Нормативно-правовые акты: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «источник права»;
- исследовать виды источников права;
- указать понятие и признаки нормативного правового акта

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, понятие, виды……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие нормативно-правового акта. ………………………………5
1.2. Признаки нормативно-правового акта…………………………….7
1.3. Виды нормативно-правового акта………………………………….10
Глава II Закон – основной вид нормативно-правовых актов …………15
2.1. Понятие закона и его признаков.…………………………………...15
2.2. Виды законов………………………………………………………..18
2.3. Структура закона…………………………………………………….22
Глава III Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………24
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени………………...24
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве……………26
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц………………28
Заключение……………………………………………………………….........30
Список использованных источников............................................................ 32

Файлы: 1 файл

курсовая нормативно правовые акты.docx

— 54.85 Кб (Скачать)

 – на территорию, указанную  в самом нормативном акте;

 – на локальную  территорию (предприятия, учреждения, организации).

 Действие законов в  пространстве определяется рядом  положений. Так, важным является  правило, что каждое государство  имеет право применять законы  в пределах своей территории. Не менее значима и проблема  применения иностранных законов  на территории государства. "В  ходе интеграционных процессов  такие проблемы возникают все  чаще. Так, стала практической проблема  применения в России "общепризнанных  принципов и норм международного  права". Действуют и даже имеют  приоритет в случае коллизий  правила международных, межгосударственных  договоров. Эти коллизии возникают  при разрешении конкретных дел. Понятно, что коллизионные проблемы  являются предметом главным образом  науки международного права".

 В политической сфере  на территории государства действуют  законы собственного государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика  действия собственных законов  обеспечивает суверенитет государства.

 При разрешении вопроса  о том, какой закон должен действовать  в конкретном случае – отечественный  или иностранный, принимается во  внимание природа тех правовых  отношений, которые регулируются  каждым законом.

Законы, которые определяют имущественное положение, имеют двоякое действие. В отношении движимого имущества возникающие споры, столкновения разрешаются на основании законов того государства, где проживает владелец движимого имущества. Во втором случае все споры разрешаются по законам местонахождения вещи. Наконец, может быть и смешанный случай, когда вопросы решаются договорами о том, какие законы будут применяться при решении конкретных споров".

 В ряде случаев, хотя  закон и действует на всей  территории, он распространяется на определенный круг лиц.

3.3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА ПО КРУГУ ЛИЦ

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, государственных служащих, работников полиции, прокуратуры, суда, ветеранов войны и труда, многодетных матерей и т. д.).

Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие санкции за правонарушения.

 По кругу лиц законы  и другие нормативно-правовые  акты действуют в отношении  граждан Российской Федерации, как  на территории России, так и  за ее пределами. В частности, российские граждане, находящиеся  за границей, согласно Закону  о гражданстве и другим законам, имеют право принимать участие  в выборах в органы Российского  государства, пользуются защитой  российских законов и несут  ответственность за правонарушения  перед российскими органами по  российским законам, если они  не привлекались к ответственности  за те же правонарушения по  законам других государств.

 На территории России  нормативные акты действуют в  отношении всех ее граждан, государственных  органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

"Важно подчеркнуть, что  действие закона по отношению  к лицам базируется на двух  началах: принципе суверенитета (территориального  верховенства государства), а также  ограничивающих этот принцип  требованиях международного права".

"В отношении формального  равенства также существуют исключения  – принцип экстерриториальности, т.е. внеземельности". Он действует в отношении некоторых категорий иностранцев, в частности на дипломатических представителей и членов их семей, обладающих дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушение. Эти лица в случае совершения правонарушения попадают лишь под действие законов родной страны.

"И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица  без гражданства в соответствии  с законом не могут быть  субъектами ряда отношений (в  частности, быть судьями, состоять  на службе в вооруженных силах)".

 Все граждане (подданные) обязаны быть законопослушными, но из этого вытекает равенство  всех перед законом, в частности  распространение действий уголовных  законов на правонарушителей  – граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Российской Федерации главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно-правовые акты.

 Нормативный правовой акт в нашей стране регулирует многие социально – экономические, политические, гражданско-правовые, трудовые и иные правоотношения.

  В результате проведённого исследования можно сделать ряд следующие выводы:

 а) Нормативно – правовой  акт – один из важнейших  источников права в современном  государстве. В нем выражается  большинство правовых норм, регулирующих  наиболее важные, с точки зрения  интересов личности, общественные  отношения.

    В результате  проведенного анализа был подтвержден  тезис о том, что нормативно  – правовой акт - это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Именно нормативный акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно – правовым актам относятся конституция, законы, нормативные акты органов исполнительной власти.

 б) По основным субъектам  государственной власти нормативные  акты можно подразделить на  законы и подзаконные акты.

   Закон – это  нормативно – правовой акт, принимаемый  высшим представительным органом  государственной власти в особом  порядке, обладающий высшей юридической  силой и регулирующий наиболее  важные общественные отношения.

  Подзаконным нормативно  – правовым актом является  правотворческий акт компетентных органов, который основан на законе и не должен противоречить ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. По содержанию являются актами различных органов исполнительных власти.

 в) Законы классифицируют  по субъектам, их принимающим, по  юридической силе, и по отраслям  права.

   Действие нормативно  – правового акта определяется  моментом вступления нормативного  акта в силу и утраты юридической  силы, а также территорией его  действия и кругом лиц, которым  адресуется акт.

 г) Систематизация нормативно  – правовых актов – это  деятельность, направленная на упорядочение  и совершенствование правовых  норм. Выделяют формы систематизации: учет, инкорпорацию, консолидацию и  кодификацию.

 д) Нормативный правовой акт имеет внешнюю и внутреннюю структуру. К внешней структуре относятся реквизиты нормативных правовых актов и преамбула. К внутренней структуре относятся разделы, главы, статьи, пункты и подпункты.

Таким образом, в ходе исследования, было установлено, что нормативные правовые акты играют важную роль в усовершенствовании российской правовой системы и развитии общества в целом. Их роль с каждым днем возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 I. Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. – 08.12.1994. - № 238-239;

 3. О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.12.2002) // Российская газета. – 14.12.2002;

4. Об утверждении Правил  подготовки нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной  власти и их государственной  регистрации: Постановление Правительства  РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 17.03.2009) // Российская  газета. – 21.08.1997. - № 161;

5. Уголовный кодекс Российской  Федерации: Федеральный закон РФ  от 13.06.1996 № 63-ФЗ(ред.от 29.12.2009) // Российская  газета.–19.06.1996.-№ 114;

6. О порядке опубликования  и вступления в силу актов  Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной  власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 28.06.2005) // Российская  газета. – 28.05.1996. - № 99;

7. О судебной системе  Российской Федерации: Федеральный  конституционный закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская  газета. – 29.12.2009.

II. Научная и учебная литература:

1. Абдулаев, М.И. Теория государства  и права: учебник для высших  учебных заведений. - 2-е изд., доп. – М.:Финансовый контроль, 2004. – 410 с.;

2. Алексеев, С.С. Проблемы  теории права: курс лекций в 2-х  т. - Свердловск, 1973. – 400 с.;

3. Алексеев, С. С. Общая теория  права: курс в 2-х т. - М.: Юрид. лит., 1982. - 360с.;

4. Алексеев, С.С. Теория государства  и права: учебник / С.И. Архипов, В.М. Корельский. [и др.]. – М., 1998., 559 с.;

5. Алексеев, С.С. Теория государства  и права: учебник / С.И. Архипов (и др.). М.: Норма, 2005. – 496 с.;

6. Артье, А. Анализ Гражданского  кодекса 1804 года;

7. Бабаев, В.К. Теория государства  и права: учебник. — М.:Юристъ, 2003. – 592с.;

8. Бабаев, В.К. Теория государства  и права: учебник. - М.: Юристъ, 2006. – 634с.;

9. Белых, В.С. Правовое регулирование  предпринимательской деятельности  в России: Монография - Проспект, 2009. – 234 с.;

10. Бошно, С. Нормативный  правовой акт: развитие признаков  в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 4, 5, 6.;

11. Венгеров, А.Б. Теория государства  и права: учебник - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.;

12. Воронина, М.Ф. Понятие  источников (форм) права в теории  государства и права и в  юридических отраслевых науках // История государства и права. – 2007. - № 19.;

13. Головистикова, А.Н. Теория  государства и права в схемах  и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2006. 256 с.;

14. Диаконов, В.В. Теория государства  и права: учебное пособие. – 2004;

15. Дивин, И.М. Оперирование  понятием нормативного правового  акта в судебной арбитражной  практике // Российская юстиция. – 2009. - № 9.;

16. Ершова, Е.А. Источники  и формы трудового права в  России // Трудовое право. – 2007. - № 10.;

17. Кудрявцев, В.Н. О правопонимании  и законности // Государство и  право. 1999. - №3. - С. 23;

18.  Малько, А.В. Теория  государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.;

 19. Марченко, Н.М. Теория права и государства: курс лекций. - М., 1998. – 460с.;

20. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. Ред. В.М. Корельский. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 596 с.;

21. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 704 с.;

22. Тихомиров, Ю.А. Правовые акты: учебно-практическое пособие / И.В. Комелевская. – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 162 с.;

23. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. проф. Стрекозова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Интерстиль, 2001. - 336 с.;

24. Херлок, Е.С. Исторический экскурс в теорию права. - М., 1997.;

25. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт. -2001. - 432 с.

26. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. - М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. 698 c.;

27. Якушев, А.В. Теория государства и права: конспект лекций. – М.: Приор, 2003. – 192 с

1  См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 227 с.

2 См.: Алексеев С. С. Общая теория права: курс в 2-х т. - М.: Юрид. лит., 1982. – 201 с.

3 См.: Бошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 4, 5, 6.

4 См.: Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учебно-практическое пособие / И.В. Комелевская. – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 162 с.

5  См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием  12.12.1993) (редакция от 30.12.2008) ст. 71, 72

6  См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием  12.12.1993) (редакция от 30.12.2008) ч.1 и ч.2 ст.76

7 См.: Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 202-203 с.

8 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием  12.12.1993) (редакция от 30.12.2008) п.3 ст.76

 

9 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием  12.12.1993) (редакция от 30.12.2008) ч.1 и ч.2 ст.76п.3 ст.15 Конституции РФ).

10 См.: Российская газета, от 15 июня 1994г., с.15.

 

 

 


Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды