Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов правового регулирования
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи
дать понятие метода правового регулирования;
Дать понятие механизма правового регулирования;
2 .Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
3. рассмотреть виды средств правового регулирования.
Введение
Актуальность темы исследования.
В системе социального
регулирования важнейшая роль принадлежит
правовому регулированию, под которым
в узком смысле понимается воздействие
норм права (системы правовых норм),
других специально-юридических
Позитивное право обладает
свойствами и механизмами, обеспечивающими
его реализацию в жизни общества.
Нормативность, общеобязательность, формальная
определенность, обеспеченность силой
государственно-правового
Правовое регулирование
- это осуществляемое при помощи
особой системы правовых средств
упорядочивающее воздействие
Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов правового регулирования
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи
дать понятие метода правового регулирования;
2 .Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
3. рассмотреть виды средств правового регулирования.
Объект исследования – механизмы правового регулирования.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением механизмов правового регулирования.
Понятие механизма действия
права следует начать с уяснения
таких категорий, как правовое воздействие
и правовое регулирование, имея в
виду огромное значение механизма регулирования
для юридической науки и
Необходимо также обратить внимание на различные аспекты (проявления) механизма действия права – юридический, социальный, психологический, кибернетический и др.
Важным для усвоения понятия
механизма действия права является
уяснение его соотношения с категорией
«правовая система общества», которое
может быть конкретизировано по объему
и функциональной роли. Следует иметь
в виду, что в юридической науке
указанное соотношение
Механизм правового
Если же говорить о действии
права, то это – обусловленное
социально-экономическими условиями,
потребностями и интересами людей
свойство (способность) права в определенной
среде оказывать информативное
и ценностно-мотивационное
Прежде чем перейти
к изучению института механизма
правового регулирования
В узком смысле под правовым
регулированием понимается «воздействие
норм права (системы правовых норм),
других специально-юридических
Изучение правовых явлений,
подчиненное практическим задачам,
ставит целью подготовить будущих
юристов к пониманию
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Регулированием можно
назвать только такое воздействие,
при котором ставятся достаточно
ясно обозначенные цели. Например, в
целях упорядочения использования
земли, обеспечения ее сохранности,
повышения эффективности
Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.
Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами.
Безусловно, в реальной жизни
духовное, идеологическое, психологическое
воздействие права
«В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.
Во-первых, это отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.
Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.
В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.
В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют
отношения людей по обмену ценностями
(как материальными, так и нематериальными).
Здесь наиболее ярко проявляется
возможность и необходимость
правового регулирования
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество.
Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах». Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
Методы правового
Методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения – в отрасли права.
В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование определяется преимущественно снизу, на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений.
Их правомерные действия
являются индивидуальным, автономным
источником юридической энергии, и
сообразно этому положение
Метод централизованного, императивного
регулирования базируется на отношениях
субординации между участниками
общественного отношения. При его
помощи регулируются отношения, где
приоритетным, как правило, является
общесоциальный интерес централизованное,
императивное регулирование (метод
субординации), при котором регулирование
сверху донизу осуществляется на властно-императивных
началах. Юридическая энергия поступает
на данный участок правовой действительности
только сверху, от государственных
органов, и сообразно этому положение
субъектов характеризуется
Рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь в рамках отраслей права, вместе с тем необходимо указать на некоторые первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях:
В отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преобладанием одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в публичном, прежде всего в административном, праве (централизованное регулирование – метод субординации) и в частном, прежде всего в гражданском, праве (децентрализованное регулирование – метод координации).
В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Обращаясь теперь к механизму правового регулирования, представляется в высшей степени важным обратить внимание на серьезное качественное различие сочетания правовых средств при централизованном и децентрализованном методах воздействия права на общественные отношения.
В первом случае (метод централизованного
регулирования ) это сочетание таково,
что оно “крутится” вокруг позитивных
обязанностей со всеми присущими
им особенностями. Поэтому механизм
правового регулирования здесь
довольно прост: его начальное звено
– обязывающие юридические
Иная картина – при
децентрализованном регулировании. Именно
тут, при децентрализованном методе
регулирования, вступают в действие
дозволения и запреты, в том числе
– общие дозволения и общие
запреты, их многообразные сочетания.
И именно здесь возникают сложные
связи между частицами правовой
материи, в которой в полной мере
проявляется собственная