Основные правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Cвое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные правовые системы современности 6
1.1. Основные признаки правовых систем 6
1.2. Романо-германская (континентальная) правовая система 8
1.3. Англосаксонская правовая система 14
Глава 2. Религиозно-традиционные правовые системы 18
2.1. Еврейское право 19
2.2. Каноническое (церковное) право 21
2.3. Мусульманское право 26
2.4. Иные правовые системы 30
Глава 3. Социалистическая (российская) правовая система 34
Заключение 37

Файлы: 1 файл

Основные правовые системы современности.docx

— 88.30 Кб (Скачать)

Особенностью современного канонического права является то, что оно действует в светских государствах (в основном это страны Западной Европы) и не имеет юридических  последствий. Однако нельзя отрицать того очевидного факта, что при принятии юридически значимого решения граждане и должностные лица принимают  во внимание его нормы и соотносят  с ним свои возможные действия. Вобрав в себя тысячелетние культуру, язык, положения норм римского права  и опыт предшественников, каноническое право в полной мере соответствует  следующей формуле: "церковь живет по римским законам".

Общепризнанным лидером  западноевропейской католической религии  по давно установившейся традиции является папа римский. Это выражается не только в высочайшем моральном авторитете, но и в перечне его званий и  должностей, регулярно публикуемых  в ежегодниках Римско-католической церкви Annuario pontificio.17

 

2.3. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Наиболее яркой чертой мусульманского права является его  откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники  этой правовой семьи, на способы регулирования  общественной жизни. Мусульманское  право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими  постулатами и ценностями. К странам  с мусульманской правовой системой относятся Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ливан, Турция, Пакистан, Судан и др.

Мусульманское право - это  система норм, выраженных в религиозной  форме и основанных на мусульманской  религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.18

Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества. Прежде всего, это: сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.

Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. В иджме дается окончательное толкование ислама. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Кийас - четвертый источник права - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.19

Мусульманское право имеет  долгую историю развития. Оно формировалось  в период разложения родоплеменной  организации и становления феодального  общества в Арабском халифате в VII - X вв.

С самого начала ислам определял  не только религиозный ритуал, догматические  и культовые особенности, но и  социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического  устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона  стояла все же на первом месте. В  отличие от христианства, которое  отделилось от государства еще в XVI - XVII вв. после буржуазных революций, ислам и по сей день является государственной  религией. Ислам как система общественно-религиозных  взглядов соединяет в себе следующие  элементы: религиозный культ и  свод духовно-этических определений; систему норм, регулирующих социально-экономическую  структуру общества; общие принципы государственного устройства.20

В странах с мусульманским  правом конституция не считается  основным законом. Таковыми являются Коран, сунна, принципы консенсуса (иджма) и аналогии (кияс). Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульманские юристы и богословы считают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

В середине XIX в. в положении  мусульманского права произошли  существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному  на заимствовании буржуазных правовых моделей. Начинаются кодификационные  работы. Принимаемые торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные кодексы  формируются по модели французского гражданского законодательства. И здесь  колониальный тип отношений предопределял  соответственно влияние системы  континентального и реже общего права. В конституциях некоторых стран  мусульманское право считается  основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но особенно в гражданских отношениях. До сих пор сохраняются шариатские суды, которые функционировали и в Чеченской республике (вторая половина 90-х годов). 21

Из всех современных мировых  религий ислам, пожалуй, наиболее тесно  соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном между  ними выступает мусульманское право.22

Изучение современных  источников мусульманского права, текстов  законодательных актов свидетельствует  о некотором сходстве их с европейским  правом. Но внешнее сходство не устраняет  внутренних, нравственно-религиозных  источников, которые по-прежнему устойчиво  определяют поведение людей. Правовые системы этих стран не обладают той  степенью единства, которая свойственна  ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме. Все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые  господствуют в западных странах. Эти  правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в  которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять  те же функции, что в западных странах.23

Одной из особенностей ислама в России является отсутствие (за исключением  Северного Кавказа) "политического  ислама". По большей части граждане, исповедующие эту религию, являются этническими мусульманами. Для них  характерен бытовой ислам, выражающийся в исполнении небольшой части  религиозных обрядов и предписаний. В различных регионах России также  наблюдается заметное различие в  религиозных традициях. В отличие  от других стран решением Конституционного Суда Российской Федерации также запрещено создание политических партий на религиозной основе.24

 

2.4. ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

Другой распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят: обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.

Особую роль индусское  право играет в тех сферах, где  влияние религии до сих пор  наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.

Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными  истоками. Это не право Индии, а  право общины, исповедующей индуизм.

Духовные книги служили  важнейшими путеводителями людей и  способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о  справедливости, совести. Обычаи и решения  каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось "изнутри", вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, располагает средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести и справедливости.

Огромную роль среди индусов  играет обрядовая чистота, отрицательным  следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями  других каст.

Браки между представителями  разных каст также запрещаются. В  обычной индусской семье собственность  общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим, гарантируется  прожиточный уровень.25

Не последнюю роль в  настоящее время продолжают играть законы Ману. Несмотря на свой преклонный возраст (I в. до н.э.), в них современным  языком говорится о праве, политике, религии, морали.

В период колониальной зависимости  индусское право подверглось  влиянию доктрины общего права, но полного  его вытеснения не произошло. И после  провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила  дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.

Обновлению и унификации правовой системы препятствуют наличие  ряда религий и устойчивых территориальных  традиций. Федерация, построенная по территориально-языковому принципу, развивается в пестром нравственно-правовом аспекте. И все же законодательная  регламентация по линии штатов с  их спецификой набирает силу.

Китайское право. Среди многочисленных философских идей, возникавших в многовековой истории Китая, наиболее важными являются даосизм, конфуцианство и легизм. Именно они оказали определяющее воздействие на китайское правопонимание, которое затем стало составной частью правовой культуры мировой цивилизации и пристальным объектом для его изучения.

Даосизм считает, что во Вселенной  господствует принцип Дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно  возникло (родилось) раньше небес и  земли. Оно спокойно и пусто, а  также независимо и неизменно. Оно  является матерью света, но никому не дано знать его имени. Именно поэтому  оно получило такое название в  силу того, что более точного и  лучшего слова, выражающего почтение к нему не имеется.26

Основной смысл даосизма заключается в том, что если "человек  следует в своих делах и  мыслях этим великим путем, не побуждаемый  волевым усилием, то все в порядке". Даосизму чуждо силовое решение возникающих проблем. Они предлагают плыть по течению. В их понимании диета - это не самоограничение, а здоровый образ жизни, позволяющий жить умеренной полноценной жизнью. Таким образом, учение даосизм проповедует "недеяние". Они выступают против использования норм права и традиций.

Великий даосский мудрец Лао-цзы еще в VI веке до нашей эры философски заметил: "Когда есть справедливость, будет и несправедливость; когда есть правда, будет и неправда". Учение подчеркивало необходимость того, чтобы ко всем общественным явлениям относиться с пониманием. Гармоничное развитие общества должно гармонизировать с окружающим миром. Руководство современного Китая идею национального возрождения дополнило идеей построения гармоничного общества.27

Конфуцианство как философское  учение занимает прямо противоположные  даосизму взгляды. Его представители  занимают гораздо более активную жизненную позицию. Конфуцианство проповедует процесс самосовершенствования посредством "взятия себя в железные рукавицы". В Китае символом подобного метода является карп, плывущий против течения.

Великий китайский философ  и просветитель Конфуций родился  в 550 году до н.э. в эпоху сражающихся  царств и нескончаемых междоусобиц. Его учение отразило накопившуюся в  народе жажду законности и порядка. Гуманистическая сущность конфуцианства  вступила в противоречие с феодальным деспотизмом императора Цинь Шихуана - строителя Великой китайской стены. В 213 году до н.э. он приказал сжечь все сочинения уже умершего Конфуция и живьем похоронить 420 его последователей.

При следующей династии Хань конфуцианство было провозглашено государственной идеологией и оставалось ею двадцать веков, за исключением периода "культурной революции". Стать чиновником в Китае мог лишь человек, прошедший открытый конкурс на знание конфуцианских текстов и умение применять их идеи при решении жизненных проблем. Конфуцианцы считают, что выполнение норм и правил предписанного поведения должно быть видно со стороны. Они обозначают связанные с этим приметы иероглифом "ли" (ритуал), который служит отправной точкой образа жизни. Его координатами являются иерархия и гармония. По своей сути конфуцианство является "морально-этическим кодексом", способствующим осуществлять неустанное нравственное совершенствование.28

Стержнем конфуцианства  являются проблемы управления государством, отношения между людьми в семье  и обществе, нормы нравственности и морали. На упрек о том, почему он в своем учении ничего не говорит  о загробной жизни, Конфуций отвечал  следующим образом: пока люди не научились правильно относиться друг к другу в этом мире, то какой смысл рассуждать о мире потустороннем?

Япония. В Японии идеи права заменялись политико-этическими нормами:

послушание низших слоев - высшим, вассалов - сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных.

Информация о работе Основные правовые системы современности