Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:02, контрольная работа
Цель данной работы — выявить особенности структуры философии права и раскрыть ее содержание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и элементы структуры философии права.
2. Охарактеризовать основные компоненты философии права.
Введение 3
1 Понятие и элементы структуры философии права 4
2 Характеристика основных компонентов философии права 6
2.1 Онтологическая природа права 6
2.2 Право как общее благо 8
2.3 Гносеология права. Специфика процесса правового познания 10
2.4 Философско-правовая праксиология 12
2.5 Антропологические основы права 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение
1 Понятие и элементы структуры философии права
2 Характеристика основных компонентов философии права 6
2.1 Онтологическая природа права
2.2 Право как общее благо
2.3 Гносеология права. Специфика процесса правового познания 10
2.4 Философско-правовая праксиология
2.5 Антропологические основы права
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Философия права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право. Она является древней наукой, имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля, философия права достигла особого развития в Западной Европе в XVIII—XVIII вв., но особенно бурно она развивается во второй половине XX в.: публикуется огромное количество работ, и ее преподаванию уделяется все большее внимание на факультетах философии и права.
В последние годы философия права возрождается в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплине. Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества все еще сказываются. Многие проблемы, концепции, направления все еще плохо известны в нашей стране, практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению ее основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.
Объектом данной работы выступает структура философии права.
Цель данной работы — выявить особенности структуры философии права и раскрыть ее содержание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и элементы структуры философии права.
2. Охарактеризовать основные компоненты философии права.
1 Понятие и элементы структуры философии права
Философия права имеет свое предметное обособление, о чем говорят такие показатели теоретической зрелости этой дисциплины, как сформированность специальной методологии исследования. Последнее явилось результатом и следствием предшествующих дисциплинарному становлению философии права интегративных процессов. Обособление философии права - по объекту, по предмету - вызвало последующий отбор и привлечение уже сформировавшихся понятий и методов из дисциплин, выступающих по отношению к философии права в качестве базисных, концептуальных оснований. Эта специфика оформления категориального и методологического базиса философии права формирует большой сложности задачу: задачу осознания общего и специального в категориях и методологии философии права. Сложнейшей проблемой методологической рефлексии философии проявляется проблема категориального статуса этой дисциплины и механизма формирования ее концептуально-логического аппарата. Поднимая вопрос о построении концептуальной структуры философии права, обратим прежде всего внимание на основания и принципы построения концептуально-понятийной системы.[1] При этом существенны следующие обстоятельства: всеобщая связь явлений обусловливает логику познавательного процесса: исходные данные для новой концепции возникают в рамках уже существующих представлений. Осмысление этих данных приводит к формулировке новой концепции - в общем виде как исследовательской программы. Наконец, целенаправленное осуществление этой программы обеспечивает наличие данных, позволяющих приступить к формированию категориального аппарата. Формирование же основополагающих системообразующих категорий позволяет систематизировать весь категориальный аппарат.
Философия права - целостная многоуровневая система, звенья которой находятся в состоянии иерархической соподчиненности, которые не могут быть представлены как концептуально обособленные. В силу этого и понятийные структуры также не являются изолированными от влияния (через содержание) других - в большей или меньшей степени высоких - уровней общения. Вместе с тем каждый тип и уровень познания в сфере философии права имеет свои неповторимые функции в этой науке. А этим обусловлена качественная независимость логико-методологических средств.
Выявляется и то обстоятельство, что интерпретация понятия в новой предметной области всегда связана с изложением его содержания, с углублением содержательной характеристики в процессе перехода на новый уровень теоретизации: познания объекта - его обобщения, расширения сферы его применения. При этом возможен амбивалентный процесс: либо сужение содержательного объема понятий, либо его расширение. Интересной представляется идея введения конструкта «понятийный ряд», куда включается определенное число категорий, сгруппированных по определенному основанию. В целом же соотношение категориальных структур философии как теории всеобщего и философии права - это отражение соотношений общего и единичного.[2] Происходит как бы процесс проецирования содержания категориальных структур в предметную сферу менее высокого уровня обобщения, и это сопровождается конкретизацией содержания используемых в философии права понятий.
Формирование специфики предмета и объекта философии права вызвало привнесение в ее категориальную структуру конкретного философско-правового содержания. При этом роль базисного интегрирующего основания в категориальной системе философии права играет понятие «право». Мы полагаем, что этот процесс - формирование и исследование базисных понятий - в философии права особенно важен, поскольку неразработанность понятийных конструктов такого уровня является сдерживающим фактором для процесса теоретизации философии права.
К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:
1) онтология права;
2) антропология права;
3) гносеология права;
5) философско-правовая праксиология.
2 Характеристика основных компонентов философии права
2.1 Онтологическая природа права
Без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом.
В истории философии сложилось особое направление философских размышлений о бытии в целом — онтология (от греч. оntos — сущее, бытие и logos — учение) — учение о сущем.[3] Ее главными понятиями являются категории бытия и небытия, охватывающие природу, общество, человека, культуру.
Прошлое, настоящее и будущее бытие в своем единстве формируют реальность. Реальность — это совокупность существовавшего, существующего и могущего существовать во всех сферах природы и общества. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все, что есть. Ту часть реальности, которая вовлечена в жизнь человека, называют жизненным миром. Часть жизненного мира называют повседневной реальностью — это мир человека в системе различных явлений, связанных с другими людьми. Повседневная реальность, например, — это уборка квартиры, закупка продуктов, приготовление пищи, работа, учеба и т.п.
Повседневной реальности противостоит системный нормативно-оценочный мир, подчиняющий человека, диктующий ему моральные, правовые, политические и другие правила и требования. Он регламентирует жизненный мир человека (с такого-то возраста можно идти в школу, вступать в брак, привлекаться к уголовной ответственности, участвовать в выборах органов власти и т.д.), предписывает, как вести себя, скажем, по отношению к старшим, женщинам, нуждающимся в помощи.[4]
Повседневная реальность и системный мир формируют жизненный мир как реальность, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Одно из важнейших мест в нем принадлежит правовой реальности.
Правовая реальность не представляет какую-то субстанциональную часть реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Но этот способ настолько существенен, что при его отсутствии распадается сам человеческий мир. Бытие права отличается от бытия собственно социальных объектов. Ибо мир права — это мир долженствования, а не существования. Введение в правоведение категории «правовая реальность» позволяет рассматривать право не просто в качестве надстроенного явления (общественного отношения, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую собственную логику и закономерности, с которыми нельзя не считаться. Таким образом, смысл проблемы правовой реальности заключается в выяснении вопроса о бытии права.
В то же время следует учитывать специфичность онтологии права, поскольку бытие права — это «бытие-долженствование». Право — это сфера должного, то есть того, чего в привычном смысле нет, но реальность которого, тем не менее, значима для человека.
Правовая реальность представляет собой систему, существующую в рамках человеческого бытия. Как любая система она состоит из элементов, наделенных индивидуальными функциями.
С точки зрения элементного подхода правовая реальность представляет собой надстроечное явление, включающее правовые учреждения, правовые отношения и правовое сознание.
2.2 Право как общее благо
Право является одной из важнейших общечеловеческих ценностей.
Наука о ценностях называется аксиологией (от греч. axios — ценность, logos — учение).[5] Она рассматривает реальность с точки зрения значения различных способов бытия человека, без которых он утрачивает человеческое.
Общее благо в юридическом контексте можно понимать как феномен, возникающий в результате функционирования права как социального института. По своей сути оно обозначает качественные характеристики вещи или явления как общечеловеческой ценности. В философско-правовом осмыслении общего блага выделяют следующие его сущностные свойства.
Общее благо — это ценность, которая является значимым для людей в культурном, общественном и личностном отношении. Общее благо как высшая добродетель существовало, существует, и будет существовать, пока существует человечество. Вне человека общее благо лишено смысла.
Общее благо — это общечеловеческая ценность. Это означает, что его требования распространяются и признаются всеми людьми, независимо от пола, возраста, этнической или религиозной принадлежности. В таком общечеловеческом смысле общее благо выступает неким эталоном, с которым соизмеряются другие ценности или поступки людей.
Общее благо — это высшая ценность. Оно обладает всеми характеристиками, которые присущи высшим ценностям, и, прежде всего, неутилитарностью, т.е. ценность общего блага определяется не его практическим применением для чего-либо иного, а все иное, напротив, приобретает значимость лишь в контексте общего блага. В правовой сфере общее благо является предельной ценностью. Все остальные правовые ценности — свобода, равенство, справедливость, право, закон и др. — не более чем субценности, служащие для его достижения.
Правовой аспект общего блага имеет свои специфические правовые характеристики.
Одной из таких характеристик является свобода. Она предполагает независимость в рамках дозволенного и недозволенного.
Следующая правовая характеристика общего блага — равенство. Оно предполагает соразмерность, эквивалентность свободы, которой располагают разные люди. Равенство устанавливает равную меру для всех в их совместной жизнедеятельности, оно дает возможность формально (т.е. не фактически, а на уровне принципа) предоставить всем членам общества равные возможности, равные права на конкретные блага: на образование, на судебную защиту, на труд и т.п.[6] Но формальное равенство одновременно предполагает и неравенство (в труде, в образовании и т.д.), ведь все люди разные, и лишь формальное равенство как элемент общего блага устанавливает единый масштаб, который и позволяет обнаружить фактическое неравенство в рамках правового поля и влиять на него.