Основные правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Cвое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные правовые системы современности 6
1.1. Основные признаки правовых систем 6
1.2. Романо-германская (континентальная) правовая система 8
1.3. Англосаксонская правовая система 14
Глава 2. Религиозно-традиционные правовые системы 18
2.1. Еврейское право 19
2.2. Каноническое (церковное) право 21
2.3. Мусульманское право 26
2.4. Иные правовые системы 30
Глава 3. Социалистическая (российская) правовая система 34
Заключение 37

Файлы: 1 файл

Основные правовые системы современности.docx

— 88.30 Кб (Скачать)

Постепенно сформировавшаяся система романо-германского права (Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Швейцария, сюда можно  отнести и нашу страну и др.) при  всех исторических, национальных и  религиозных особенностях обладает целым рядом общих черт, признаков.8

Во-первых, деление права  на частное и публичное - "опорная  ось" всей правовой системы. Публичное  право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных  лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. Частное право опосредствует  отношения между равноправными, независимыми субъектами. Здесь преобладают  диспозиционные нормы, действующие  лишь в той части, в которой  они не изменены, не отменены их участниками. К сфере публичного права относятся  конституционное, административное, уголовное, финансовое, международное право, процессуальные отрасли и т.д. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, институты трудового права и некоторые другие.

Выдвижение на передний план прав и свобод человека, свойственное этой правовой системе, не означает противопоставления прав и интересов человека и гражданина интересам общества и государства. Устойчивость общества, его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат условием и гарантией реализации частного права. Следовательно, публичное  и частное право органически  связаны и взаимодействуют между  собой. Публичное право находит  свое выражение в построении правовых систем, отраслей законодательства, в  законах и др. источниках права, в  методах правового регулирования. Частное же право регулирует преимущественно  отношения, связанные с правами  и свободами человека и гражданина. Для частного права характерно установление четкого статуса физических и  юридических лиц, обеспечение их равенства в отношениях между  собой, договорное регулирование, свобода  экономической и другой деятельности, творчества.

Во-вторых, для континентальной  правовой системы характерно деление  на отрасли: конституционное, гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное. В рамках отраслей существуют подотрасли и институты. Так, конституционное право РФ включает в себя подотрасли: избирательное право, федеральное право, институт прямой демократии и др. Отрасли законодательства поименованы в современных конституциях. Это чаще всего свойственно федеральным государствам, чтобы разграничить законодательную компетенцию федерации и ее субъектов.

В-третьих, для системы  континентального права характерна единая иерархия источников писаного права. Верховенствующее положение  занимает конституция, за нормами которой  признается высшая юридическая сила. Она закрепляет основы статуса личности, политического, экономического и социального строя, атрибуты государства.

В системе источников права, урегулированной конституцией, выделяются прежде всего законы. Законы принимаются  парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, всех его граждан. Отметим их приоритет  по отношению ко всем остальным источникам права. Они могут запрещать или  легализировать обычаи, отдельные положения  судебной практики, внутригосударственные  договоры.

Согласно романо-германской доктрине, обычные законы подразделяются на кодексы, специальные законы (текущее  законодательство) и сводные тексты норм. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных  законов над обычными.

Кроме законов в странах  романо-германской системы принимается  множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью.

В-четвертых, главная роль в формировании права отводится  законодателю (орган государственной  власти), который создает общие  юридические правила поведения. В связи с этим он должен осмыслить  общественные отношения, обобщить социальную практику, проанализировать повторяющиеся  ситуации и сформулировать в нормативных  актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменитель же (судья, административные органы и должностные лица) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах.

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского  права, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания  противоречий, несправедливости законодательных  решений. Сегодня за редким исключением  обычай потерял характер самостоятельного источника права.

По вопросу о судебной практике как источнике романо-германского  права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно сделать  вывод о возможности отнесения  судебной практики к числу вспомогательных  источников. В первую очередь это  касается "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и "простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими  судами при решении подобных дел  как фактический прецедент. Здесь  можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходные принципы господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.9

Для континентальной правовой системы характерны следующие основные теоретические концепции государственной  власти и демократических институтов, получившие широкое распространение  в мире:

- знание доктрины и  принципов мирового государства;

- закрепление принципов  разделения властей;

- обеспечение системы  конституционного контроля (конституционное  правосудие);

- регулирование административной  юстиции;

- гарантии развития многопартийной  системы;

- обеспечение местного  самоуправления.

Страны, относящиеся к  романо-германской правовой семье, объединены единой концепцией, согласно которой  первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее между правовыми  системами этих стран наблюдаются  и существенные различия, которые  касаются таких аспектов, как конституционный  контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона.

 

1.3. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Зародившаяся много веков  назад в Англии, эта система  получила широкое распространение  в мире. Колонизаторская деятельность Британской империи, а впоследствии мягкий, но устойчивый режим Британского  Содружества Наций способствовали тому, что не менее трети человечества живет под влиянием принципов, норм и методов общего права. Крупные  компаративисты, исследуя семью общего права, первостепенное внимание уделяют  английскому праву как "идеологической и источниковедческой базе" всей правовой семьи.

Возникновение общего права  в Англии связано с периодом англосаксонского права как права местного, локального, действовавшего на ограниченных территориях  и очень скупо, сжато регулировавшего  отдельные стороны жизни. После  нормандского завоевания (1066 г.) начинается период развития общего права. Оно создавалось  королевскими судами, которые обращали главное внимание на вопросы, требующие  решения, процедуру и доказательства. Частные лица, как правило, не могли  обращаться непосредственно в королевский  суд. Они должны были просить у  короля выдачи приказа, позволяющего перенести  рассмотрение спора в королевский  суд. Первоначально даже приказы  издавались в исключительных случаях.

Постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В ходе деятельности королевских  судов сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в  последующем эти суды. Сложилось  правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем  становилось обязательным и для  всех других судей. "Английское общее  право образует классическую систему  прецедентного права или права, создаваемого судьями" Отсюда некоторая  стихийность и необозримость  правового массива, отсутствие логики в его построении.

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства привели к необходимости  выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определений процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Так рядом с "общим правом" сложилось "право справедливости".10

В истории "общего права" выделяются три этапа: формирование "общего права", дополнение его "правом справедливости" и толкованием  статусов. Общее право, как и римское  право, развивалось, руководствуясь принципом: "право там, где есть и защита".

В англосаксонской правовой семье различают группу английского  и американского права. В группу английского права входят: Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Английское право, в отличие  от континентального, развивалось не в университетах, не учеными-юристами, а юристами-практиками.

Это "право судебной практики", когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы  права. Последовательность их применения способствует устойчивости правовой системы  и судебной практики. Правила прецедента означают обязанность судов придерживаться ранее принятых судебных решений. Но не все суды обладают таким правом.

Структура права в англосаксонской  правовой семье (деление на отрасли  и институты права), сама концепция  права, система источников права, юридический  язык совершенно иные, чем в романо-германской правовой семье. В английском праве  отсутствует деление на публичное  и частное, безусловный приоритет  отводится процедурному праву, а  не материальному. Формы исков, доказательства, процедурные правила, преимущественно  устное и непрерывное судопроизводство, кратность мотивации, строгий ритуал вынесения решений - такова специфика английского права.11

Законодательство как  источник права находится в менее  выгодном положении, так как акт  парламента требует судебных толкований, которые сами становятся судебными  прецедентами. Что касается делегированного  законодательства, то суд официально имеет право его отмены.

В английском праве много  своеобразия, повлиявшего на структуру  общего права. Сталкиваясь с чем-то незаконным, "англичане прежде всего  инстинктивно оглядываются на прецедент". Если новое приводит их в смятение, то "пример прошлого дает им чувство  опоры".

Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел одно из ведущих положений  в процессе правового регулирования  общественных отношений. Классификация  английских законодательных актов  осуществляется по различным основаниям: по сфере действия - публичные (распространяются на неопределенный круг субъектов и  действуют на всей территории государства) и частные (распространяют свое действие на отдельный круг лиц и отдельные  территории).12

Иногда парламент страны делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов другим субъектам - королеве, правительству, министерствам. Принимаемые ими нормативные  акты получили название "делегированное законодательство", юридическая  сила которых определяется характером передаваемых полномочий. Они считаются  частью закона и были обязательны  для исполнения. Высшей формой делегированного  правотворчества считается "приказ в Совете" - это фактически нормативный  акт правительства страны, а формально - приказ Тайного совета (монарха и тайных советников).

В системе английского  права выделяется автономное законодательство, представляющее собой совокупность нормативных актов местных органов  власти, а также некоторых учреждений и организаций (профсоюзы, коммерческие компании, церковь).

Американское  право, развиваясь в рамках общего права, имеет и свои особенности. Первые английские колонии на территории Америки в начале XVII в. принесли с собой и принципы общего права, но они плохо приживались на новой исторической родине. Поселенцы жили под влиянием идеи свободы личности, которой не находили в общем праве. Поэтому действовали акты местных властей, религиозные нормы, примитивные кодексы.

Американское право отличается от английского более свободным  действием правила прецедента.

Централизация, которой характеризуется  развитие американской федерации, усиление государственного вмешательства привели  к значительному увеличению объема федерального законодательства, а также  к росту нормотворчества высших звеньев исполнительной власти: президента, федеральных служб и т.д. В статутном  праве США имеются кодексы, которые, как было сказано выше, не знает  английское право.

Как и в Англии, значение обычного права в США велико в  области функционирования государственной  власти. Конституция США не всегда охватывает многие существенные стороны  государственной жизни. Этот пробел восполняется не только с помощью  текущего законодательства, но и путем  признания сложившихся обычаев, устоявшихся традиций.

В рамках семьи общего права  есть немало специфичного в развитии правовых систем государств, находившихся прежде под эгидой Британской империи, а ныне - в Содружестве наций. Канада, Индия, Австралия, ряд африканских  государств при сохранении общеправовой преемственности внесли в свои правовые системы немало новелл, связанных с особенностями развития и географическим положением, влиянием новых международных структур.

 

Глава 2. РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

Информация о работе Основные правовые системы современности