Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Так как муниципальная служба в Российской Федерации только формируется и испытывает недостаток в кадрах, обладающих современными профессиональными знаниями. Продолжается период становления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, несмотря на то, что ограничены финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели. Ощущается потребность в развитии профессиональной компетенции, совершенствовании управления профессиональным развитием муниципальных служащих.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Муниципальная служба……………………………………………………….6
1.1 Понятие, принципы и правовое регулирование……………………………6
1.2 Должности и их классификация……………………………………………13
2. Кадры сферы управления…………………………………………………….21
2.1 Признаки, классификация, квалификационные разряды…………………21
2.2 Прием на муниципальную службу и основания ее прекращения……..…29
2.3 Права и обязанности муниципальных служащих ………………………...32
3. Правовой статус служащих…………………………………………………..36
3.1 Поощрения и гарантии ……………………………………………………..36
3.2 Ответственность и взыскания ……………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………………………………………...46
2. Кадры сферы управления
2.1 Признаки, классификация, квалификационные разряды
Согласно закону об основах муниципальной службы муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 7). Таким образом, главным признаком муниципального служащего является то, что он занимает должность муниципальной службы, исполняет обязанности по этой должности. К муниципальным должностям муниципальной службы относятся должности в органах местного самоуправления, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнения этих обязанностей. Закон не относит к муниципальным служащим лиц, замещающих выборные муниципальные должности. Их статус определяется специальным законодательством. Не относятся к категории муниципальных служащих руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций, ибо муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий, а также лица, которые исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и не замещают муниципальные должности муниципальной службы.
Другой признак муниципального служащего - исполнение и обеспечение полномочий местного самоуправления. Эта деятельность является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе и в порядке, который определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Наконец, еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получается из средств местного бюджета, ибо именно за счет этих средств финансируется муниципальная служба. При этом минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов.
Классификация муниципальных служащих возможна по различным основаниям. В зависимости от характера и объема полномочий муниципальные служащие подразделяются на руководителей и специалистов.
Руководители - это должностные лица местного самоуправления, выполняющие организационно-
Специалисты обеспечивают полномочия органов, выборных должностных лиц местного самоуправления (консультант главы муниципального образования, консультант управления (отдела, службы), главный, ведущий специалисты и др.).
В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, необходимых для замещения муниципальной должности муниципальной службы, муниципальные служащие подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы. По этому критерию они подразделяются на муниципальных служащих, замещающих (например, в Московской области) высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности. Муниципальных служащих можно подразделить с учетом их квалификационных разрядов.
Изложенная выше дробная классификация муниципальных должностей определяется необходимостью деятельностной специализации, мобильности в работе муниципального аппарата, его иерархичностью. Она также необходима для того, чтобы стимулировать профессиональный рост муниципальных служащих, четко задавать его направленность и планировать достижение ими отдельных должностных ступеней. Однако сама по себе классификация должностей все-таки недостаточна для решения последней задачи, поскольку она уделяет основное внимание не исполнителю, не лицу, а самой организационной структуре с ее ячейками - должностями ранговом отборе государственных служащих .Классификацию должностей необходимо подкреплять перечнем званий или квалификационных разрядов, обозначающих не само по себе место гражданина должностной иерархии, а уровень его управленческого мастерства. Не случайно поэтому предусматривается помимо классификации муниципальных должностей муниципальной службы квалификационные разряды для муниципальных служащих. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на так называемые иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами .
В идее квалификационных разрядов главный акцент делается на исполнителя, учитываются такие его данные, как образование, стаж работы, повышение квалификации, личные заслуги. Имея определенный разряд (звание, чин, класс), исполнитель - муниципальный служащий может претендовать на определенную должность, и руководство обязано считаться с этими претензиями . Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовке муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Таким образом, занятие муниципальными служащими конкретных должностей предполагает в качестве одного из своих оснований наличие у названных служащих определенных квалификационных разрядов, а если последние субъекты Федерации не установлены, то соответствие муниципальных служащих нормативно установлены квалификационным требованиям.
Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципального служащего на иные должности муниципальной службы, поступлении на государственную службу области, а также при увольнении устанавливаются законом субъекта РФ в соответствии с федеральными законами.
Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия аттестуемого занимаемой должности либо должности, на которую он претендует, а также включения муниципального служащего в резерв для замещения вышестоящей должности муниципальной службы.
Аттестация в органах местного самоуправления проводится аттестационной комиссией, формируемой в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Федерации и муниципальных образований. Законами субъектов Федерации предусмотрено, что аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (Московская область, Новгородская область и др.). Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
Квалификационный экзамен проводит аттестационная комиссия для присвоения квалификационного разряда, в том числе очередного. Так, в соответствии с Законом Московской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области» аттестационная комиссия проводит не реже одного раза в шесть месяцев квалификационный экзамен в следующих случаях:
а) по инициативе муниципального служащего без последующего перевода его на другую должность муниципальной службы;
б) при переводе муниципального служащего на должность муниципальной службы иной группы и иной специализации;
в) при назначении впервые на должность муниципальной службы.
Рекомендации аттестационной комиссии по результатам квалификационного экзамена служат основанием для принятия соответствующим руководителем решения о присвоении в установленном порядке муниципальному служащему квалификационного разряда.
В Законе Московской области «О муниципальной службе в Московской области» квалификационные требования по муниципальной должности муниципальной службы определены как показатели соответствия профессиональной подготовки кандидата на определенную муниципальную должность функциям и полномочиям, установленным по этой должности (ст.7 ). Анализируемый Закон в рамках классификации должностей выделяет высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности (ст. 7) и применительно к указанным группам формулирует отдельные классификационные требования . По высшим муниципальным должностям - это обладание высшим профессиональным образованием по профилю деятельности органа или равноценным образованием, а также стажем службы на главных должностях по профилю деятельности органа не менее трех лет.
По главным муниципальным должностям - это обладание высшим профессиональным образованием по профилю деятельности органа или равноценным образованием, а также стажем службы на ведущих должностях по профилю деятельности органа не менее двух лет.
По ведущим муниципальным должностям - это обладание высшим профессиональным образованием по профилю деятельности органа или равноценным образованием, а также стажем службы на старших административных должностях данного профиля не менее одного года.
По старшим муниципальным должностям - это обладание высшим профессиональным образованием по профилю муниципальной должности или равноценным образованием.
По младшим муниципальным должностям - это обладание средним профессиональным образованием по профилю муниципальной должности или равноценным образованием при стаже работы на начальных должностях этого профиля не менее трех лет.
Решение о признании образования равноценным принимается представительным органом местного самоуправления. В соответствии с Законом Московской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области» муниципальным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды: а) действительный муниципальный советник Московской области 1, 2 и 3 класса; б) муниципальный советник Московской области 1, 2 и 3 класса; в) советник муниципальной службы Московской области 1, 2 и 3 класса; г) старший референт муниципальной службы 1, 2 и 3 класса; д) референт муниципальной службы Московской области 1, 2 и 3 класса. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим главами муниципальных образований по представлению квалификационных комиссий. При прекращении муниципальной службы в связи с выходом на пенсию муниципальный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. Нельзя обойти вниманием проблему обеспечения местного самоуправления Тамбовской области соответствующими кадрами. Без опытных, подготовленных, творческих личностей, не достичь поставленных целей реформирования и организации деятельности по-новому. Состоявшиеся в 2004 г. выборы в органы местного самоуправления показали, что свои кандидатуры выставляют порой совершенно некомпетентные люди. Но народ оказывается мудрее, ни один из подобных кандидатов не прошел, доверие, как правило, оказывается тем, кто уже хорошо зарекомендовал себя в роли руководителя, кто имеет соответствующую подготовку. На сегодня из 352 глав муниципальных образований 68% имеют высшее образование, 29% среднее специальное, 3% среднее. По возрастному составу до 35 лет - 3%, до 50 лет - 52%, до 60 лет - 44%. Вестник администрации Тамбовской области. 2005. №2.
Профессиональный, образовательный уровень глав муниципальных образований необходимо постоянно повышать, следует также заниматься резервом кадров. Просчитывая штаты и численность органов местного самоуправления в сельских и поселковых Советах, можно прогнозировать их рост в соответствии с определенными в законодательстве полномочиями на 15 - 20 процентов. Требуются новые специалисты для их выполнения.
Сегодня некоторые специальности, необходимые муниципальной службе, в области не готовятся. Но есть планы открыть в Тамбове колледж муниципальной службы, а в системе непрерывного образования будут готовиться кадры в филиалах Орловской и Поволжской академий госслужбы.
Замещение муниципальных должностей необходимо проводить на конкурсной основе. При определении структуры и штатной численности органов местного самоуправления следует учитывать: численность населения, проживающего на территории муниципального образования; объем выполняемых полномочий и развитость инфраструктуры. Данные критерии позволяют с наибольшей эффективностью установить структуру и штатную численность местного самоуправления. По данной схеме пилотные сельсоветы работают уже с 2005 года. Это позволило с 1 января 2006 года начать работу по уже опробированной схеме.
2.2 Прием на муниципальную службу и основания ее прекращения
Закон об основах муниципальной службы устанавливает, что поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренным данным Законом. Порядок поступления и прохождения муниципальной службы устанавливается законами субъектов Федерации в соответствии с федеральными законами, включая и законодательство Российской Федерации о труде.
Прием на муниципальную службу осуществляется, как правило, в форме назначения. Иначе говоря, заключение трудового договора с лицом возможно только после издания уполномоченным должностным лицом приказа (распоряжения) о назначении на вакантную должность. После издания приказа (распоряжения) с гражданином заключается либо договор на неопределенный срок (таковым считается договор, в котором не указан срок действия), либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет (если договор заключен на больший ограниченный срок, он де-юре должен рассматриваться как заключенный на неопределенный срок).
К условиям поступления на муниципальную службу относятся: