Основные правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Cвое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные правовые системы современности 6
1.1. Основные признаки правовых систем 6
1.2. Романо-германская (континентальная) правовая система 8
1.3. Англосаксонская правовая система 14
Глава 2. Религиозно-традиционные правовые системы 18
2.1. Еврейское право 19
2.2. Каноническое (церковное) право 21
2.3. Мусульманское право 26
2.4. Иные правовые системы 30
Глава 3. Социалистическая (российская) правовая система 34
Заключение 37

Файлы: 1 файл

Основные правовые системы современности.docx

— 88.30 Кб (Скачать)

В этих семьях различают  так называемые религиозные (еврейское  право, мусульманское право, индусское  право) и традиционные (право стран  Дальнего Востока, ряда стран Африки, Мадагаскара) правовые группы.

Все религии в процессе своего многолетнего развития с учетом вековых традиций и менталитета  населения выработали свое отношение  к должному и греховному в поведении  человека. Это нашло свое отражение  в религиозных учениях. При формировании национальных систем права все государства  наряду с совокупностью социальных норм обязательно учитывают и  религиозный фактор.

Это выражается в том, что, запрещая, разрешая или поощряя в  определенном порядке юридически значимые действия, государство закрепляет морально-нравственные ценности в обществе. Устоявшимся  нравственным началам в поведении  людей придается обязательное для  исполнения государственно-правовое значение.

Например, в православии  чуть более двух тысяч лет назад  к семи смертным грехам были отнесены: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, обжорство и уныние. В то же время для грешников религия открывает путь для покаяния. В эпоху древнейших общин существовало разделение в действиях людей на то, что положено и что не положено. У древних греков богиня Фемида (богиня правосудия) давала оценку характеру поведения.

 

 

 

2.1. ЕВРЕЙСКОЕ ПРАВО

Древнейшее право еврейского народа заслуженно занимает достойное  место в мировой истории права. Общие законы и конкретные правила, отраженные в священных книгах, получили свое распространение практически  по всему миру. Одной из характерных  особенностей еврейского права является то, что, несмотря на значительный исторический срок, в течение которого государство  Израиль не существовало, право было сохранено.

С потерей государственного центра у еврейского народа оставался  единый духовный центр, но затем и  он был утерян. Поэтому вполне естественным является то обстоятельство, что в  истории еврейского права, насчитывающей  многие столетия (более трех тысяч  лет), периоды подъема чередуются с периодами упадка, а стадии интенсивного использования источников для развития еврейского права - со стадиями застоя.

Наиболее интенсивно процесс  рассеивания израильского народа происходил в конце X и начале XI веков. В память об этом в современном Израиле (один из воскресных дней августа) отмечается День траура еврейского народа (в еврейском  календаре эта дата обозначена как  День девятого Ава). Считается, что именно в этот день в древние времена  были разрушены Первый и Второй иерусалимские  храмы, а в Средние века в этот день евреев изгнали из Англии и  Испании.

Жизнь общества, законы государства  местонахождения диаспоры, особенности  торгово-экономических отношений, порядок  формирования органов управления общин, характер отношений с местным  населением и с органами власти - все это не могло не отражаться на содержании еврейского законодательства, внося в него новые черты и  придавая ему более универсальный  характер.

Специалистами отмечается, что по уровню правового регулирования  общественных отношений древнееврейское  право уступало вавилонскому и египетскому. Оно отражало особенности и требования времени становления ранней государственности. Особое воздействие на содержание формирующегося права оказали религиозные предписания иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности израильского народа, а также необходимости подчинения социального поведения людей священным заветам, отраженным в Торе, Талмуде и многочисленных религиозно-нравственных нормах. Однако в последующем, в силу изменившихся обстоятельств, древнееврейское право не на все преподносимые жизнью вопросы могло дать ответ.

С учетом отмеченных особенностей получили дальнейшее развитие многие отрасли еврейского права. Интенсивно стало развиваться гражданское  право. Степень развития уголовного права определялась мерой судебной автономии конкретного еврейского центра. Значительное внимание уделялось  развитию публичного права.13

Ранее публичное право  определяло характер отношений между  правителями (цари, главы государств, главы общин) с рядовыми гражданами. Позже к этим правоотношениям  стали добавляться другие, которые  возникали между: гражданами и общинными  органами; общинными органами и их работниками. При этом правовой регламентации  стали подвергаться вопросы: избрания руководящих органов; содержания их правомочий; формирования системы налогообложения  и эффективности ее действия. Большое  внимание уделялось разработке проблем  юридических коллизий.

Специалисты еврейского права  считали необходимым объединить различные законы, применяемые в  общинах, в нечто единое и незыблемое, безотносительно исторических эпох. Подобные задачи время от времени  возникают перед каждыми национальными  правовыми системами. По своей сути право обязано обслуживать интересы и потребности конкретных субъектов права в рамках исторического времени. С другой стороны, оно должно опираться на опыт предыдущего времени.14

В истории еврейского права  специалисты, с нашей точки зрения, вполне логично и обоснованно  предлагают выделить следующие два  основных этапа, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Характерной  особенностью всех периодов развития еврейского права является: безусловная  аутентичность правовых предписаний; нормативный характер содержащихся в них указаний; непререкаемый  авторитет всех установлений Талмуда  среди еврейского населения - они  не подлежат сомнению, и никем не могут быть оспорены.

В начале XX века создается  система раввинских судов, которые  постепенно на правовой основе формируют  и упорядочивают порядок судопроизводства.

Реальная роль современного еврейского права в системе израильского законодательства определяется в процессе законотворческой деятельности Кнессета. В целом его позиция сводится к следующим требованиям. Закон  прежде всего должен учитывать существующие в стране отношения. Он должен базироваться на: положениях существующих в стране юрисдикционных норм; еврейском праве и международном праве. При возникающих юридических коллизиях предпочтение в большей степени отдается положениям еврейского права.

 

2.2. КАНОНИЧЕСКОЕ (ЦЕРКОВНОЕ) ПРАВО

Как самостоятельная специфическая  разновидность и подвид конфессионального  права, распространяющего свое действие на верующих, оно имеет обособленный характер. Это определяется высокой  степенью ее разработанности как  системы норм права. Их функционирование непосредственно связано со специальными органами церковной юрисдикции, в том числе и церковным судом.

В основе формирования канонического  права лежат многочисленные источники (как древние, так и современные). А.В. Поляков15 отмечает специфику проявления канонического права в том, что среди методов правового регулирования в определенном сочетании им используются акривия и икономия. Такой подход вытекает из самого духа евангельского Благовестия.

В V веке возникли более крупные  объединения - патриархии и митрополии. В это же время римские эпископы получили особый статус наместника самого Бога, обладающего и светской, и  церковной властью, - статус папы. Руководство  делами церкви в других государствах доверялось особым папским посланцам - нунциям. В IX веке началось догматическое  и административное обособление  восточной (греческой) церкви. Этот процесс  завершился к середине XI века. В основе раскола лежат несколько причин, в том числе и их нежелание  признавать верховенство римских пап.16

Современное каноническое право  отличается универсальным и экстерриториальным характером, оно действует там, где  проживают его сторонники - католики. Для него характерна широта регулируемых отношений, включающих вопросы духовной и светской жизни. Его корни уходят в античность, в греческую философию  и в римскую правовую культуру. Первоначальные источники складывающегося  канонического права были одинаковыми  для западных и восточных (греческой) церквей, а именно: Священное писание, включающее Ветхий и Новый заветы; труды выдающихся мыслителей церкви (отцов церкви) - Василия Великого, Григория Богослова, святого Августина; постановления церковных соборов; римское право. Началом признания канонического права имеющим юридический характер считаются Апостольские конституции - сборник правил, составленных в IV веке первыми апостолами. Он включал в себя сначала 50, а затем 85 правил. После разделения церквей действие сборника стало распространяться только на западную церковь. В этот и последующие периоды среди источников канонического права стали появляться декреталии - издаваемые папами постановления.

В период "папской революции" (XI - XII века), послужившей началом  изменения характера взаимоотношений  между церковью и государством, начинает формироваться новое каноническое право как самостоятельная часть  правовой системы западноевропейского  общества. Более четким становится его юридическое содержание. Основными  источниками становятся папские  конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты...). В этот же период времени  каноническое право начинает изучаться  в университетах. Предпринимается  попытка его кодификации (монах  Грациан). На этой основе возникает собственная церковная школа систематизаторов права - канонистов.

С 1583 года все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное название - единый Свод церковного канонического права (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). Он стал единственным источником норм канонического права, разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским церковным доктринам. Начиная с 1918 года сборники канонических законов стали выходить под названием "Кодекс канонического права".

Крупнейшим идеологом  католицизма является доминиканский  монах Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.), который  одним из первых среди средневековых  философов Западной Европы стал широко использовать труды Аристотеля. Взяв у него деление законов на естественные и положительные (писаные), Фома Аквинский  дополнил их делением на законы человеческие (определяют порядок в общественной жизни) и божественные (предназначены указывать пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания классификаций законов, предложенных Аристотелем, и своего варианта он сформулировал следующие их виды.

1. Вечный (божественный естественный) представляет собой "сам божественный  разум, управляющий миром", который  лежит в основе всего мирового  порядка, природы и общества.

2. Естественный (человеческий  естественный) понимается как отражение  вечного закона человеческим  разумом и выражается в определении  законов общественной жизни, а  также стремлении к сохранению  и продолжению рода.

3. Человеческий (человеческий  положительный) - феодальное право,  рассматриваемое им как выражение  требований естественного закона, подкрепленное возможностью принуждения  и наличием штрафных санкций.  Необходимость такого закона  объяснялась тем, что люди вследствие  грехопадения имеют извращенную  волю, свобода которой сводится  к возможности творить зло.  Поэтому для обеспечения незыблемости  требований естественного закона  необходимо принуждение людей  к добродетели путем применения  силы и страха возможного наказания.

4. Божественный (божественный  положительный) - это положения, изложенные  в Библии.

Влияние канонического права  на характер развития долговых и торговых правоотношений выражалось в том, что  церковь идеологическими средствами пыталась воздействовать на содержание торговой жизни с целью достижения справедливых договоренностей между  сторонами.

В последующем многие юридические  конструкции, применяемые в каноническом праве, оказали большое влияние  на разработку правовых институтов национальных правовых систем (например, понятие  вины в уголовном процессе).

В России активное развитие церковного права как науки и  особой правовой системы началось с  конца XVIII века. Вопрос о необходимости  преподавания церковного права был  поднят митрополитом Платоном в его "Инструкции", написанной в 1776 г. для  Московской славяно-греко-латинской  духовной академии, в последующем  преобразованной в Московскую духовную семинарию. При Александре I церковное  право вошло в курс богословских наук и стало преподаваться в  духовных академиях, а с 1835 г. было введено  в университетах.

Заметное влияние церковное  право оказало и на систему  наказаний. Это выразилось в следующем. Церковное право способствовало постепенной трансформации цели наказания от устрашения к перевоспитанию преступника. Церковные наказания (отлучение, церковное покаяние, лишение церковного погребения и др.) активно использовались государством. Например, церковное  покаяние являлось дополнительным наказанием в случае наказания виновных к  лишению всех прав состояния и  ссылке на поселение в Сибирь, а  также ко всем исправительным наказаниям, за исключением заключения в крепости.

Революционные события, произошедшие в России в 1905 году, повлекли за собой  реформирование государственного строя. Практически неограниченная самодержавная  власть трансформировалась в конституционную  монархию. С учреждением Государственной  Думы политические партии различного толка стали активно лоббировать  интересы тех или иных слоев населения, в том числе и интересы религии.

Под веротерпимостью понималось терпимое отношение государства и Русской православной церкви ко всем существовавшим в стране конфессиям. Под свободой совести понимались: свобода выхода из вероисповедания и избрание такового; свобода проповеди с целью обращения; свобода осуществления исповедания; отсутствие ограничений по религиозным мотивам.

С отделением церкви от государства (1917 г.) в России потеряли свою юридическую  силу и церковные преступления. Однако ранее применявшиеся принципы (наличие вины, возможность раскаяния преступника, определение цели наказания и др.) стали исходной позицией для дальнейшего развития советского уголовного права.

Информация о работе Основные правовые системы современности