Охрана труда в РФ. Правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:15, реферат

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Охрана труда в Российской Федерации Правовое регулирование (1).doc

— 1.42 Мб (Скачать)

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет".

Законодателем категории граждан, кому предоставлено право на досрочное назначение пенсии, разделены на 2 группы.

В статье 28 Закона N 173-ФЗ определена категория граждан, которым досрочная пенсия может быть назначена вне зависимости от того, когда работник приобрел необходимый стаж работы.

В пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ указана вторая категория граждан, за которыми сохраняется право на досрочное предоставление пенсии только в случае, если застрахованный работник проработал на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 года не менее половины требуемого срока. В таком случае необходимый стаж может быть приобретен и после 1 января 2003 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ для лиц, проработавших на таких работах менее половины требуемого срока или принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом. Законом N 173-ФЗ планируется выделение в отдельную категорию пенсионного обеспечения наемных рабочих, занятых на работах с особыми (вредными и опасными) условиями труда. Для реализации этих положений Закона в настоящее время Государственной Думой Российской Федерации рассматривается законопроект "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", который в первом чтении уже принят.

На работодателе также лежит обязанность соблюдать установленные статьями 96, 99, 253, 265 ТК РФ ограничения на привлечение к выполнению женщинами отдельных видов работ, включая выполнение тяжелых работ и работ с опасными и вредными условиями труда, а также нормы Постановления N 162.

Также работодателю запрещено согласно ТК РФ и Постановлению N 163 привлекать к таким работам лиц, не достигших возраста 18 лет.

 

3.10. Финансирование мероприятий по улучшению условий труда

 

Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда установлен в соответствии со статьей 226 ТК РФ.

В статье 210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета. А органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным в части 1 статьи 226 ТК РФ сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется:

"за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления".

Согласно части 2 статьи 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

В статье 226 ранее действовавшего ТК РФ был предусмотрен такой источник финансирования мероприятий по охране труда, как средства от штрафов, порядок использования которых определялся Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2000 года N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда".

Статьей 226 ТК РФ также установлено, что:

"Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)".

В соответствии с частью 1 статьи 115 ГК РФ федеральное казенное предприятие - это унитарное предприятие на праве оперативного управления, созданное на базе государственного или муниципального имущества. Такое предприятие может быть создано в случаях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Федеральное учреждение - это организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (статьи 120, 214, 296 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 года N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.

На праве оперативного управления государственным имуществом, находящимся в ведении Федерации или ее субъекта, осуществляют свою деятельность бюджетные учреждения образования, здравоохранения, науки и культуры.

Федеральные учреждения основаны на государственной собственности Российской Федерации, учреждения субъектов Федерации - на государственной собственности, принадлежащей субъекту Российской Федерации (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам).

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N 11 "Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" утвержден комплекс мероприятий по улучшению условий труда.

Законодателем также регламентирована возможность создания фондов охраны труда у работодателей, в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При создании таких фондов необходимо руководствоваться статьей 118 ГК РФ и статьей 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Кроме того, в ТК РФ определено, что работник не несет никаких расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 мая 2006 года N 390 "Об утверждении Правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Постановление N 390) приняты Правила, определяющие порядок и условия частичного финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, включая финансирование санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В пункте 2 Постановления N 390 приведен на 2006 год перечень предупредительных мер, которые финансируются за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

4. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

В статье 353 ТК РФ установлен перечень органов, которые уполномочены осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Помимо этого надзор и контроль в сфере охраны труда осуществляет система государственных органов, уполномоченных осуществлять экспертную деятельность за соблюдением условий труда, за качеством продукции, работ и услуг, отдельных видов деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также профсоюзы.

 

4.1. Государственный надзор и контроль

 

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ Федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

1) органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

Федеральная инспекция труда;

федеральные надзоры - органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;

органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

органы исполнительной власти на федеральном уровне;

органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

органы местного самоуправления;

3) органы, осуществляющие общественный контроль:

профессиональные союзы, инспекторы труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране. Более подробно об этом будет сказано в разделе 4.3.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года N 78 "О Федеральной инспекции труда" (далее - Постановление N 78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов. Полномочия Федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях 353 - 365 ТК РФ.

В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

"в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве".

Информация о работе Охрана труда в РФ. Правовое регулирование