Политические технологии как объект политического консалтинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:49, реферат

Краткое описание

Особенностью политической жизни России с 90-х годов является, с одной стороны, формирование политического рынка по западному образцу, предусматривающее наличие профессионального политконсалтинга, применение последних технологических разработок в области политического маркетинга при продвижении конкретной политической фигуры на выборах

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических технологий как объекта политического консалтинга 6
1.1 Методология и теоретические основы изучения политических технологий 6
1. 1.1 Структура политических технологий 9
1.2 Типология политических технологий и методы их формирования 13
1.2.1 Типология политических технологий 13
1.2.2 Формирование политических технологий 18
Глава 2. Политические технологии региональных избирательных кампаний в современной России 22
2.1 Основные подходы в применении политических технологий региональных избирательных компаний России и современные тенденции в применении политических технологий 22
2.2 Опыт применения политических технологий в региональных избирательных кампаниях 27
Заключение 31
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

реферат чернов.doc

— 178.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Политический консалтинг» на тему:

Политические технологии как объект политического консалтинга

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка группы СОд-51

Миронова Екатерина

Проверил

Чернов В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2011

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических технологий как объекта политического консалтинга

1.1 Методология и теоретические основы изучения политических технологий

1. 1.1 Структура политических технологий

1.2 Типология политических технологий и методы их формирования

1.2.1 Типология политических технологий

1.2.2 Формирование политических технологий

Глава 2. Политические технологии региональных избирательных кампаний в современной России

2.1 Основные подходы в применении политических технологий региональных избирательных компаний России и современные тенденции в применении политических технологий

2.2 Опыт применения политических технологий в региональных избирательных кампаниях

Заключение

Библиографический список


Введение

 

В XXI веке - веке информационного общества - полагать, что выборы в той или иной стране являются делом только жителей этой страны и не имеют никакого отношения к мировой политике. В мире наблюдается глобальное информационное противоборство, которое с каждым годом только усиливается. Исследование деструктивных информационно-политических технологий в избирательном процессе современной России, изучение их воздействия на сознание людей, вариантов их применения с учетом изменений в социальной, экономической и политической сферах, процесса формирования деструктивной составляющей носят значимый и актуальный характер[1]. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие обстоятельства.

Во-первых, активно развивается избирательная система России. В процессе подготовки и проведения выборов широко применяются новейшие информационно-политические технологии. Однако в современной российской избирательной системе существует проблема фактического отсутствия эффективных сдерживающих факторов, препятствующих активизации и применению деструктивной составляющей информационно-политического воздействия на электорат и политических конкурентов. Данное обстоятельство оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие практики российских выборов.

Во-вторых, представляется необходимым сосредоточение внимания российских политических деятелей и политтехнологов на составлении предвыборных программ, формировании стратегии и тактики борьбы за голоса избирателей на основе разработки и выдвижения конструктивных идей, конкретных действенных мер по решению насущных проблем, а не на основе деструктивного информационно-политического воздействия, снижающего в итоге уровень избирательной активности российских граждан.

В-третьих, в целях дальнейшего реформирования российской избирательной системы необходимо обладать информацией о динамике развития деструктивных информационно-политических технологий, стратегии и тактики их применения, непосредственном формировании деструктивной составляющей в российском избирательном процессе последних лет.

Из сказанного следует, что человек постоянно поддается воздействию политических технологий. Между тем само понятие политических технологий избирательных кампаний весьма размыто и неопределенно. Заранее предполагается, что политические технологии есть нечто очевидное, не требующее предварительных разъяснений.

Все это делает проблему избирательных технологий актуальной и требующей дальнейших исследований. Возникает необходимость дать определение феномену политических технологий как чему-то целому, что является как теоретически, так и практически актуальной задачей.

Проблема политических технологий или методов ведения политической борьбы в демократических государствах впервые в Новое время стала предметом детального анализа у американского основателя теории демократии Алексиса де Токвиля[2]. Особое внимание уделял этой теме М. Паренти[3]. В работах этих авторов заложены основы исследования приемов политической борьбы, которые используются в избирательных кампаниях. Ценную информацию по истории проблемы дают исследования отечественных историков В.О. Ключевского, Н.И.Костомарова, П. Гиро и ряда других. В наше время тема политических технологий активно исследуется в рамках политического консалтинга. Именно эта научная дисциплина, возникшая на американской почве, стала теоретическим основанием и для разработок новых технологий избирательных кампаний. 

Целью работы является определение сущности и структуры политической технологии как объекта политического консалтинга, влияющего на процессы распределения власти в условиях демократии, а также выявление основных тенденций и особенностей процесса применения политических технологий в региональных кампаниях в современной России. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

      выявление сущности политических технологий

      установление значения политических технологий в избирательном процессе России, разработка классификации

      анализ структуры политической технологии избирательной кампании как целостной системы

      анализ основных политических технологий, используемых в современном обществе.

 


Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических технологий как объекта политического консалтинга

 

1.1 Методология и теоретические основы изучения политических технологий

 

Реальные политические процессы в любом сложноорганизованном обще­стве и государстве исключительно многообразны. С одной стороны, на них можно смотреть как на про­явление специфической общественной сферы, обладающей соци­альными границами, внутренними и внешними взаимозависимостя­ми, набором акторов, отличительными признаками и т.д. С другой стороны, эти властные взаимосвязи можно представить как совокуп­ность конкретных проблем, требующих решения со стороны государ­ства и других политических субъектов, осуществления ими соответ­ствующих целенаправленных действий, применения конкретных средств и ресурсов. Таким образом, решение конкретной проблемы означает не столько понимание человеком целей и средств их достижения, сколько выра­ботку конкретных способов их воплощения на практике, т.е. приме­нение определенных технологий решения задачи. В целом технологи­ческое решение проблемы означает не понимание того, что она из себя представляет, а как разрядить конкретную ситуацию. Именно поэтому с помощью технологий выявляется новый смысл и суть вла­сти. Технологии по-новому ставят проблему измерения политических событий, закладывают основу для специализированной деятельности по урегулированию (контролю) политических явлений. Образуя осо­бый ракурс понимания политических процессов, технологии показы­вают, что от применяемых способов решения той или иной задачи может кардинально зависеть сущность этого явления.

Итак можно сказать, что политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в опре­деленное время и в определенном месте[4].

Как правило, потребность в формировании политических техно­логий проявляется там и тогда, где и когда имеются повторяющиеся, порой даже стеореотипизированные действия и при этом наличеству­ют вполне определенные требования к условиям и результатам данного типа деятельности. Конкретнее к причинам их появления можно отнести:

                  необходимость более рационального, простого и эффективного способа реализации практических целей, стоящих перед различными участниками процесса применения политической власти и управле­ния государством;

                  снижение непредсказуемости взаимодействий в сфере власти, скачкообразности процессов перераспределения государственных ресур­сов, развертывающихся в условиях непредсказуемого развития ситуа­ции, чреватых неожиданными взрывными формами протестной соци­альной активности и другими форс-мажорными обстоятельствами;

                  потребность в применении экономичных и ресурсосберегающих способов управления государственным (корпоративным) имуществом, кадровыми и техническими структурами;

                  необходимость придания устойчивости взаимоотношениям уча­стников того или иного процесса, ускоряющего обучение персонала передовым методикам действия и, в конечном счете, расширяющего возможности достижения целей большим числом субъектов в различ­ных, но схожих условиях;

                  необходимость управления объектом человеческих притязаний;

                  возможность более четкого определения критических, порого­вых значений того или иного процесса, за рамками которого субъек­ты утрачивают возможность осуществления эффективных и результа­тивных действий по управлению ситуацией.

Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения субъекта. Именно алгоритмы вычленяют и закрепляют наиболее оптимальные и эффективные спо­собы решения той или иной задачи, а также дают возможность пере­давать и тиражировать обретенный опыт.

Политические технологии распространяются на все поле полити­ческой власти и государственного управления. В силу этого они вклю­чаются как в конвенциональные (легальные) процессы применения политической власти и соответствующего распределения ресурсов го­сударства, так и в неконвенциональные, предполагающие использо­вание приемов и процедур, прямо запрещенных законом или проти­воречащих политическим традициям (технологии подрывных акций, терроризма или проведения режиссируемых выборов, манипулирова­ния общественным мнением и т.п.).

Технологии ограничены по месту и времени их применения. У кон­кретного сочетания техник, способов и приемов деятельности как определенной системы этой деятельности существует свое «внутрен­нее время». Но при всей своей определенности, фиксированности действий, привязанных к пространственно-временным параметрам ситуации, технологии имеют и механизмы преодоления такой зависимости. И прежде всего эта зависимость преодолевается за счет присутствия в них «гена самонастройки», адаптируемости к си­туации.

Иными словами, в технологиях всегда есть место творчеству субъек­та, импровизации, нестандартным действиям. Усиление такого имп­ровизационного начала служит своеобразным сигналом для перехода к новым типам взаимодействий с контрагентами, совершенствования структуры и выработки оригинальных приемов деятельности. В то же время технологии – враг произвола. Они по природе своей противо­стоят интуиции и прецеденту как ведущим способам реализации че­ловеческих целей. Технологии направлены на рационализацию и уп­рощение действий во имя достижения цели и именно поэтому склон­ны к известной формализации и институциализации, нормативному закреплению.

В силу этого у технологий существуют некие верхние пределы, которые они не должны переступать, чтобы не превратиться в форму откровенного субъективизма. Но они не должны и застывать, чтобы не нарушить соответствие процесса целедостижения динамично раз­вивающейся ситуации. Вращаясь между этими полюсами формализа­ции и субъективации, технологии постоянно подвергаются опаснос­ти перерождения либо в набор догм, либо в сплошную импровиза­цию субъектов.

В зависимости от характера и масштаба действующего субъекта технологии существенно отличаются по своим параметрам: ресурсам, оценкам их эффективности и т.д. Так, технологии, рассчитанные на оптимизацию деятельности массовых политических субъектов, как правило, являются более прерывистыми, а потому и менее надежны­ми. Поэтому, чтобы уверенно управлять поведением крупных соци­альных слоев, регулировать динамику общественных настроений и т.п., необходимо использовать более строгие и жесткие регуляторы, нуж­ны большие вложения, ресурсное обеспечение и т.д.

 

1. 1.1 Структура политических технологий

В структуру политических технологий, как правило, входят три наиболее значимых компонента: специфичес­кие знания; конкретные приемы, процедуры и методики действий; а также различные технико-ресурсные компоненты[5].

Принципиальная роль знаний обусловлена тем, что политические технологии по сути своей есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и спо­собов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством. В этом смысле технологический уровень по­знания действительности не только представляет собой форму научно-прикладного знания, но и одновременно выражает оценку политических проблем с точки зрения заинтересованных в их решении субъектов.

Информация о работе Политические технологии как объект политического консалтинга