Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «источник права»;
- исследовать виды источников права;
- указать понятие и признаки нормативного правового акта
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, понятие, виды……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие нормативно-правового акта. ………………………………5
1.2. Признаки нормативно-правового акта…………………………….7
1.3. Виды нормативно-правового акта………………………………….10
Глава II Закон – основной вид нормативно-правовых актов …………15
2.1. Понятие закона и его признаков.…………………………………...15
2.2. Виды законов………………………………………………………..18
2.3. Структура закона…………………………………………………….22
Глава III Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………24
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени………………...24
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве……………26
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц………………28
Заключение……………………………………………………………….........30
Список использованных источников............................................................ 32
Основными видами законов
(в зависимости от уровня
– федеральные законы
– законы субъектов федерации
В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
– федеральные
– федеральные законы.
Федеральный конституционный
закон – закон, непосредственно
регулирующий важнейшие
– о военном положении;
– о чрезвычайном положении;
– о принятии в
Российскую Федерацию и
– об изменении статуса субъекта РФ;
– о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
– о референдуме;
– о судебной системе;
– о судах основного звена;
– о Конституционном Суде Российской Федерации;
– о Верховном Суде Российской Федерации;
– о Высшем арбитражном Суде Российской Федерации;
– о Конституционном собрании Российской Федерации.
"Точно определено "иерархическое"
место федерального
Специфичен порядок
принятия федерального
Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент Российской Федерации не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.
Федеральный закон – закон, принимаемый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам ее ведения.
"Федеральный закон
считается принятым, если за него
проголосовало 50% + 1 голос от общего
числа депутатов
Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют:
– Государственной Думой – не ограничены;
– Советом Федерации
– 14 дней (в случае нерассмотрения
Советом Федерации принятого
Государственной Думой в
– Президентом Российской Федерации – 14 дней.
Срок передачи принятого
Государственной Думой
"Президент Российской Федерации рассматривает в течение 14 дней проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето). Вето Президента Российской Федерации считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент Российской Федерации обязан подписать и обнародовать данный федеральным закон в течение 7 дней".
Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также конституциями республик в составе Российской Федерации и уставами иных субъектов Российской Федерации.
2.3. СТРУКТУРА ЗАКОНА
Закон как нормативно-
– наименование органа, принявшего закон;
– название закона;
– номер и дата принятия;
– преамбула;
– нормативно-правовое содержание закона;
– последствия несоблюдения закона;
– отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);
– опубликование закона и вступление его в силу;
– подписание закона.
Закон (как и любой
нормативно-правовой акт) должен
содержать наименование
Название закона должно
указывать на круг
Номер закона и дата
его принятия также помогают
индивидуализировать его и
Нормативно-правовое
содержание является главным
элементом закона. Содержание закона
обычно делится на статьи, в
которых содержатся нормы
"Преамбула обычно
содержит мотивы принятия
Обязательным элементом
закона должно быть указание
об отмене действия иных
После принятия закон
подлежит опубликованию и
ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
3.1. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА ВО ВРЕМЕНИ
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания": "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".10
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, т. е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает
или вовсе устраняет
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
- по истечении срока действия, на который он был принят;
- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
- на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Придание закону обратной силы возможно лишь в двух случаях:
– если в самом законе об этом сказано;
– если закон смягчает
или вовсе устраняет
Переживание закона – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.
3.2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА В ПРОСТРАНСТВЕ
Действие нормативного акта в пространстве также имеет множество аспектов, особенностей. В этой сфере главное, что выделяет теория права – неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Действие определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.
Территория Российской Федерации включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), недра, территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.
"Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
– уровня государственного органа, принявшего данный акт;
– юридической силы".
Единая правовая система
обеспечивает суверенитет
Нормативные акты
– на территорию
своей страны (как правило, федеральные
конституционные законы, федеральные
законы, иные акты высших органов
государственной власти и
– на территорию
субъекта Федерации (акты органов
государственной власти и
Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды