Нормативно-правовые акты: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «источник права»;
- исследовать виды источников права;
- указать понятие и признаки нормативного правового акта

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, понятие, виды……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие нормативно-правового акта. ………………………………5
1.2. Признаки нормативно-правового акта…………………………….7
1.3. Виды нормативно-правового акта………………………………….10
Глава II Закон – основной вид нормативно-правовых актов …………15
2.1. Понятие закона и его признаков.…………………………………...15
2.2. Виды законов………………………………………………………..18
2.3. Структура закона…………………………………………………….22
Глава III Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………24
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени………………...24
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве……………26
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц………………28
Заключение……………………………………………………………….........30
Список использованных источников............................................................ 32

Файлы: 1 файл

курсовая нормативно правовые акты.docx

— 54.85 Кб (Скачать)

 Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации  являются:

 – федеральные законы 

 – законы субъектов  федерации 

 В свою очередь федеральные  законы подразделяются на:

 – федеральные конституционные  законы (разновидность федеральных  законов);

 – федеральные законы.

 Федеральный конституционный  закон – закон, непосредственно  регулирующий важнейшие конституционные  институты государства, принимаемый для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции Российской Федерации. Среди них вопросы:

 – о военном положении;

 – о чрезвычайном  положении;

 – о принятии в  Российскую Федерацию и образовании  в ее составе нового субъекта;

 – об изменении  статуса субъекта РФ;

 – о государственном  гербе, гимне и флаге Российской  Федерации;

 – о референдуме;

 – о судебной системе;

 – о судах основного  звена;

 – о Конституционном  Суде Российской Федерации;

 – о Верховном Суде  Российской Федерации;

 – о Высшем арбитражном  Суде Российской Федерации;

 – о Конституционном  собрании Российской Федерации.

"Точно определено "иерархическое" место федерального конституционного  закона – ему не могут противоречить  федеральные законы.8

 Специфичен порядок  принятия федерального конституционного  закона. Федеральный конституционный  закон считается принятым, если  он одобрен большинством не  менее 3/4 от общего числа членов  Совета Федерации (134 и более) и  не менее 2/3 голосов от общего  числа депутатов Государственной  Думы (301 и более). Принятый федеральный  конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом  Российской Федерации и обнародованию".

 Права вето в отношении  федерального конституционного  закона Президент Российской Федерации не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

 Федеральный закон  – закон, принимаемый Федеральным  Собранием от имени Российской  Федерации по предметам ее  ведения.

"Федеральный закон  считается принятым, если за него  проголосовало 50% + 1 голос от общего  числа депутатов Государственной  Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего  числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент Российской Федерации подписывает федеральный закон".

 Сроки рассмотрения  проекта федерального закона  составляют:

 – Государственной  Думой – не ограничены;

 – Советом Федерации  – 14 дней (в случае нерассмотрения  Советом Федерации принятого  Государственной Думой в окончательном  варианте проекта федерального  закона в течение 14 дней со  времени его поступления законопроект  считается одобренным Советом  Федерации);

 – Президентом Российской Федерации – 14 дней.

 Срок передачи принятого  Государственной Думой законопроекта  в Совет Федерации и принятого  Советом Федерации законопроекта  на подпись Президенту Российской Федерации составляет во всех случаях 5 дней. Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) – преодоление вето Совета Федерации – и передан на подпись Президенту Российской Федерации, минуя Совет Федерации.

"Президент Российской Федерации рассматривает в течение 14 дней проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето). Вето Президента Российской Федерации считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент Российской Федерации обязан подписать и обнародовать данный федеральным закон в течение 7 дней".

 Законы субъектов федерации  принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также конституциями республик в составе Российской Федерации и уставами иных субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

2.3. СТРУКТУРА ЗАКОНА

 Закон как нормативно-правовой  акт высшей юридической силы  имеет особую структуру, которую  составляют следующие элементы (которые  иногда называются реквизитами):

 – наименование органа, принявшего закон;

 – название закона;

 – номер и дата  принятия;

 – преамбула;

 – нормативно-правовое  содержание закона;

 – последствия несоблюдения  закона;

 – отмена законом  иных нормативно-правовых актов (правовых норм);

 – опубликование закона  и вступление его в силу;

 – подписание закона.

 Закон (как и любой  нормативно-правовой акт) должен  содержать наименование принявшего  его органа. От уровня государственного  органа, в компетенцию которого  входит принятие соответствующего  закона, зависит его юридическая  сила.

 Название закона должно  указывать на круг общественных  отношений, для урегулирования которых  он принят (то есть на предмет  правового регулирования). Необходимо  стремиться к тому, чтобы название  закона (позволяющее индивидуализировать  его из массы других законов) отражало его содержание, звучало  кратко и понятно.

 Номер закона и дата  его принятия также помогают  индивидуализировать его и занять  определенное место в иерархии  нормативно-правовых актов. При принятии  федеральных законов Федеральным  Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей  датой считается день окончательного  принятия данного акта Государственной  Думой. Датой принятия федерального  конституционного закона считается  день, когда он одобрен палатами  Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

 Нормативно-правовое  содержание является главным  элементом закона. Содержание закона  обычно делится на статьи, в  которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В  объемных законах могут выделяться  разделы и главы.

"Преамбула обычно  содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи. Как правило, в самом законе содержится  санкция, применяемая к нарушителям  его норм. Преамбула обычно помещается  в проектах наиболее важных  законов. Нормативные предписания в нее не включаются".

 Обязательным элементом  закона должно быть указание  об отмене действия иных нормативно-правовых  актов данным законом. Обычно  данное указание содержится в  конце принятого закона (указываются  реквизиты отмененных актов или  их отдельные статьи).

 После принятия закон  подлежит опубликованию и вступает  в законную силу непосредственно  после опубликования либо со  дня, указанного в законе. "Закон  действует, когда он известен  людям и реализуется ими осознанно. Вот почему важен конституционный  принцип: "Законы подлежат официальному  опубликованию. Неопубликованные законы  не применяются. Любые нормативно-правовые  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они  не опубликованы официально для  всеобщего сведения.9 Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов – Президента Российской Федерации).

 

 

ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

3.1. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО  АКТА ВО ВРЕМЕНИ

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания": "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".10

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, т. е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

1) если в самом законе  об этом сказано;

2) если закон смягчает  или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

- по истечении срока действия, на который он был принят;

- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

- на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Придание закону обратной силы возможно лишь в двух случаях:

 – если в самом  законе об этом сказано;

 – если закон смягчает  или вовсе устраняет ответственность.

  Переживание закона  – это применение отмененного, уже не действующего в момент  применения закона к фактам, которые  были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения  преступления, если новый закон  не смягчает ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА В ПРОСТРАНСТВЕ

Действие нормативного акта в пространстве также имеет множество аспектов, особенностей. В этой сфере главное, что выделяет теория права – неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Действие определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

 Территория Российской  Федерации включает в себя  сушу, внутренние воды, двенадцатимильные  прибрежные морские воды в  пределах границ государства, воздушный  столб в пределах границ, доступный  обычным летательным аппаратам (самолетам), недра, территории посольств, военные  корабли в любом месте, гражданские  суда в открытом море, воздушные  суда в воздухе.

"Действие нормативных  актов в пространстве зависит  от:

 – уровня государственного  органа, принявшего данный акт;

 – юридической силы".

 Единая правовая система  обеспечивает суверенитет государства. Однако могут вводится законы, которые действуют на определенной  территории, что специально оговаривается  в тексте самого закона. Ограничивает  действие некоторых законов и  введение на какой-либо территории  чрезвычайного положения.

 Нормативные акты распространяют  свое действие:

 – на территорию  своей страны (как правило, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, иные акты высших органов  государственной власти и управления);

 – на территорию  субъекта Федерации (акты органов  государственной власти и управления  субъекта РФ, которые не могут  отменять или приостанавливать  на своей территории действие  законов общефедеральных органов);

Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды