Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:43, контрольная работа
Парламентская процедура является способом реализации деятельности парламента. Без формально определенной, научно-обоснованной процедуры работы законодательного ( представительного) органа снижается эффективность его функционирования. Поскольку в рамках проблематики парламентского права поднимается вопрос об эффективности работы парламента, проблемы регулирования процедуры его работы выходят на первый план научного познания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Понятие парламентских процедур………………………………………………
Российской Федерации…………………………………………………………….
1.1. Понятие парламентских процедур в Российской Федерации………………5
1.2. Классификация и виды парламентских процедур…………………………..
в Российской Федерации………………………………………………………….10
2. Правовое закрепление парламентских процедур……………………………...
в Российской Федерации.………………………………………………………….13
3. Механизм регулирования парламентских процедур ………………………...
в Российской Федерации………………………………………………………….
3.1. Реализация первичных парламентских процедур…………………………..18
3.2. Реализация вторичных парламентских процедур…………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..32
Публичные депутатские слушания организуются и проводятся по инициативе Президиума и комитетов Орловского областного Совета народных депутатов. Организация и проведение публичных депутатских слушаний возлагаются на комитет и на аппарат Орловского областного Совета народных депутатов.
Сообщения о теме, времени и месте проведения публичных депутатских слушаний передаются средствам массовой информации не позднее чем за десять дней до начала их проведения . Состав лиц , приглашенных на публичные депутатские слушания , определяет комитет Орловского областного Совета народных депутатов , организующий слушания .
Публичные депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. По решению комитета, организующего слушания, могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Орловским областным Советом народных депутатов законопроектам и иным вопросам.
Публичные депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, составе приглашенных лиц .
Все приглашенные лица выступают на слушаниях только с разрешения председательствующего, они не вправе вмешиваться в ход публичных депутатских слушаний, прерывать их репликами, аплодисментами. При необходимости председательствующий может удалить нарушителей из зала.
В результате публичных депутатских слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу путем одобрения большинством участвующих в слушаниях депутатов Орловского областного Совета народных депутатов. Рекомендации, ставшие итогом слушаний, рассматриваются Орловским областным Советом народных депутатов и могут служить основанием для принятия нормативных правовых актов Орловской области .
Публичные депутатские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол публичных депутатских слушаний подписывает председательствующий. Рекомендации открытых депутатских слушаний могут публиковаться в печати.
В некоторых субъектах РФ - Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелии, Республике Саха (Якутии), Чеченской Республике, Республике Адыгея и Свердловской области - были сформированы двухпалатные законодательные (представительные ) органы государственной власти .
Безусловно, именно в этих субъектах парламентские процедуры отличаются от всех иных процедур субъектов Федерации. Речь идет о совместных заседаниях палат двухпалатного парламента субъекта Федерации.
Регламент совместного заседания палат Законодательного Собрания Свердловской области является правовым актом, определяющим:
а) порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области;
б) порядок голосования;
в) иные вопросы организации совместного заседания палат Законодательного Собрания.
Если порядок рассмотрения отдельных вопросов на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области не урегулирован регламентом совместного заседания палат Законодательного Собрания либо урегулирован не полностью, он определяется на совместном заседании палат Собрания, на котором рассматривается тот или иной вопрос, применительно к конкретному случаю.
Проект повестки дня совместного заседания палат Законодательного Собрания формируется совместно Председателем областной Думы и Председателем палаты представителей на основании предложений, внесенных Губернатором, Правительством Свердловской области (далее - Правительство области ), депутатами палат Законодательного Собрания.
В проект повестки дня совместного заседания палат Законодательного Собрания вносятся вопросы:
а) послания и доклады Губернатора и Правительства области;
б) ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека Свердловской области;
в) послания и доклады Уставного суда Свердловской области;
г) иные вопросы в соответствии с Уставом Свердловской области, областными законами и федеральным законодательством.
Предложения по повестке дня могут вноситься органами местного самоуправления, областными органами общественных объединений. Все материалы передаются для изучения Председателем областной Думы и Председателем палаты представителей в соответствующие комитеты либо комиссии. Участие депутатов в совместном заседании палат обязательно. Председательствуют на совместных заседаниях палат Законодательного Собрания поочередно председатели обеих палат.
На время проведения совместного заседания палат Законодательного Собрания избирается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на совместном заседании депутатов каждой палаты Законодательного Собрания секретариат совместного заседания в порядке очередности в составе руководителя секретариата и его членов.
Депутат может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Передачи прав на выступление другому лицу не допускается. Каждый депутат имеет право задать вопрос. Слово для вопроса докладчику предоставляет председательствующий по окончании доклада . Справки по обсуждаемому вопросу оглашаются немедленно. Прекращение прений производится по совместному решению палат Законодательного Собрания, принимаемому открытым голосованием большинством от установленного численного состава депутатов каждой из палат.
Совместные решения палат Законодательного Собрания принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
Итак, следует отметить унифицированность в наличии групп и содержании основных парламентских процедур как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ .
3.2. Реализация вторичных парламентских процедур.
На федеральном уровне, в Совете Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ согласно регламентам палат структура палат Федерального Собрания имеет, в силу различий в порядке формирования и полномочий, различные органы, должностные лица и, следовательно, разные процедуры деятельности.
Помимо основной формы работы Совета Федерации - заседания палаты, существуют иные заседания, предусмотренные регламентом палаты: заседания Совета палаты, комитетов и комиссий Совета Федерации. Предусмотрены процедуры проведения Дней Совета Федерации Федерального Собрания в субъектах РФ, работы членов Совета Федерации в субъектах Федерации.
Регламентом Совета Федерации закреплены парламентские процедуры "правительственного часа", предусмотрены парламентские процедуры такой формы работы палаты, как парламентский запрос.
Регламентом Совета Федерации установлены и парламентские процедуры парламентских слушаний, по итогам которых могут быть приняты рекомендации и иные документы. Последние утверждаются комитетом (комиссией) палаты, ответственным за подготовку проведения парламентских слушаний, либо Советом палаты, либо палатой.
По решению Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитетов, комиссий Совета Федерации в Совете Федерации могут проводиться круглые столы и иные мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Совета Федерации.
В Совете Федерации могут проходить пресс-конференции Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, председателей и заместителей председателей комитетов, комиссий Совета Федерации, членов Совета Федерации. Порядок проведения пресс конференций в Совете Федерации устанавливает Председатель Совета Федерации.
С целью взаимодействия с региональными (межрегиональными ) и парламентскими ассоциациями субъектов РФ, ассоциациями и союзами муниципальных образований Председатель Совета Федерации, Совет палаты могут создавать координирующие и совещательные советы с участием представителей указанных ассоциаций и союзов .
По решению Председателя Совета Федерации и Совета палаты в субъектах Федерации могут проводиться Дни Совета Федерации. Порядок их проведения устанавливается Председателем Совета Федерации по согласованию с Советом палаты и законодательным (представительным ) и исполнительным органами государственной власти субъекта Федерации.
В Государственной Думе вторичные парламентские процедуры несколько иные, хотя кардинальной противоположностью их не назовешь.
Это, например, парламентские процедуры создания и деятельности Совета Государственной Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета Государственной Думы входят ее Председатель, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Думы.
Деятельность Государственной Думы основана на принципах политического многообразия и многопартийности. Для совместной деятельности и выражения единой позиции в вопросах, рассматриваемых Государственной Думой, депутаты образуют депутатские объединения фракции и группы, которые обладают равными правами. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции , вправе образовывать депутатские группы . Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.
Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.
Таким образом, парламентские процедуры формирования и деятельности депутатских объединений - это отличная от набора парламентских процедур в Совете Федерации группа.
Регламентом Государственной Думы предусмотрены парламентские процедуры "правительственного часа". Каждую среду на заседании Государственной Думы, как правило проводится "правительственный час", на котором заслушиваются не более двух приглашенных.
Государственная Дума вправе направить парламентский запрос, проект которого рассматривается палатой. Таким образом, группа парламентских процедур, регламентирующая парламентский запрос, нова, в отличие от процедур деятельности Совета Федерации.
Процедуры деятельности Совета Государственной Думы в основном аналогичны процедурам деятельности Совета палаты Совета Федерации. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходят по вторникам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах.
Регламентом Государственной Думы закреплена группа парламентских процедур, посвященных работе депутата с избирателями. Депутат отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы , ведет прием в своем избирательном округе или в регионе, определенном ему депутатским объединением; может принимать избирателей и в Приемной Государственной Думы. Каждая последняя неделя месяца во время сессии предназначается для работы депутатов с избирателями.
В Регламенте Государственной Думы установлены различные парламентские процедуры для решения вопросов, отнесенных к ее ведению . Например, второй раздел Регламента Государственной Думы регулирует общий порядок работы Думы, в четвертом разделе установлен порядок рассмотрения вопросов , отнесенных к ее ведению. Отдельные процедуры установлены для дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства, рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.
Таким образом, при сравнении парламентских процедур палат федерального парламента выявляются и сходные группы процедур, и характерные только для одной из палат.
Аналогичные парламентские процедуры наблюдаются и в законодательстве субъектов РФ. Как правило, в представительных органах субъектов РФ создаются коллегиальные органы для предварительной подготовки организационных решений о деятельности парламента: Президиум Совета Республики Адыгея, Совета Думы Смоленской областной Думы, Консультативный совет Законодательного Собрания Пермской области. В Ивановской и Московской областях аналогичного органа не создано.
Президиум Совета Республики (далее - Президиум) является совещательным органом и создается для предварительной подготовки организационных решений о деятельности Совета Республики. В него входят Председатель Совета Республики, его заместитель, председатели комитетов Совета Республики. На заседаниях Президиума председательствуют Председатель Совета Республики или его заместитель.