Прававое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов правового регулирования
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи
дать понятие метода правового регулирования;
Дать понятие механизма правового регулирования;
2 .Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
3. рассмотреть виды средств правового регулирования.

Файлы: 1 файл

ТГП НОВЫЙ.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Средства правового регулирования

 

2.1. Понятие и  признаки средств правового регулирования

 

Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать  с разных сторон.

В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право  в большей степени характеризуется  как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.

Наряду с этим право  можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически  значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в  юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются  правовые средства8.

Как и многие юридические  понятия, правовые средства сначала  анализировались на отраслевом уровне – в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов).

Вместе с тем проблема правовых средств выступает прежде всего как общетеоретическая  проблема. В теории права под правовыми  средствами понимают институционные явления  правовой действительности, воплощающие  регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров.

В самом общем виде правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Эти цели могут быть различны, но, в конечном счете, они сводятся к справедливой упорядоченности  общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы  права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой все  обобщающие юридические способы  обеспечения интересов субъектов  права, достижения поставленных  целей (в чем проявляется социальная  ценность данных образований  и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические  качества и ресурсы права, что  придает им особую юридическую  силу, направленную на преодоление  препятствий, стоящих на пути  удовлетворения интересов участников  правоотношений;

3) сочетаясь определенным  образом, выступают основными  работающими частями (элементами) действия права, механизма правового  регулирования – МПР, правовых  режимов (т.е. функциональной стороны  права);

4) приводят к юридическим  последствиям, конкретным результатам,  той или иной степени эффективности  правового регулирования;

5) обеспечиваются государством.

 

2.2. Виды средств  правового регулирования

 

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности  их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к  первым относятся простейшие и неделимые  предписания – субъективные права  и юридические обязанности, поощрения  и наказания, льготы и запреты  и т.п., то ко вторым – комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших – договор, норма, институт, правовой режим и пр.

По выполняемой роли они  делятся на: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования – на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру  – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий – на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия – на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования  – на нормативные (установленные  в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической  направленности – на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.

Юридические средства участвуют  в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование  обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств  воздействие на общественные отношения  в целях их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в  единстве и многообразии весь процесс  влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей9.

Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются  различия. Предмет правового регулирования  несколько уже предмета правового  воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние.

Если правовое регулирование  как специально-юридическое воздействие  в любом случае связано с установлением  конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о  должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе –  необязательно. В этом смысле регулирование  – лишь одна из форм воздействия  права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым  относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов  и другие авторы).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют  в себе информационные и психологические  закономерности, осуществляемые в данном процессе10.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) аспект заключается  в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в  сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Данный аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий  заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и  воздержаниям (мотивационное или  импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних  склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)».

Социальный аспект представляет собой взаимосвязь правовых и  других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих  участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти  факторы в своей совокупности образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и  предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов  путем постановки в правовых актах  социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

Разумеется, все вышеназванные  формы воздействия права (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) на общественные отношения взаимосвязаны, между  ними нет и не может быть «китайской стены». Аналогичное положение в  совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая). Отсюда вывод: с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия  «правовое регулирование» и «правовое  воздействие» (у них объемы не совпадают), а с другой – полностью различать. В самом общем понимании их можно рассматривать как синонимы, ибо подобное разделение условно, оно  связано с выделением различных  граней общего действия права.

 

Заключение

 

В ходе исследования темы курсовой работы «Механизма правового регулирования» мы пришли к следующим выводам. В механизме правового регулирования выделяется структура правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия:

1. метод децентрализованного  регулирования, построенный на  координации целей и интересов  в общественном отношении и  применяемый в сфере отраслей  частноправового характера; 

2. метод централизованного,  императивного регулирования, базирующийся  на отношениях субординации между  участниками общественных отношений  и используемый в публично  – правовых отраслях.       Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.

Я считаю, что изучение этой темы в настоящее время актуально, так как наметился ряд проблем  в данной области требующий их научного исследования и разрешения. Необходимо четко уяснить место  некоторых элементов (юридических  норм, правоотношений, юридических  фактов и т.д.) в механизме правового  регулирования. Ведь от этого, во многом, зависит эффективность всего  механизма правового регулирования.

С данной точки зрения механизм правового регулирования можно  подразделить на такие компоненты: механизм правотворчества, механизм реализации норм права, механизм государственного принуждения, где охранительную  направленность выполняет механизм процессуального регулирования. Рассматривая юридические факты, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать их изучение, обосновывать появление их новых  видов, модификаций (например, группы юридических  фактов, фактических систем и т.д.). Необходимо расширить и углубить классификацию юридических фактов, что будет существенным шагом  в правовой науке, а также важным условием уяснения места юридических  фактов в механизме правового  регулирования. Актуально изучение функций юридических фактов в  механизме правового регулирования. Юридические факты как элемент  механизма правового регулирования  должны использоваться системно 
Список литературы:

 

  1. Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвуз. науч. – практ. конф. (СПб., 14 декабря 2001г.) МВД Рос., СПбУ / Под общ. ред В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002. С. 442.
  2. Анисимов П.В., Лазарев В.М. Методы правозащитного регулирования. Волгоград, 2007. С. 202.
  3. Гойман В.И. О природе правового регулирования // Право и политика: Современные проблемы соотношения и развития. Воронеж, 2009.
  4. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. 2009. С. 345.
  5. Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. М., 2009. С. 224.
  6. Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование: Общетеоретический аспект // Государство и право. 1993. № 7. С. 41–45.
  7. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М., 2005. – С. 575.
  8. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права. М., 2008. С. 208.
  9. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66–77.
  10. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. – М., 2006. – С. 648.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права: Учебник. – М., 2007. – С. 541.
  12. Минниахметов Р.Г. Еще раз о соотношении права и государства // Право и политика. – 2005. - № 3.
  13. Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2008. С. 480.
  14. Теория государства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М., 2007. С. 616.
  15. Чашин А. Н. Теория государства и права. М., 2008. С. 688.

1 Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов: СГАП, 2006. с. – 280.

2 Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов: СГАП, 2006. с. – 285.

3 Акмалова А.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы. Учеб. пос. М.: Юриспруденция, 2007. с. – 184.

4 Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 2000. с. – 512.

5 Теория государства и права. Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2005. с. – 345.

6 Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. 2007. С. 138.

7 Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. 2007. С. 141.

8 Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. М., 2007. С. 75.

9 Анисимов П.В., Лазарев В.М. Методы правозащитного регулирования. Волгоград, 2007. С. 95.

10 Анисимов П.В., Лазарев В.М. Методы правозащитного регулирования. Волгоград, 2007. С. 98.


Информация о работе Прававое регулирование