Курс лекций по "Общей теории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:00, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права"

Файлы: 1 файл

opornyy_konspekt_po_otp.doc

— 728.00 Кб (Скачать)

По срокам действия различают нормативные  правовые акты, рассчитанные на неопределенно  длительное время действия и акты, в которых конкретно указывается срок их существования.

Различают также нормативные правовые акты по форме. Так в Беларуси Парламент  может принимать: Конституцию  Республики  Беларусь  -  Основной Закон Республики Беларусь,   имеющий   высшую   юридическую   силу   и   закрепляющий основополагающие  принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; программный   закон   -   закон,  принимаемый в установленном Конституцией  Республики  Беларусь  порядке и по  определенным  ею вопросам; кодекс  - закон, обеспечивающий  полное  системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к закону; закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Президент страны имеет право принимать: декрет -  нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу  закона,  издаваемый  в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий  либо  в  случаях особой необходимости -- временный декрет для регулирования наиболее важных общественных отношений; указ - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации  его полномочий и устанавливающий определенные правовые нормы.

Совет Министров  Республики Беларусь принимает постановления.

Верховный Суд, Высший   Хозяйственный  Суд Республики Беларусь принимают  постановления Пленумов этих судов -- нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений.

Законодательство  Республики Беларусь знает также  такие формы нормативных правовых актов как регламент - нормативный правовой акт, принятый Главой государства,   органами   законодательной,  исполнительной, судебной   власти,   а   также   органами   местного   управления  и самоуправления   и   содержащий  совокупность  правил,  определяющих процедуру деятельности соответствующих органов; инструкция  -  нормативный правовой акт, детально определяющий содержание  и  методические  вопросы  регулирования  в  определенной области общественных отношений; правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий  нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов  общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам; устав,  положение  -  нормативный правовой  акт, определяющий порядок    деятельности    государственных   органов,   предприятий, объединений,  организаций,  учреждений, а также порядок деятельности государственных   служащих   и   иных   лиц  в  определенных  сферах деятельности; приказ  -  нормативный правовой  акт функционально-отраслевого характера,    издаваемый   руководителем   республиканского   органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Органы местного управления и самоуправления издают нормативные  правовые акты, принимаемые  местными Советами депутатов, исполнительными  и  распорядительными  органами  в  пределах   своей компетенции  с  целью  решения  вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории в форме решений.

 

Закон.

Самое краткое, но емкое понятие  закона – это то, за что проголосовал парламент. Рассмотрим признаки закона подробнее. Закон прежде всего – правовой акт, т.е. его содержание должно быть правовым, иначе говоря соответствовать неотъемлемым, неотчуждаемым, естественным правам человека. Закон обладает высшей юридической силой, что означает, во-первых, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, а в случае расхождения нормативного акта с законом считается, что этот акт не имеет юридической силы вообще; во-вторых, законы не подлежат утверждению каким-либо другим органам, и, наконец, закон никто не имеет права изменить или отменить кроме органа его издавшего. Закон принимается только двумя субъектами: законодательным органом (Государственная Дума, Национальное собрание, Конгресс и другие) и путем референдума. Законотворчество осуществляется в строгих рамках процедур. И последний признак закона – он устанавливает стратегию развития общества, в частности, определяет принципы организации и деятельности государственных органов, фиксирует правовой статус гражданина, устанавливает виды юридической ответственности, порядок наложения и исполнения уголовных наказаний, устанавливает налоги и сборы и т.д.

Таким образом, закон – это правовой акт высшей юридической силы, принятый  в  особом процедурном порядке законодательным органом или путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Историческую  эволюцию закона следует рассматривать  как часть эволюции права в  целом. Идея верховенства права исторически  значительно старше идеи верховенства закона. В Европе уже в древности складывается светская, а не религиозная концепция закона. Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие понимания закона в странах романо-германской правовой системе, да и сами термины "закон", "законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского "lex" (публичное, официальное обязывание, мн. число leges). На структуру и содержание современного закона также оказало технико–юридическое влияние римского права. Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь в наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи. С тех пор как право приобрело национальный характер, закон – в силу его связи с верховной властью государства – можно рассматривать как проявление государственного суверенитета.

Европейская доктрина предполагает формальное закрепление  верховенства закона в системе источников права и наличие системы политико-правовых гарантий верховенства закона, таких как разделение властей, независимость суда, конституционный контроль.

Все еще актуальна проблема соотношения  закона и права Даже будучи принятым в соответствии с установленной  процедурой и в рамках компетенции законодательного органа, закон может и не стать правовым. Верховенство закона реально лишь при наличии и формально-юридического и сущностного критерия, если закон становится формой права как содержания.

Признавая приоритет и верховенство закона все же следует признать и ограниченность действия этого принципа. Под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах – соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. Кроме того, сам термин "закон", как мы выяснили ранее, может совпадать с понятием “права”, а может и не совпадать. В тех же правовых системах, где принцип верховенства закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с тенденцией к ограничению полномочий парламента в пользу органов исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента).

Ограниченность действия принципа верховенства закона объясняется также постоянным возрастанием значимости норм международного права. Последнее обычно обладает либо приоритетом, либо равной с законом юридической силой. В связи с этим во франкоязычных странах, например, условием вступления в силу международного договора, положения которого противоречат конституции, является соответствующее изменение конституции, а ратификации международного соглашения, противоречащего действующему законодательству, предшествует процедура отмены или изменения закона.

Наконец, в  мире все ширеутверждается представление о первичности естественных и неотчуждаемых прав человека по отношению к позитивным правовым нормам. В итоге нормы о правах и свободах личности, хотя и закрепляются в конституции, декларациях и хартиях, имеющих конституционное значение, но рассматриваются в основе своей как надконституционные. Соответствие норм конституции и законов естественным и неотчуждаемым правам человека становится критерием их легитимности, правового содержания.

В системе  законов, важнейшее место занимает конституция как основной закон государства. сес современные конституции в обязательном порядке: во-первых, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, во-вторых закрепляют организацию государственной власти: основу конституционного строя, форму государственного устройства. Сущность конституции состоит в том, что она прежде всего ограничитель власти государства, т.е. ею установлены пределы вмешательства государства в область прав и свобод человека, конституция закрепляет соотношение таких институтов: как общество, человек, государство, наконец, она, как правило, становится компромиссома между правящими силами и оппозицией. Поэтому можно говорить, что в ней юридически закреплено общественное согласие на основе личной и политической свободы гражданина.

Порядок принятия конституции также говорит о  ее особом месте в системе нормативных  актов. Конституции принимаются  различными способами. Так, во Франции, Эстонии, России, Казахстане, Беларуси она принимается путем референдума, принятие конституции парламентом – наиболее распространенный способ, но процедура принятия обычно более жестокая, чем при принятии обычных законов. Конституции могут также приниматься специально создаваемым для этой цели органом, например, Конституционной ассамблеей.

 

 Подзаконный акт.

Подзаконным актом является правовой акт, принятый государственным органом  в пределах его компетенции в  соответствии с законом, на его основе, или же для его выполнения. К  ним относятся: указы президента постановления правительства, парламента,  приказы и постановления министерств, государственных комитетов и других центральных и местных органов государственного управления, локальные нормативные акты. Эти акты могут быть изданы только в пределах, указанных в законе, они являются подчиненными, вторичными актами по отношению к закону, и приобретают юридическую силу лишь в том случае, если они не противоречат закону.

Особое место в системе подзаконных  актов занимают акты президента власти, которые издаются Президентом на основе конституции и законов  государства в форме указов. Правительство издает свои акты на основе и во исполнение Конституции и законов государства, нормативных указов президента в форме постановлений. В случае противоречия постановления правительства этим актам оно может быть отменено президентом. Министерства и ведомости издают свои акты на основании и во исполнении конституции и законов государства, нормативных указов президента, постановлений правительства. Министерства как единоначальные органы возглавляемые министром издают приказы, ведомства, как коллегиальные органы издают постановления. Местные органы государственной власти издают нормативные правовые акты, распространяющие свое действие на всех лиц, находящихся на территории края, области, района, города, села.

Локальные подзаконные акты издаются государственными и частными организациями для решения своих внутренних вопросов и распространяют свое действие только на коллектив данной организации, а в некоторых случаях и на иных лиц вступающих в правоотношения с этими организациями.

 

Лекция 9. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Понятие юридического действия нормативно-правовых актов.

2. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание действия нормативно-правовых актов.

3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона.

4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства.

1. Понятие юридического действия нормативно-правовых актов

Нормы права, призванные регулировать общественные отношения, содержатся в официальных документах - нормативно-правовых актах. Действующие в том или ином государстве нормативно-правовые акты согласованы между собой и образуют целостную систему, именуемую системой законодательства. Вопросы понятия юридического действия нормативно-правовых актов, действия нормативно-правовых актов в пространстве и во времени имеют важное значение как для правотворческого процесса, так и для деятельности по реализации правовых норм. Знакомясь с нормативно-правовыми актами, граждане получают знания о содержании нормативных предписаний. Именно нормативно-правовой акт как внешняя форма права определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в нем нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

Таким образом, пределы действия правовых норм определяются прежде всего (но не во всех случаях) пределами  действия нормативно-правовых актов, в  которых данные правовые нормы содержатся.

Действие  нормативно-правового акта - это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

Пределы действия нормативно-правового акта обычно устанавливаются по трем основным параметрам: по времени, территории и лицам. Иногда добавляют и четвертый параметр - определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно-правовом акте нормы права и говорят о предметном действии нормативно-правовых актов.

От четкого  и рационального установления пределов действия нормативно-правовых актов зависит их качество, согласованность между собой, и в конечном счете - уровень эффективности правового регулирования. "С пределами действия нормативного акта связано осуществление требований законности. Эти пределы должны быть регламентированы так, чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие, старые отменялись, строго определялась их субординация, на допускались случаи произвольного применения акта к отношениям, которые не попадают в сферу его функционирования." (См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т.2. С.237-238).

Информация о работе Курс лекций по "Общей теории права"