Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:02, контрольная работа
Цель данной работы — выявить особенности структуры философии права и раскрыть ее содержание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и элементы структуры философии права.
2. Охарактеризовать основные компоненты философии права.
Введение 3
1 Понятие и элементы структуры философии права 4
2 Характеристика основных компонентов философии права 6
2.1 Онтологическая природа права 6
2.2 Право как общее благо 8
2.3 Гносеология права. Специфика процесса правового познания 10
2.4 Философско-правовая праксиология 12
2.5 Антропологические основы права 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Наконец, философско-правовой аспект общего блага неразрывно связан со справедливостью как с субценностью — общезначимым соответствием должного и сущего, наличием и обеспечением неотъемлемых прав человека как разумного и правового существа.
Справедливость всегда соотносилась с формальным равенством в правах и ответственности, с эквивалентностью кары — содеянному, с правомерностью (т.е. с соответствием праву). Именно с этими сторонами справедливости связанны атрибуты богини Фемиды. Следовательно, правовая роль справедливости заключается в том, что она призвана ликвидировать привилегии, утвердить равенство и свободу людей.
Ценностные характеристики общего блага совпадают с сущностными характеристиками права. Таким образом, право — это и есть элемент общего блага, так как только право обеспечивает равенство, свободу и справедливость. И, наоборот, общее благо есть результат функционирования права. В силу этого и само право есть благо.
2.3 Гносеология права. Специфика процесса правового познания
Вопрос о возможности познания правового бытия всегда стоял в центре внимания философско-правовой мысли прошлого и настоящего. Разработка методологических оснований познания права приобретает особенно большое значение сегодня. Динамизм и сложность современного мира, переплетение, взаимозависимость и взаимодействие экономических, политических, правовых и других социокультурных сфер общественной жизнедеятельности требуют строго научного к ним подхода, четкого определения логики познавательного процесса, рациональной организации исследовательской деятельности.[7] Не только знание, но и путь к нему должны быть истинными, научно обоснованными и оптимальными.
В греческом языке путь достижения истины, цели называется методом. Развитие и дифференциация метода в ходе развития познания привели к учению о методе — методологии.
Методология права (основу которой составляет философия права) разрабатывает логику, диалектику и теорию познания правового бытия и его практического преобразования.
Сложились два основных подхода в процессе познания правовой реальности[8]:
1) когнитивизм (признание познаваемости мира);
2) агностицизм (отрицание или ограничение познаваемости мира).
Познание правовой реальности происходит на двух уровнях.
Первый уровень — обыденно-практическое познание, т.е. познание повседневной реальности. Здесь человек получает элементарные сведения об окружающем мире, о дозволенном и недозволенном, табу, запретах и т.п. Такое познание правовой реальности предстает как здравый смысл, первичное, преимущественно эмоциональное обобщение чувственного опыта.
Второй уровень познания — теоретический уровень, который связан с системным миром человека.
Теоретическое познание в современной философии чаще называют эпистемологией — учением о научном познании, что позволяет говорить и о философско-правовой эпистемологии, предметом которой является процесс научного познания правовой реальности. В основе научного познания любой реальности лежит определенная методология, т.е. определенные методы, при помощи которых можно познать правовое бытие.
Центральное место в правовой эпистемологии занимает учение об истине. Его значимость вытекает не только из познавательного интереса, который, скажем, проявляет следователь, допрашивая подозреваемого, но, прежде всего, из практических потребностей установления истины для совершения правосудия.
Для познания правовой реальности в целом и для правотворчества в особенности основополагающее значение имеют[9]:
принципы объективности и конкретности истины;
взаимосвязь абсолютной и относительной истин;
соответствие содержания понятий, суждений и умозаключений содержанию самой правовой реальности.
Важную роль в познании правовой реальности играют диалектическая и формальная логики.
Формальная логика исследует постоянные, устойчивые связи и явления, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях. Основные принципы формальной логики требуют, чтобы рассуждения о предмете были определенными, последовательными, непротиворечивыми и обоснованными.
Диалектическая логика исследует особые формы и закономерности развития знаний с позиций конкретности, объективности, причинности, всесторонности, историзма, разделения единого на противоположности.
2.4 Философско-правовая праксиология
Способ существования общества, индивида предполагает наличие определенного вида деятельности. Существуют многообразные классификации форм деятельности — разделение ее на духовную и материальную, трудовую и нетрудовую, творческую и репродуктивную и т.д.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения субъекта к окружающему миру и к себе. По своей сущности она представляет собой способ взаимодействия человека со средой в целях создания необходимых условий для его существования и развития. А по содержанию это целенаправленный процесс — совокупность действий субъекта по удовлетворению своих потребностей и интересов.
Одним из видов деятельности является правовая деятельность. Это активное отношение субъекта к системному миру с целью создания правовых условий своего существования.
Правовая деятельность — системно-организованный процесс. Она имеет определенную структуру.
Процессуальная структура описывает правовую деятельность как процесс воздействия субъекта на объект для достижения целеполагавшегося результата. Она состоит из нескольких основных элементов: субъекта, объекта, цели, результата и последствия.
Субъектом правовой деятельности выступает общество, нации, классы, государство, семья, личность. Под объектом правовой деятельности понимается то, на что (кого) она направлена. Следующим элементом правовой деятельности является цель — идеальный образ ожидаемого результата. Цель достигается при помощи определенных средств и способов. В правовой деятельности к средствам относятся, прежде всего, законы, законодательные и правоохранительные органы, правовые идеологические институты. Способов правовой деятельности много — каждый субъект использует свои, это может быть и общенародный референдум, и арест преступника, и заседание суда.[10]
Цель, реализованная при помощи средств и способов, дает результат правовой деятельности. Однако, как уже отмечалось, следует иметь в виду, что цель и результат не всегда совпадают. Итог, который получился, но не целеполагался, называется последствием. Причем в некоторых случаях последствие столь существенно, что результат теряет свой смысл.
Правовая деятельность может быть представлена в виде труда, общения, игры. Например, принцип состязательности сторон (обвинение и защита) предполагает элементы игры. Обмен информацией, опытом, умением предполагает общение.
Правовая деятельность выступает в двух формах: теоретической и практической.
Основная задача теоретической правовой деятельности — получение (поиск) объективной правовой истины и исследование правовой реальности для научного обоснования принимаемых правовых решений.
К ней относится правотворческая (законодательная) деятельность государства, научная деятельность исследовательских правовых институтов и учреждений, деятельность официальных органов толкования права.
Государственно-правовая процессуальная деятельность и каждодневная человеческая деятельность, ограниченная юридическими законами, составляют практическую правовую деятельность.
2.5Антропологические основы права
Правовая антропология — это учение о праве как способе человеческого бытия.[11] Антропологические основания права всегда занимали людей. Они мечтали о жизни по праву, по справедливости. С появлением государства возникает и право как особый институт жизнедеятельности человеческого общества. С этого времени человек существует в правовом поле, т.е. в рамках, регламентирующих соотношение «моего» и «нашего», «дозволенного» и «недозволенного». Причем регламентация определяется не традицией и обрядом, а правовой нормой, установленной властью. В последующем правовое поле распространяется на все сферы человеческих отношений. Человек обязан выполнять установленные правила и нормы, если он хочет быть полноправным членом общества.
Формирование правового человека есть процесс, суть которого заключается в воспитании правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений. В самом общем виде этот процесс протекает под влиянием двух групп факторов: социальных (внешних по отношению к отдельному человеку) и личностных (внутренних).
Человек как правовое существо обладает определенными правами и обязанностями, которые должны гармонично сочетаться. Обязанности без прав — это рабство, деспотизм, права без обязанностей — беспредел, анархия.[12] Общество не может нормально развиваться, а человек быть правовым существом, если люди свободны от обязанностей и лишены прав.
Реальное соотношение прав и обязанностей предопределяется характером господствующих в обществе собственнических отношений. Там, где власть предержащие воруют, процветает коррупция и правит криминал, где население делится на «элиту» и «чернь», там неизбежная дисгармония прав и обязанностей, там один «закон не писан», а другие бесправны и не защищены от произвола.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В структуру философии права входят следующие элементы:
1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;
2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;
3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;
4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;
5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом.
Список использованной литературы
1. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права / Керимов Д.А. - М.: Изд-во СГА, 2003. - 521 с.
2. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - 2.е изд., перераб и доп. - М.: Норма, 2006. - 848 с.
3. Философия права: Учебник. Под ред. О.Г. Данильяна. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с.
4. Хрестоматия по истории философии (западная философия) : Учебное пособие для вузов: В 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2001. Ч. 2 - 528 с.
5. Юрчук В.С. Философия права: курс лекций. — М., 2008. - 318 с.
17
[1] Философия права: Учебник. Под ред. О.Г. Данильяна. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 38
[2] Юрчук В.С. Философия права: курс лекций. — М., 2008. С. 17
[3] Хрестоматия по истории философии (западная философия) : Учебное пособие для вузов: В 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2001. Ч. 2 — С.304
[4] Хрестоматия по истории философии (западная философия) : Учебное пособие для вузов: В 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2001. Ч. 2 — С.304
[5] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - 2.е изд., перераб и доп. - М.: Норма, 2006. С.364
[6] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - 2.е изд., перераб и доп. - М.: Норма, 2006. С.365
[7] Хрестоматия по истории философии (западная философия) : Учебное пособие для вузов: В 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2001. Ч. 2 — С.358
[8] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - 2.е изд., перераб и доп. - М.: Норма, 2006. С.293
[9] Философия права: Учебник. Под ред. О.Г. Данильяна. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 267
[10] Юрчук В.С. Философия права: курс лекций. — М., 2008. С. 134
[11] Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права / Керимов Д.А. - М.: Изд-во СГА, 2003. - С.418
[12] Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права / Керимов Д.А. - М.: Изд-во СГА, 2003. - С.418