Понятие права его сущность и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое изучение вопроса. Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
• раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений;
• определить сущность и содержание права.
• Рассмотреть воздействие права на общественные отношения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие права…………………………………………………………4
1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле………………6
1.2. Право как регулятор общественных отношений………………………7
1.3. Соотношение права и религии………………………………………….9
1.4. Соотношение права и обычаев…………………………………………11
1.5. Соотношение права и морали………………………………………….12
Глава II. Сущность и Назначение права……………………………………...13
Глава III.Функции и Признаки права………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль    отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие
существуют тенденции их развития и преобразования. Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди  руководствуются в своей повседневной жизни.

 

1.3.         Соотношение права и религии

              Наиболее рано обособились в своей самобытности религиозные нормы, нормы обычаев и морали. Соотношение права и религии. Назначение религии  является  выработка " смыслов ",   позволяющих  человеку  так   или

10

иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом " хорошего " поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран Сунна. В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии – в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством,  некоторые  отношения  в  жизни верующих. Влияние права на

11

религию в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14 ), федеральный закон " О свободе совести" гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации  действуют  нормы  разных религиозных  верований  и  направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

 

1.4.         Соотношение права  и обычаев

              Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются
так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной
практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения,
установившегося подхода к оценке определенного образа отношений,
действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах находим выражение психологии определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в  правах. К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона (В Российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 закона " О конституционном суде РФ"). Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право, При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота – правило поведения,

12

сложившееся и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской деятельности. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, каким  должны или могут быть человеческие поступки.

              Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по
происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации.
Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы
права существуют в государственно-организационном обществе.

 

1.5.         Соотношение права и морали

              Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции,
представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое
влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности.
Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в
практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем,
некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под
моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их
соблюдения, т. е. фактическое состояние, уровень морали. Однако в данном
случае следует исходить из тождественности этих понятий, иначе мораль можно определить, как известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и
основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к
другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Приведенная
формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого
явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же
психологические моменты - эмоции, переживания и т.п. Как форма общественного сознания, система отношений и норм – мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной

13

организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья  людей. На развитие морали оказывают воздействие социально - политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие человеческого и классового. Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

 

   ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а  потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого  человека,  до  каждой  организации.       

14

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не  опасаясь неблагоприятных последствий  в  социальном  плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро  становится нормой  жизни,  зло – нарушением этой  нормы. Поняв сущность, мы сможем разобраться для чего право необходимо людям. Назначение права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права – выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит  в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса. В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе

 

15

с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

 

    ГЛАВА III. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВА

Признаки  права,  характеризуют  его  как  специфическую  систему  общественных  отношений.

  1) нормативность.  Право  имеет  нормативный  характер,  что  роднит  его  с  другими  формами  социального  регулирования – нормативностью,  обычаями.  Право,  которым  располагает  каждый  человек  или  юридическое  лицо,  не  произвольно отмерено  и  определено в  соответствии  с  действующими  нормами.  В  некоторых  учениях  о  праве  признак  нормативности  признается  доминирующим   и право  определяется  как  система  юридических  норм.  При  таком  подходе  право  физического  или  юридического  лица  оказываются  всего  лишь  результатом  действия  норм  и  как  бы  навязываются  им  из вне.  В  действительности  имеет  место  противоположная  зависимость:  в  результате  многократного  повторения  каких-либо  вариантов  поведения  формируются  соответствующие  правила.  Знание  сложившихся  правил  облегчает  человеку   выбор  верного  решения  относительно  того,  как  ему  следует  поступать  в  той  или  иной  жизненной   ситуации.  Ценность  рассматриваемого  свойства  состоит  в  том,  что  «в  нормативности  выражается  потребность  утверждения  в  общественных  отношениях  нормативных  начал,  связанных  с  обеспечением  упорядоченности  общественной  жизни,  защищенного  статуса  автономной  личности,  ее  прав  и  свободы  поведения»[1].  Нормы  права  следует  рассматривать  как  «рабочий  инструмент»,  с  помощью  которого  обеспечивается  свобода  человека  и  преодолевается  социальный  антипод  права – произвол  и  беззаконие. 

16

2) формальная определенность.  Предполагает  закрепление  правовых  норм  в  каких-либо  источниках.  Нормы  права  официально  закрепляются  в  законах,  иных  нормативных  актах,  которые  подлежат  единообразному  толкованию.  В праве  формальная  определенность  достигается  официальной  публикацией  судебных  решений,  признаваемых  в  качестве  образцов,  обязательных  при  рассмотрении  аналогичных  юридических дел.  В  обычном  праве  она  обеспечивается  формулой  закона,  который санкционирует  применение  обычая,  либо  текстом  судебного  решения  принятого  на  основании  обычая.

На  основе  норм  права  и  индивидуальных  юридических  решений  четко  и  однозначно  определяются  субъективные  права,  обязанности,  ответственность граждан  и  организаций.

  3) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.

  4) интеллектуально-волевой  характер  права.  Право проявление  воли  и сознания  людей.  Интеллектуальная  сторона  права  состоит  в  том,  что  оно  есть  форма  отражения  социальных  закономерностей  и  общественных  отношений – предмета  правового  регулирования.  В  праве  отражаются  и  выражаются  потребности,  цели  и  интересы  общества,  отдельных  лиц  и  организаций.  Формирование  и  функционирования  права  как  выражение  свободы,  справедливости  и  разума  возможны  только  в  обществе,  в  котором  все  индивиды  имеют  экономическую,  политическую  и  духовную  свободу.

  Волевое  начало  права  нужно  рассматривать  в  нескольких  аспектах.  Во-первых,  в  основе  содержания  права  лежат  социально-правовые  притязания  отдельных  лиц,  их  организаций  и  социальных  групп,  и  в  этих   притязаниях   выражается    их   воля.  Во-вторых, государственное 

17

признание  данных  притязаний  осуществляется  через  волю  компетентных  государственных  органов.  В-третьих,  регулирующее  действие  права, возможно,  лишь  при  «участии»  сознания  и  воли  лиц,  которые  реализуют  юридические  нормы.

5) обеспеченность возможностью государственного принуждения.   Государственное   принуждение  –  фактор,   позволивший   четко разграничить   право  и  обязанность,  т.е.  сферу  личной  свободы  и  ее  границы.  Государственное  принуждение – специфический  признак  права,  отличающий  его  от  иных  форм  социального  регулирования:  нравственности,  обычаев,  корпоративных  норм.  Государство, имеющее  монополию  на  осуществление  принуждения  представляет  собой  необходимый  внешний  фактор  существования  и  функционирования  права.  Исторически  право  возникло  и  развивалось  во  взаимодействии  с  государством,  первоначально  выполняя  охранительную  функцию.  Именно  государство  придает  праву в  высшей  степени  ценные  свойства:  стабильность,  строгую  определенность  и  обеспеченность  «будущего»,  которые  по  своим  характеристикам  как  бы  становятся  частью  существующего.

Информация о работе Понятие права его сущность и назначение