Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов правового регулирования
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи
дать понятие метода правового регулирования;
Дать понятие механизма правового регулирования;
2 .Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
3. рассмотреть виды средств правового регулирования.
Необходимо также сказать
о способах правового регулирования.
Способы правового
Со способами правового
регулирования (как основными, так
и дополнительными) взаимодействуют
неюридические способы влияния
на сознание, волю, а значит, и поведение
людей в обществе. Например, нормы
права, правовые акты (нормативные и
индивидуальные), другие правовые явления
обладают информационным воздействием.
С их помощью до сведения людей
доводится информация, которую они
могут использовать в своих интересах.
Они информируют людей о
Особое место в сложном
построении правового регулирования
занимают общие юридические запреты
и общие юридические
На основе соотношения
общих дозволений и запретов в
юридической литературе и в правовой
жизни сложились две
По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.
Безусловно, нет отраслей
права, построенных лишь на одном
типе правового регулирования. Так,
в гражданское право «
Вместе с тем достаточно
очевидно, что общедозволительный тип
правового регулирования связан
с закреплением в праве социальной
свободы, с правом человека на выбор
средств и способом достижения поставленных
целей. Разрешительный же тип правового
регулирования вытекает из необходимости
в высокой и строгой
Отсюда следует вывод, что юридический запрет – это не чисто правовое явление. По самой своей субстанции он имеет черты социально-правового феномена, несущего на себе отпечаток конфликтных, аномальных и в то же время массовидно-социальных ситуаций, отношений и, следовательно, степени активности социального поведения.
Введение юридических запретов оказывается необходимым в случаях, когда в социальной действительности существуют (реально или в виде возможности) факты нарушений пределов дозволенного, в связи, с чем возникает опасность для общества и требуется обеспечить при помощи юридического запрета типичные, массовидные процессы жизнедеятельности.
И, наконец, обратим внимание
на само правовое регулирование, на уровень
его напряженности, интенсивности.
Правовое регулирование имеет
В зонах неинтенсивного правового
регулирования необходимо выделить
два качественно различных
Чрезвычайно интенсивное
или недостаточно интенсивное правовое
регулирование может наступить
в силу субъективных причин, прежде
всего в силу излишней или, напротив,
недостаточной законодательной
деятельности компетентных органов, ошибочных
в этой области решений. Но в то
же время надо учитывать, что степень
интенсивности правового
Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения3.
Как и понятие правового регулирования, понятие его механизма в рамках правоведения представляет собой важную общетеоретическую категорию. Оно позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанных с решением жизненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), и обрисовать их как целостность (это достигается и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде, А отсюда – высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе; показать их связь между собой, их взаимодействие.
Главное же – это то, что здесь перед нами – одно из важнейших проявлений логики права. Именно потому, что позитивное право представляет собой область долженствования и одновременно возможностей, «заряженных» необходимость их реального претворения в жизнь, выстраивается последовательная цепь правовых средств, призванных шаг за шагом, с неумолимой неуклонностью осуществить такого рода необходимость. Эта цепь, начальным звеном которой являются юридические нормы, вполне закономерно в силу самой логики права завершается актами реализации, когда возможности (субъективные права) и обязанности, выраженные в позитивном праве, становятся фактами реальной жизни, “решает” данную жизненную ситуацию.
Механизм правового
Изучение механизма правового
регулирования занимает ученых длительное
время. Значительный интерес для
разработки этой проблемы имели труды
С.С. Алексеева, в частности его
монографии «Механизм правового
регулирования в
Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования. С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования.
Понятие механизма правового
регулирования уже понятия
Отличие правового воздействия
от правового регулирования
«Однако уровень механизма
правового регулирования
Анализируя сказанное, по
нашему мнению, для механизма правового
регулирования понимается совокупность
правовых средств, взятая в единстве,
с помощью которых государство
осуществляет правовое воздействие
на общественные отношения в желаемом
для него направлении. В механизме
правового регулирования С.С. Алексеев
выделяет структуру правового
В теории правового регулирования
принято выделять два метода правового
воздействия: 1. Метод децентрализованного
регулирования, построенный на координации
целей и интересов в общес
твенном отношении и
Способы правового регулирования – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С.С Алексеев выделяет следующие способы правового регулирования: а. дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б. запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в. Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.)4.