Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «источник права»;
- исследовать виды источников права;
- указать понятие и признаки нормативного правового акта
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, понятие, виды……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие нормативно-правового акта. ………………………………5
1.2. Признаки нормативно-правового акта…………………………….7
1.3. Виды нормативно-правового акта………………………………….10
Глава II Закон – основной вид нормативно-правовых актов …………15
2.1. Понятие закона и его признаков.…………………………………...15
2.2. Виды законов………………………………………………………..18
2.3. Структура закона…………………………………………………….22
Глава III Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………24
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени………………...24
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве……………26
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц………………28
Заключение……………………………………………………………….........30
Список использованных источников............................................................ 32
-нормативно – правовые акты государственных органов;
-нормативные акты
- совместные акты;
- нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от
сферы действия нормативные
-общефедеральные;
-акты субъектов Федерации;
-акты органов местного самоуправления;
-корпоративные акты
Так же в зависимости от срока действия нормативно - правовые акты бывают:
-неопределенного длительного действия;
-временные.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон- это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Подзаконный акт - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Юридическая сила является
наиболее существенным
Деление нормативно- правовых
актов по содержанию носит
условный характер. Это объясняется
тем, что не во всех нормативно
– правовых актах содержатся
нормы однородного содержания. Например,
в уголовном, трудовом законодательстве
содержатся нормы только одной
отрасли права, в то время как
действуют и комплексные акты,
то есть включают нормы
По объему и характеру действия выделяют:
1. Акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений на данной территории
2. Акты ограниченного действия, то есть распространяющихся только на часть территории или на определенный контингент лиц
3. Акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении определенных обстоятельств.
Нормативно-правовые акты так же разделяют на акты законодательной власти (законы), исполнительной власти (подзаконные акты) и судебной (юрисдикционные акты общего характера).
Вообще, можно выделить
наиболее важные критерии, по
которым непосредственно или
по их сочетанию выделяются
виды нормативно – правовых
актов. Это следующие критерии: содержание
нормативно-правового акта, процедура
его принятия. Орган, принимающий
акт, круг лиц, на которое распространяется
действие, пространство и время,
которое охватывается
По содержанию, органу
и процедуре принятия
Законы Российской Федерации тоже имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов.5 "Они также имеют прямое действие на территории России. По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами)".6
В Российской Федерации
закон должен обладать
Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
"Подзаконные акты
обладают меньшей юридической
силой, чем законы, базируются на
них. Но тоже имеют важнейшее
значение в жизни любого
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса".
Постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов – эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов и т.п.
Решения и постановления
местных органов
"Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администрации, губернаторов).
Нормативные акты
Локальные нормативные
акты – это нормативные
Следовательно, законы
и подзаконные акты
ГЛАВА II. ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА И ЕГО ПРИЗНАКОВ
Формирование правового
государства связано с
Закон является главной
разновидностью нормативно-
Закон – это нормативно-
Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона.
Признаки закона:
1) принимается специально уполномоченными органами;
2) принимается при строгом
соблюдении процессуального
3) регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;
4) общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения
5) стабилен;
6) обладает высшей юридической силой;
7) выражает волю и интересы народа.
Все эти признаки
закона существуют не
"Именно данные признаки
и выделяют закон в системе
иных нормативных актов и
Органами, уполномоченными принимать законы, являются:
– Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации) – федеральные и федеральные конституционные законы России;
– законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации – законы субъектов федерации.
Иные органы не обладают правомочиями принимать законы.
Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.
Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:
– вопросы конституционного характера;
– порядок образования
и деятельности органов
органов местного
– права, свободы и
обязанности человека и
– порядок создания и деятельности общественных организаций;
– ключевые вопросы в области экономики;
– вопросы обороны и безопасности;
– международные отношения;
– принятие и изменение бюджета;
– установление налогов.
"Общеобязательность закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т.д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения".
Стабильность закона
обеспечивается особым
Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:
– он занимает главное (после Конституции Российской Федерации) место в иерархии нормативно-правовых актов;
– положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.
Закон представляет
собой нормативное выражение
воли народа в результате
2.2. ВИДЫ ЗАКОНОВ
Классификация законов
может проводиться по
– их юридической силе (Конституция Российской Федерации, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации);
– субъектам законотворчества
(принятые в результате
– предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
– сроку действия (постоянные законы и временные);
– характеру (текущие и чрезвычайные);
– сферам действия
(общефедеральные и
– содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
– степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
– значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
– объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды