Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:49, реферат
Особенностью политической жизни России с 90-х годов является, с одной стороны, формирование политического рынка по западному образцу, предусматривающее наличие профессионального политконсалтинга, применение последних технологических разработок в области политического маркетинга при продвижении конкретной политической фигуры на выборах
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических технологий как объекта политического консалтинга 6
1.1 Методология и теоретические основы изучения политических технологий 6
1. 1.1 Структура политических технологий 9
1.2 Типология политических технологий и методы их формирования 13
1.2.1 Типология политических технологий 13
1.2.2 Формирование политических технологий 18
Глава 2. Политические технологии региональных избирательных кампаний в современной России 22
2.1 Основные подходы в применении политических технологий региональных избирательных компаний России и современные тенденции в применении политических технологий 22
2.2 Опыт применения политических технологий в региональных избирательных кампаниях 27
Заключение 31
Библиографический список 33
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ульяновский государственный технический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»
Реферат по дисциплине «Политический консалтинг» на тему:
Политические технологии как объект политического консалтинга
Выполнила
Студентка группы СОд-51
Миронова Екатерина
Проверил
Чернов В.А.
Ульяновск 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических технологий как объекта политического консалтинга
1.1 Методология и теоретические основы изучения политических технологий
1. 1.1 Структура политических технологий
1.2 Типология политических технологий и методы их формирования
1.2.1 Типология политических технологий
1.2.2 Формирование политических технологий
Глава 2. Политические технологии региональных избирательных кампаний в современной России
2.1 Основные подходы в применении политических технологий региональных избирательных компаний России и современные тенденции в применении политических технологий
2.2 Опыт применения политических технологий в региональных избирательных кампаниях
Заключение
Библиографический список
Введение
В XXI веке - веке информационного общества - полагать, что выборы в той или иной стране являются делом только жителей этой страны и не имеют никакого отношения к мировой политике. В мире наблюдается глобальное информационное противоборство, которое с каждым годом только усиливается. Исследование деструктивных информационно-политических технологий в избирательном процессе современной России, изучение их воздействия на сознание людей, вариантов их применения с учетом изменений в социальной, экономической и политической сферах, процесса формирования деструктивной составляющей носят значимый и актуальный ха
Во-первых, активно развивается избирательная система России. В процессе подготовки и проведения выборов широко применяются новейшие информационно-политические технологии. Однако в современной российской избирательной системе существует проблема фактического отсутствия эффективных сдерживающих факторов, препятствующих активизации и применению деструктивной составляющей информационно-политического воздействия на электорат и политических конкурентов. Данное обстоятельство оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие практики российских выборов.
Во-вторых, представляется необходимым сосредоточение внимания российских политических деятелей и политтехнологов на составлении предвыборных программ, формировании стратегии и тактики борьбы за голоса избирателей на основе разработки и выдвижения конструктивных идей, конкретных действенных мер по решению насущных проблем, а не на основе деструктивного информационно-политического воздействия, снижающего в итоге уровень избирательной активности российских граждан.
В-третьих, в целях дальнейшего реформирования российской избирательной системы необходимо обладать информацией о динамике развития деструктивных информационно-политических технологий, стратегии и тактики их применения, непосредственном формировании деструктивной составляющей в российском избирательном процессе последних лет.
Из сказанного следует, что человек постоянно поддается воздействию политических технологий. Между тем само понятие политических технологий избирательных кампаний весьма размыто и неопределенно. Заранее предполагается, что политические технологии есть нечто очевидное, не требующее предварительных разъяснений.
Все это делает проблему избирательных технологий актуальной и требующей дальнейших исследований. Возникает необходимость дать определение феномену политических технологий как чему-то целому, что является как теоретически, так и практически актуальной задачей.
Проблема политических технологий или методов ведения политической борьбы в демократических государствах впервые в Новое время стала предметом детального анализа у американского основателя теории демократии Алексиса де Токвиля[2]. Особое внимание уделял этой теме М. Паренти[3]. В работах этих авторов заложены основы исследования приемов политической борьбы, которые используются в избирательных кампаниях. Ценную информацию по истории проблемы дают исследования отечественных историков В.О. Ключевского, Н.И.Костомарова, П. Гиро и ряда других. В наше время тема политических технологий активно исследуется в рамках политического консалтинга. Именно эта научная дисциплина, возникшая на американской почве, стала теоретическим основанием и для разработок новых технологий избирательных кампаний.
Целью работы является определение сущности и структуры политической технологии как объекта политического консалтинга, влияющего на процессы распределения власти в условиях демократии, а также выявление основных тенденций и особенностей процесса применения политических технологий в региональных кампаниях в современной России. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
выявление сущности политических технологий
установление значения политических технологий в избирательном процессе России, разработка классификации
анализ структуры политической технологии избирательной кампании как целостной системы
анализ основных политических технологий, используемых в современном обществе.
Реальные политические процессы в любом сложноорганизованном обществе и государстве исключительно многообразны. С одной стороны, на них можно смотреть как на проявление специфической общественной сферы, обладающей социальными границами, внутренними и внешними взаимозависимостями, набором акторов, отличительными признаками и т.д. С другой стороны, эти властные взаимосвязи можно представить как совокупность конкретных проблем, требующих решения со стороны государства и других политических субъектов, осуществления ими соответствующих целенаправленных действий, применения конкретных средств и ресурсов. Таким образом, решение конкретной проблемы означает не столько понимание человеком целей и средств их достижения, сколько выработку конкретных способов их воплощения на практике, т.е. применение определенных технологий решения задачи. В целом технологическое решение проблемы означает не понимание того, что она из себя представляет, а как разрядить конкретную ситуацию. Именно поэтому с помощью технологий выявляется новый смысл и суть власти. Технологии по-новому ставят проблему измерения политических событий, закладывают основу для специализированной деятельности по урегулированию (контролю) политических явлений. Образуя особый ракурс понимания политических процессов, технологии показывают, что от применяемых способов решения той или иной задачи может кардинально зависеть сущность этого явления.
Итак можно сказать, что политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте[4].
Как правило, потребность в формировании политических технологий проявляется там и тогда, где и когда имеются повторяющиеся, порой даже стеореотипизированные действия и при этом наличествуют вполне определенные требования к условиям и результатам данного типа деятельности. Конкретнее к причинам их появления можно отнести:
необходимость более рационального, простого и эффективного способа реализации практических целей, стоящих перед различными участниками процесса применения политической власти и управления государством;
снижение непредсказуемости взаимодействий в сфере власти, скачкообразности процессов перераспределения государственных ресурсов, развертывающихся в условиях непредсказуемого развития ситуации, чреватых неожиданными взрывными формами протестной социальной активности и другими форс-мажорными обстоятельствами;
потребность в применении экономичных и ресурсосберегающих способов управления государственным (корпоративным) имуществом, кадровыми и техническими структурами;
необходимость придания устойчивости взаимоотношениям участников того или иного процесса, ускоряющего обучение персонала передовым методикам действия и, в конечном счете, расширяющего возможности достижения целей большим числом субъектов в различных, но схожих условиях;
необходимость управления объектом человеческих притязаний;
возможность более четкого определения критических, пороговых значений того или иного процесса, за рамками которого субъекты утрачивают возможность осуществления эффективных и результативных действий по управлению ситуацией.
Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения субъекта. Именно алгоритмы вычленяют и закрепляют наиболее оптимальные и эффективные способы решения той или иной задачи, а также дают возможность передавать и тиражировать обретенный опыт.
Политические технологии распространяются на все поле политической власти и государственного управления. В силу этого они включаются как в конвенциональные (легальные) процессы применения политической власти и соответствующего распределения ресурсов государства, так и в неконвенциональные, предполагающие использование приемов и процедур, прямо запрещенных законом или противоречащих политическим традициям (технологии подрывных акций, терроризма или проведения режиссируемых выборов, манипулирования общественным мнением и т.п.).
Технологии ограничены по месту и времени их применения. У конкретного сочетания техник, способов и приемов деятельности как определенной системы этой деятельности существует свое «внутреннее время». Но при всей своей определенности, фиксированности действий, привязанных к пространственно-временным параметрам ситуации, технологии имеют и механизмы преодоления такой зависимости. И прежде всего эта зависимость преодолевается за счет присутствия в них «гена самонастройки», адаптируемости к ситуации.
Иными словами, в технологиях всегда есть место творчеству субъекта, импровизации, нестандартным действиям. Усиление такого импровизационного начала служит своеобразным сигналом для перехода к новым типам взаимодействий с контрагентами, совершенствования структуры и выработки оригинальных приемов деятельности. В то же время технологии – враг произвола. Они по природе своей противостоят интуиции и прецеденту как ведущим способам реализации человеческих целей. Технологии направлены на рационализацию и упрощение действий во имя достижения цели и именно поэтому склонны к известной формализации и институциализации, нормативному закреплению.
В силу этого у технологий существуют некие верхние пределы, которые они не должны переступать, чтобы не превратиться в форму откровенного субъективизма. Но они не должны и застывать, чтобы не нарушить соответствие процесса целедостижения динамично развивающейся ситуации. Вращаясь между этими полюсами формализации и субъективации, технологии постоянно подвергаются опасности перерождения либо в набор догм, либо в сплошную импровизацию субъектов.
В зависимости от характера и масштаба действующего субъекта технологии существенно отличаются по своим параметрам: ресурсам, оценкам их эффективности и т.д. Так, технологии, рассчитанные на оптимизацию деятельности массовых политических субъектов, как правило, являются более прерывистыми, а потому и менее надежными. Поэтому, чтобы уверенно управлять поведением крупных социальных слоев, регулировать динамику общественных настроений и т.п., необходимо использовать более строгие и жесткие регуляторы, нужны большие вложения, ресурсное обеспечение и т.д.
В структуру политических технологий, как правило, входят три наиболее значимых компонента: специфические знания; конкретные приемы, процедуры и методики действий; а также различные технико-ресурсные компоненты[5].
Принципиальная роль знаний обусловлена тем, что политические технологии по сути своей есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством. В этом смысле технологический уровень познания действительности не только представляет собой форму научно-прикладного знания, но и одновременно выражает оценку политических проблем с точки зрения заинтересованных в их решении субъектов.
Информация о работе Политические технологии как объект политического консалтинга