Политические технологии как объект политического консалтинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:49, реферат

Краткое описание

Особенностью политической жизни России с 90-х годов является, с одной стороны, формирование политического рынка по западному образцу, предусматривающее наличие профессионального политконсалтинга, применение последних технологических разработок в области политического маркетинга при продвижении конкретной политической фигуры на выборах

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических технологий как объекта политического консалтинга 6
1.1 Методология и теоретические основы изучения политических технологий 6
1. 1.1 Структура политических технологий 9
1.2 Типология политических технологий и методы их формирования 13
1.2.1 Типология политических технологий 13
1.2.2 Формирование политических технологий 18
Глава 2. Политические технологии региональных избирательных кампаний в современной России 22
2.1 Основные подходы в применении политических технологий региональных избирательных компаний России и современные тенденции в применении политических технологий 22
2.2 Опыт применения политических технологий в региональных избирательных кампаниях 27
Заключение 31
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

реферат чернов.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Теневые технологии управления и власти, будучи с практической точки зрения подчас важнейшими и определяющими процесс при­менения власти и распределения государственных ресурсов, вместе с тем отличаются очень слабым уровнем технологичности, представляя собой скорее уникальные (спонтанные, ситуационные), нежели стан­дартизированные и алгоритмизированные способы и приемы деятель­ности.

 

1.2.2 Формирование политических технологий

 

Субъективный способ формирования технологий

Разработка и применение политичес­ких технологий суть процессы посте­пенной рационализации и оптимиза­ции (и в этом смысле сознательного конструирования) целенаправ­ленной деятельности субъектов в рамках выполнения ими определенных задач. В конечном счете они расширяют возможности этих субъектов в плане контроля и управления той или иной областью политических изменений. Процесс формирования и функционирования технологий можно рассматривать со структурной, пространственно-временной и процессуальной точек зрения. Первый подход предполагает выявление знаний о проблеме, поиск оптимальных техник ее решения и техни­ческого обеспечения. Второй выражает необходимость согласования применяемых средств с конкретными условиями места и времени, в которых решается проблема. Третий раскрывает значение и условия формирования отдельных параметров достижения целей. В последнем случае логика действий по формированию технологий выстраивается вокруг цепочки «анализ – диагностирование и оценка ситуации – прогнозно-проектные операции – выработка целей – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций».

В целом технологии могут разрабатываться как применительно к ограниченному числу ситуаций (классу объектов), и прежде всего ситуациям уникальным, так и к более распространенным. При фор­мировании их параметров, как правило, учитываются не только зада­чи, но и тип и характеристики действующих субъектов, временные и иные важнейшие параметры условий деятельности. При этом техно­логии могут задаваться «сверху», правящими структурами, а могут формироваться и в результате обобщения и рационализации живого опыта субъектов, постоянно действующих в подобных условиях. Но чаще всего технологии возникают комбинированным способом, ког­да нормативно-целевые задачи сочетаются с наблюдениями и опытом участвующих в практическом решении задачи лиц. Одни технологии могут устаревать, утрачивать (частично или полностью) свою эффективность; может сужаться диапазон их применения. Другие же техно­логии могут постоянно совершенствоваться, увеличивать свои «уп­равленческие» способности.

Существуют два способа формирования технологий – субъектив­ный и аналитический. Первый основан на преимущественно (а неред­ко и исключительно) субъективном (волюнтаристском) подходе, закладывающем в основу конструирования оптимальной последова­тельности действий стандарты здравого смысла, практический опыт субъекта и его интуицию, симпатии, культурные стереотипы, при­вычки и прочие индивидуальные особенности его мировосприятия. Собственно без таких компонентов практически никогда не дается оценка целей, не определяются пути формирования ресурсов их дос­тижения. Однако в данном случае эти компоненты не столько сами преобладают, сколько блокируют и ограничивают применение других, в частности, более строгих аналитических подходов. И хотя в целом они нередко бывают оправданы и даже дают положительный результат (например, при использовании в кризисных ситуациях), однако при прочих равных условиях этот метод алгоритмизирования целевой деятельности можно расценить как ограниченный и не обес­печивающий решения задач, стоящих перед технологиями.

Аналитический способ формирования технологий

Второй, аналитический, способ фор­мирования технологий связан с ис­пользованием (и доминированием) специальных аналитических методов и процедур, определяющих ос­новные параметры и условия целедостижения. Данные приемы не столько кладут предел субъективному произволу акторов при оценке целей и параметров деятельности, сколько определяют ему соответ­ствующее место, позволяя наиболее эффективно использовать воз­можности и резервы интуитивно-опытной, прецедентной диагности­ки при определении целей и средств их достижения. В этом случае субъект получает возможность рационализировать видение ситуации, осознанно отнестись к категориям «цели» и «условия» деятельности благодаря пониманию неизбежных ограничений, накладываемых на его деятельность рядом факторов краткосрочного и долгосрочного действия (природой, соотношением политических сил и т.д.), и точ­нее осознать последствия предпринимаемых им действий в рамках существующего социального (политического) порядка.

С содержательной точки зрения аналитический тип формирова­ния технологий предполагает оценку и характеристику: конкретных акторов, характера их функционально-ролевых и межличностных вза­имоотношений; действующих норм и регламентов деятельности; рас­становки политических сил («разведение» акторов по идеологичес­ким позициям или блокам в зависимости от понимания и решения ими разных политических вопросов); конкретных акций и интерак­ций в контексте воздействия внутренних (прежде всего мотивационных) и внешних факторов; параметров пространственного (глуби­ны, ширины, длины местосвершения политического события) и временного характера деятельности; специфики окружающей среды; ресурсов и потенциала действующих лиц. При решении этих задач используется все богатство методов, способных максимально точно описать реальные отношения акторов и сформулировать соответству­ющие рекомендации.

Коротко говоря, ситуативно-аналитический способ представляет собой последовательное применение ряда критериев и измеритель­ных систем, которые в совокупности дают наиболее адекватные представления о структуре и тенденциях развития ситуации, а тем самым способствуют оптимизации деятельности субъекта по достижению своих целей. Содержательное применение данного подхода предпола­гает дифференциацию и структурализацию целенаправленной деятель­ности, выделение ее наиболее важных фаз и этапов, а также парамет­ров, характеризующих ритм (темп) и цикличность ее осуществления  в масштабе реального времени. На его основе субъект осознает харак­тер взаимоотношений акторов, временных и пространственных пока­зателей, факторов внешней среды, уточняет состояние и вероятные варианты развития данной ситуации, поворотные точки («точки вет­вления») процесса и другие его важнейшие показатели, от которых зависят его действия.

В то же время, учитывая своеобразие каждого отдельно взятого политического процесса, неизбежно отличающегося разнообразны­ми и уникальными внешними и внутренними аспектами, аналити­ческая разработка в ряде случаев представляет собой поисковое зна­ние, которое не способно до конца раскрыть внутренние причины активности тех или иных акторов, вычислить иные параметры ситуа­ции. Так что в ряде случаев разработка политических технологий в известной степени способна девальвировать не только общетеорети­ческие, но и аналитические выводы, отводя им вторичную, подчи­ненную роль по сравнению с опытным знанием.

Таким образом, аналитически выявленные картина ситуации и динамика ее развития могут существенно расходиться с субъективной логикой составления практического технологического сценария, т.е. предполагаемой последовательности действий как заказчиком, так и исполнителем. Вследствие этого аналитический образ ситуации не­редко является лишь предпосылкой конструирования поведения субъекта, «монтажа» и поддержания им параметров своей деятельно­сти в соответствии с поставленными целями. Вот почему при форми­ровании очередности действий субъекта по решению проблемы целе­сообразно различать собственно аналитический и практически-тех­нологический результаты описания ситуации.

Однако массив практического опыта не может ограничиваться сведениями, почерпнутыми из локально ограниченной ситуации. Зна­чение, а иногда и приоритет опытного знания в деле формирования политических технологий предполагает учет универсального передо­вого отечественного и зарубежного опыта в решении аналогичных задач в соответствующих областях политической жизни.

Для более полного раскрытия механизма формирования полити­ческих технологий необходимо подробнее рассмотреть особенности политического анализа, лежащего в основе формирования полити­ческих технологий.

 

Глава 2. Политические технологии региональных избирательных кампаний в современной России

2.1 Основные подходы в применении политических технологий региональных избирательных компаний России и современные тенденции в применении политических технологий

 

Особенностью политической жизни России с 90-х годов является, с одной стороны, формирование политического рынка по западному образцу, предусматривающее наличие профессионального политконсалтинга, применение последних технологических разработок в области политического маркетинга при продвижении конкретной политической фигуры на выборах[7]. С другой стороны, прямое неадаптированное к местным этно-территориальным и социокультурным условиям применение западных политических технологий не привело к желаемым результатам. В своей работе политимиджмейкерам также приходилось учитывать тот факт, что последнее десятилетие в России, наряду с подходом к проведению избирательных кампаний с позиций современного политконсалтинга, одновременно применялись и другие. Практика избирательных кампаний в современной России позволяет выделить несколько типов подходов.

Это, во-первых, подход, осуществляемый с позиций политического маркетинга и менеджмента, учитывающий опыт демократических западный стран. Его мы обозначим как политконсалтинговый. Принципы этого подхода, в целом, были подробно описаны при определении сущности и структуры современной политической технологии. Такой подход может быть назван политической технологией par excellence, поскольку он учитывает реалии сегодняшнего общества опережающего потребления. Он характеризуется интерпретацией фигуры кандидата как товара и выдвижением на первое место в цепочке кандидат – политический имиджмейкер – избиратель второй из вышеназванных фигур. Основным ресурсом, необходимым для проведения избирательной кампании в рамках этого подхода оказываются финансовые ресурсы сил, лоббирующих данного кандидата, контроль над расходованием которых оказывается в руках политического консультанта. В Ульяновской области такими фондами являются: «Дари добро», основанный Дмитрием Рябовым и фонд «Мама», патронируемый супругой губернатора Ульяновской области Е.А.Морозовой. Как и на Западе, в России стали организовываться специальные благотворительные фонды, целью которых является профессиональное участие в политической избирательной борьбе. Структура фонда такова: центральный орган в виде координационного совета, возглавляемого президентом или председателем совета, - вершина структурной пирамиды, ее основание - волонтеры фонда. Деятельность фонда базируется на стабильном финансировании его программ. Активно применяется технология фандрайзинга, т. е. набора навыков по нахождению денег для деятельности фонда в обмен на лоббирование интересов финансирующих структур. Активно используются средства массовой информации, современные разработки политического “паблик рилейшнз” и рекламы.

Во-вторых, административно-командный подход, который до сих пор наиболее часто употребляется как средство удержания власти и лоббирования угодных ей кандидатов, особенно на уровне регионов. Этот метод наиболее эффективен в регионах, где слабое развитие демократических принципов управления сочетается с национальными и религиозными традициями, создающими основу для авторитарных тенденций в политике. Это республики и другие национально-территориальные образования в рамках Российской Федерации. Аналогичным образом, административно-командный подход эффективен и в регионах с большим удельным весом сельского населения и левыми политическими симпатиями электората (так называемый “красный пояс”). Главный ресурс этой модели – реальная власть. Административно-командный подход в регионах с развитыми демократическими традициями и, как следствие, критическим отношением к власти и поляризацией интересов между правящими элитами, применяется обычно более мягко на отдельных этапах кампании и не связаны с прямым давлением на волеизъявление избирателя. Так в предвыборный период в Ульяновской области накануне выборов главы муниципального собрания и депутатов Городской Думы в 2010 году на стадии сбора подписей очевидными преимуществами пользовались действующий губернатор Сергей Морозов и Александр Пинков, задействовавшие на этом этапе подведомственный им чиновничий аппарат. В период проведения избирательной кампании Александр Пинков, более чем другие кандидаты, имел возможностей встречаться с избирателями и выступать на предприятиях области. В то же время другие кандидаты сталкивались с ситуациями скрытого саботажа со стороны руководителей муниципальных образований. Иногда доходит до выдачи заданий нижестоящим органам управления с целью получения необходимого числа голосов на данной территории за нужного кандидата, сопровождающегося соответствующими поощрениями или наказаниями.

Следующий подход может быть обозначен как партийный. Здесь главным ресурсом избирательной кампании является организация, партия или движение. Работа строится по принципу постоянного присутствия в регионе. Основной ресурс такой кампании – организованные группы агитаторов, регулярно работающих с потенциальным электоратом вне зависимости от того, проходят в данный момент выборы или нет. Главные действующие лица в таких кампаниях – это партийные активисты, опирающиеся на организационные структуры. Из сказанного понятно, что наибольшей эффективности в применении этого технологического подхода достигают старые партии с мощными организационными структурами на местах и многолетним опытом работы. Среди них, в первую очередь, можно назвать КПРФ. Активным партийным строительством пытаются заниматься и другие общероссийские партии и движения: ЛДПР, “Справедливая Россия”. Однако, как показывает опыт Ульяновской области, успеха на этом поприще способны достигнуть, не попытки осуществить такую работу “сверху” путем выбора из набора популярных региональных политиков, чей опыт предполагает существование у них собственных политических амбиций. В последнем случае неудачи такого регионального лидера общероссийской партии или движения автоматически распространяются на все движение в целом.

Информация о работе Политические технологии как объект политического консалтинга