Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 09:22, контрольная работа
Целью данного исследования является анализ уже существующей методологии и отражение примерной ее системы, а также существующих на данный момент противоречий в системе методов государства и права.
Введение
1. Понятие и классификация методов научного познания
2. Всеобщие методы
3. Общенаучные методы
4. Специальные методы
5. Частнонаучные методы
Заключение
Список использованных источников
Московская Академия экономики и права
Тираспольский филиал
контрольная работа
по дисциплине:
« Теория государства и права »
на тему «Методологические аспекты науки "Теории государства и права ".»
Студентки 1 курса
группы ЮСПЗ-13
Козловской С.В.
Преподаватель:
Федорчуков Я.Ф.
Тирасполь 2014г.
План
Введение
1. Понятие и классификация
2. Всеобщие методы
3. Общенаучные методы
4. Специальные методы
5. Частнонаучные методы
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Теория государства и права - это общая, общетеоретическая юридическая наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юридических дисциплин. Теория государства и права - наука фундаментальная.
Теория государства и права - наука, которая имеет направляющее, методологическое значение, и, прежде всего - в отношении отраслевых юридических дисциплин. Положения теории государства и права являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Теория государства и права вырабатывает понятия, категории, классификации, идеи, концепции, которые используются в иных юридических науках. В изучении отраслевыми юридическими науками соответствующей сферы юридической действительности, т.е. определенной части целого, общие теоретические выводы являются отправными точками, объединяющим стержнем, основанием для частных исследований.
Как всякая наука теория государства и права изучает свой предмет при помощи методов, которые, сформировавшись в ходе его исторического познания. Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен быть истинным. Изменения в содержании теории требует совершенствования методов.
Значение методологии в изучении государства и права трудно переоценить. Поистине условием, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология.
Тема изучения методологии теории государства и права актуальна теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии теории государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным, наука - бессодержательной. И наоборот. Лишь теория вооруженная адекватным методом познания, может выполнить стоящую перед ней задачу, создать подлинную научную картину предмета познания. Практическая актуальность изучения темы методологии теории государства и права состоит в реальном применении методов к действующим государственным и правовым институтам, нормам права, законам. Правильный выбор и использование метода обеспечивают и научную корректность теории, и практическую результативность.
Авторский интерес к этой проблеме вызван тем, что она требует определенного переосмысления с позиции новых данных науки, потребностей юридической практики. Настоящая тема слабо изучена, хотя некоторые авторы и посвящали свои работы наиболее важным ее аспектам (например, Козлов В.А. в своей книге «Проблемы предмета и методологии теории права»). Редко можно встретить ее рассмотрение и в периодической печати, в основном же данная тема раскрывается (недостаточно полно) в учебных пособиях и справочниках. Тема методологии государства и права заслуживает большего внимания, так как и в ней на данный момент существуют некоторые проблемы.
На сегодняшний день, одной из важнейших проблем методологии государственно-правовой теории является проблема деидеологизации. Необходим поиск исследовательских средств, новых методов. Он обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных Теории государства и права закономерностях Лазарев В. В. Общая теория права и государства. М., 1994. С. 16.. Но не просто обновить методологию, как целую систему. Проблема методологического обновления, вставшая перед политико-юридической наукой, требует процесса - творческого и реалистического подхода, критической оценки ответственного восприятия нового, отвержения догматизма.
Целью данного исследования является анализ уже существующей методологии и отражение примерной ее системы, а также существующих на данный момент противоречий в системе методов государства и права. Так объектом исследования выступает методология в целом. Предметом исследования являются отдельные методы методологии и их взаимодействие.
1. Понятие и классификация методов научного познания.
Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом . Таким образом, метод как определенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельности, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познавательная деятельность.
Поэтому специфика каждой науки выражается не только в ее предмете, но и в способах его познания. Общая теория государства и права, исследуя закономерности их возникновения, функционирования и развития, также пользуется в этих целях весьма широким арсеналом приемов научного познания как мировоззренческого, философского, так и прикладного, предметного характера.
Методология (от греческих слов «метод» - путь к чему-либо и «логос» - наука, учение) - это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания Комаров С.А.
Иногда понятие методологии научного исследования, в том числе и в юриспруденции, подменяется понятием некоего общего метода. Так, совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний о закономерностях правовых явлений, определяется как метод общей теории права. В таком случае игнорируется мировоззренческий подход к исследованию и даже происходит подмена методологии исследования методикой его проведения.
Общей теории государства и права присуще использование не одного отдельно взятого приема, способа исследования, а их системной совокупности. Многие из них используются и в других сферах научных изысканий. В первую очередь это касается мировоззренческого подхода, который справедливо расценивается как общенаучный метод. В этом смысле системная совокупность особых приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений представляет собой методологию общей теории государства и права .
В науке (в частности, в юриспруденции) господствует мнение, согласно которому всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера (от выявления наиболее общих закономерностей до определения характерных черт конкретных явлений) можно разделить на четыре основных вида:
При всей научной и практической зависимости этой градации научных приемов, способов исследования она в определенной степени условна, так как методы применяются во взаимодействии и взаимообусловленности. Так, философский, мировоззренческий метод реализуется не сам по себе, а посредством общих и частных методов. Последние дают желаемый эффект только в том случае, если опираются на определенную мировоззренческую базу. Частнонучные методы, кроме того, формируются и реализуются на основе и с учетом требований общих методов. Например, метод толкования правовых норм предполагает использование приемов сравнения, формальной логики, системно-структурного анализа и т.п.
2. Всеобщие методы.
Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.
Государственно-правовые явления изучаются с различных философских, мировоззренческих позиций:
а) метафизики (материалистическая и идеалистическая);
б) диалектики.
Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые - с сознанием человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право результатом согласия воли, договора людей (субъективный идеализм); третьи акцентируют свое внимание на матриально-диалектических причинах (объективный материализм); четвертые связывают форму государства и права с географическими характеристиками территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный материализм).
Существуют теории, представляющие государство и право явлениями постоянными (они существовали, существуют и будут существовать вечно) и неизменными, глубоко не связанными друг с другом и иными общественными явлениями (метафизические учения о государстве и праве). Религиозные теории отвергают саму возможность познания государства и права (агностицизм), утверждают примат веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы, категории.
Методологической основой теории государства и права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Философия изучает наиболее общие законы развития объективного мира, человеческого общества и мышления, позволяет проникнуть за внешнюю видимость явлений общественной жизни, увидеть их связи и взаимосвязи, познать их сущность, законы которые управляют ими. Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл человеческого бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового, нравственного, эстетического и научного отношения человека к миру.
Принципы философии реализуются посредством различных общих, специальных, частных методов. Философский (всеобщий) метод оставляет при этом большую свободу для выбора и использования конкретных, в том числе общенаучных, методов с учетом специфики предмета исследования, поставленных задач, уровня самой науки. Но не всегда можно понять, о какой философии, о каком мировоззрении идет речь. Если о любом, о мировоззрении вообще, то говорить о всеобщем, едином, действительно научном философском методе познания не приходится.
В последнее время отдается должное диалектико-материалестическому методу. Признается, в частности, что понятийный и категориальный аппарат, выбранный философией, выступает адекватным отражением всех открытых и познанных свойств материи, всех существующих в действительности явлений, включая такие сложные и многогранные, как государство и право. Только полагаясь и опираясь на этот аппарат, на философские понятия и категории, можно идти от более общего, первоначального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней.
Достаточно определенным является мнение о том, что если бы не было догматизации и вульгаризации диалектико-материалистического метода, в его использовании не было бы ничего предосудительного. Ведь в рамках этого метода государство и право рассматриваются как развивающиеся, динамические социальные институты. Причины их развития коренятся в материальных условиях жизни общества. Противоречивый характер развития также признается материалистической диалектикой. Следовательно, проблемы методологии юридической науки надо решать не путем отказа от диалектико-материалистического метода, а очищая его по мере необходимости от догматизма и вульгаризации.
Диалектико-материалистический метод характеризуется двумя основными чертами:
1. Признанием в качестве
2. Рассмотрением всех
Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения политических и правовых процессов.
Применительно к государству и праву материалистический подход означает признание того, что глубинным источником их возникновения и развития является экономический базис общества, т.е. производственные отношения, обусловливающие появление классов, иных социальных слоев, их видоизменение, стирание различий между ними, формирование социально однородного гражданского общества. Диалектический подход означает рассмотрение государства и права в непрерывном историческом развитии, взаимодействии, как между собой, так и с другими социальными явлениями, а также признание того, что их развитие происходит вследствие присущих им внутренних противоречий как социального, так и политико-правового характера .
Информация о работе Методологические аспекты науки "Теории государства и права"