  управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей  в двух указанных сферах». Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового  регулирования.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового  регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.

Методы правового регулирования  – это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование  в данной области общественных отношений  того или иного комплекса юридических  средств.

Методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они  выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, в системе права  они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные  подразделения – в отрасли  права.

В теории правового регулирования  принято выделять два метода правового  воздействия.

Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов  сторон в общественном отношении  субъектов гражданского общества, удовлетворяющих  в первую очередь свои частные  интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового  характера децентрализованное, диспозитивное  регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование  определяется преимущественно снизу, на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений.

Их правомерные действия являются индивидуальным, автономным источником юридической энергии, и  сообразно этому положение субъектов  характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному поведению.

Метод централизованного, императивного  регулирования базируется на отношениях субординации между участниками  общественного отношения. При его  помощи регулируются отношения, где  приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес централизованное, императивное регулирование (метод  субординации), при котором регулирование  сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах. Юридическая энергия поступает  на данный участок правовой действительности только сверху, от государственных  органов, и сообразно этому положение  субъектов характеризуется отношениями  субординации, прямого подчинения.

Рассматривая методы правового  регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь в рамках отраслей права, вместе с тем необходимо указать на некоторые  первичные, исходные методы, которые  представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях:

В отраслях права эти первичные  методы в зависимости от характера  регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в  различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преобладанием  одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в публичном, прежде всего в административном, праве (централизованное регулирование  – метод субординации) и в частном, прежде всего в гражданском, праве (децентрализованное регулирование  – метод координации).

В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными  процессами, наделенное властными общезначимыми  полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в  публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Обращаясь теперь к механизму  правового регулирования, представляется в высшей степени важным обратить внимание на серьезное качественное различие сочетания правовых средств  при централизованном и децентрализованном методах воздействия права на общественные отношения.

В первом случае (метод централизованного  регулирования ) это сочетание таково, что оно “крутится” вокруг позитивных обязанностей со всеми присущими  им особенностями. Поэтому механизм правового регулирования здесь  довольно прост: его начальное звено  – обязывающие юридические нормы, затем – относительные правоотношения, и, наконец, - реализация юридических  обязанностей (когда субъективное право  сводится, в сущности, к “праву требования”  исполнения обязанности). В этом комплексе  юридических средств, весьма близких  к императивной деятельности государства, энергетическую силу механизму юридического регулирования задает не столько  собственная сила права (хотя и тут  есть элементы “юридического автоматизма”), сколько непосредственно государственная  власть.

Иная картина – при  децентрализованном регулировании. Именно тут, при децентрализованном методе регулирования, вступают в действие дозволения и запреты, в том числе  – общие дозволения и общие  запреты, их многообразные сочетания. И именно здесь возникают сложные  связи между частицами правовой материи, в которой в полной мере проявляется собственная энергия  права, его специфическая логика. Само существенное, что необходимо отметить в отношении механизма  правового регулирования при децентрализованном регулировании, заключается в том, что здесь центральным звеном в сложных комплексах юридических средств становится субъективное право (не сводимое к одному лишь праву требования, а имеющее свое положительное содержание, которое и должно реализоваться на завершающей стадии механизма); и плюс к тому – юридическая энергия имеет своим источником не только государственную власть2.

Информация о работе Прававое регулирование