Нормативно-правовые акты: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «источник права»;
- исследовать виды источников права;
- указать понятие и признаки нормативного правового акта

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, понятие, виды……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие нормативно-правового акта. ………………………………5
1.2. Признаки нормативно-правового акта…………………………….7
1.3. Виды нормативно-правового акта………………………………….10
Глава II Закон – основной вид нормативно-правовых актов …………15
2.1. Понятие закона и его признаков.…………………………………...15
2.2. Виды законов………………………………………………………..18
2.3. Структура закона…………………………………………………….22
Глава III Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………24
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени………………...24
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве……………26
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц………………28
Заключение……………………………………………………………….........30
Список использованных источников............................................................ 32

Файлы: 1 файл

курсовая нормативно правовые акты.docx

— 54.85 Кб (Скачать)

-нормативно – правовые  акты государственных органов;

-нормативные акты общественных  объединений;

- совместные акты;

- нормативные акты, принятые  в порядке референдума.

 В зависимости от  сферы действия нормативные акты  подразделяются на:

-общефедеральные;

-акты субъектов Федерации;

-акты органов местного  самоуправления;

-корпоративные акты

 Так же в зависимости  от срока действия нормативно - правовые акты бывают:

-неопределенного длительного  действия;

-временные.

  По юридической силе  все нормативно-правовые акты  подразделяются на законы и  подзаконные акты. Закон- это нормативный  акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконный акт - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

 Юридическая сила является  наиболее существенным признаком  их классификации. Она определяет  их место и значимость в  системе государственного нормативного  регулирования. В соответствии с  теорией и практикой правотворчества  акты вышестоящих органов обладают  более высокой юридической силой, чем нормативные акты нижестоящих  правотворческих органов. Последние  издаются на основе и во  исполнение нормативных актов, издаваемыми  вышестоящими правотворческими  органами.

 Деление нормативно- правовых  актов по содержанию носит  условный характер. Это объясняется  тем, что не во всех нормативно  – правовых актах содержатся  нормы однородного содержания. Например, в уголовном, трудовом законодательстве  содержатся нормы только одной  отрасли права, в то время как  действуют и комплексные акты, то есть включают нормы различных  отраслей права, примером может  служить хозяйственное, военное  морское законодательство.

 По объему и характеру  действия выделяют:

1. Акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений на данной территории

2. Акты ограниченного действия, то есть распространяющихся только на часть территории или на определенный контингент лиц

3. Акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении определенных обстоятельств.

 Нормативно-правовые  акты так же разделяют на  акты законодательной власти (законы), исполнительной власти (подзаконные  акты) и судебной (юрисдикционные  акты общего характера).

   Вообще, можно выделить  наиболее важные критерии, по  которым непосредственно или  по их сочетанию выделяются  виды нормативно – правовых  актов. Это следующие критерии: содержание  нормативно-правового акта, процедура  его принятия. Орган, принимающий  акт, круг лиц, на которое распространяется  действие, пространство и время, которое охватывается действием  акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные  этапы и ряд других критериев.

  По содержанию, органу  и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового  акта, как закон. Законы, в свою  очередь, бывают нескольких видов.

  Законы Российской Федерации тоже имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов.5 "Они также имеют прямое действие на территории России. По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами)".6

 В Российской Федерации  закон должен обладать признаками, присущими конституционному строю.

 Подзаконные акты –  это изданные на основе и  во исполнение законов акты, содержащие  юридические нормы.

"Подзаконные акты  обладают меньшей юридической  силой, чем законы, базируются на  них. Но тоже имеют важнейшее  значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую  роль.

 Выделяют следующие  виды подзаконных актов, расположенные  по иерархии.

 Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса".

 Постановления Правительства  Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

 Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных  комитетов – эти акты, принимаемые  на основе и в соответствии  с законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов и т.п.

 Решения и постановления  местных органов государственной  власти (например, областных представительных, законодательных структур).

"Решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления (например, областных глав администрации, губернаторов).

 Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов – эти  акты принимаются в пределах  компетенции названных структур  и действуют на территории  соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. ".

 Локальные нормативные  акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного  предприятия, учреждения и организации  и регулирующие их внутреннюю  жизнь (например, правила внутреннего  трудового распорядка).

 Следовательно, законы  и подзаконные акты представляют  собой две большие группы нормативных  актов, в свою очередь подразделяющиеся  на соответствующие виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА II. ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

2.1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА И ЕГО ПРИЗНАКОВ

 Формирование правового  государства связано с повышением  роли закона в государственной  и общественной жизни. Отражая  в концентрированном виде социальные  интересы, закон выступает главным  регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством  преобразований в экономической, социальной и иных сферах и  одновременно способствует стабилизации  устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные  рамки деятельности всех государственных  и общественных институтов. Занимает  ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила  определяет динамику и содержание  всех остальных правовых актов. 7

 Закон является главной  разновидностью нормативно-правовых  актов, а также основной категорией  законодательной системы страны.

 Закон – это нормативно-правовой  акт высшей юридической силы (по  отношению к иным нормативно-правовым  актам), принятый в особом порядке  органом законодательной власти  или референдумом, выражающий волю  народа, регулирующий наиболее важные  общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным  источником права.

 Теория закона сформулировала  следующие основные и важнейшие признаки закона.

 Признаки закона:

1) принимается специально  уполномоченными органами;

2) принимается при строгом  соблюдении процессуального порядка;

          3) регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;

4) общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения 

5) стабилен;

6) обладает высшей юридической  силой;

7) выражает волю и интересы  народа.

 Все эти признаки  закона существуют не изолированно, а в единстве. Их нельзя разрывать. Они позволяют лучше понять  природу и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают  избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию  и применению закона.

"Именно данные признаки  и выделяют закон в системе  иных нормативных актов и придают  ему качество верховенства".

 Органами, уполномоченными  принимать законы, являются:

 – Федеральное Собрание  Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации) – федеральные и федеральные конституционные законы России;

 – законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации – законы субъектов федерации.

 Иные органы не обладают  правомочиями принимать законы.

 Особый процессуальный  порядок принятия закона (включающий  ряд последовательных стадий) указан  в Конституции Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

 Наиболее значимыми  общественными отношениями, регулируемыми  законом (на уровне государства), являются:

 – вопросы конституционного  характера;

 – порядок образования  и деятельности органов государственной  власти и 

 органов местного самоуправления;

 – права, свободы и  обязанности человека и гражданина;

 – порядок создания  и деятельности общественных  организаций;

 – ключевые вопросы  в области экономики;

 – вопросы обороны  и безопасности;

 – международные отношения;

 – принятие и изменение  бюджета;

 – установление налогов.

"Общеобязательность  закона подразумевает, что его  нормы должны исполняться (соблюдаться  и т.д.) всеми государственными  органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими  лицами без исключения".

 Стабильность закона  обеспечивается особым порядком  принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или  отменен, минуя сложную юридическую  процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу  большой общественной необходимости.

 Высшая юридическая  сила закона заключается в  том, что:

 – он занимает главное (после Конституции Российской Федерации) место в иерархии нормативно-правовых актов;

 – положения данных  актов должны соответствовать  закону и не противоречить  ему.

 Закон представляет  собой нормативное выражение  воли народа в результате согласования  различных социальных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ВИДЫ ЗАКОНОВ

 Классификация законов  может проводиться по различным  основаниям:

 – их юридической  силе (Конституция Российской Федерации, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации);

 – субъектам законотворчества (принятые в результате референдума  или законодательным органом);

 – предмету правового  регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

 – сроку действия (постоянные  законы и временные);

– характеру (текущие и чрезвычайные);

 – сферам действия (общефедеральные и региональные);

 – содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические  и т.п.);

 – степени систематизации (обычные и кодификационные, другими  словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

 – значимости содержащихся  в них норм (конституционные и  обыкновенные);

 – объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды