Курс лекций по "Общей теории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:00, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права"

Файлы: 1 файл

opornyy_konspekt_po_otp.doc

— 728.00 Кб (Скачать)

"Вопрос  об уголовной ответственности  дипломатических представителей  иностранных государств и иных  граждан, которые пользуются иммунитетом,  в случае совершения этими  лицами преступления на территории  Российской Федерации разрешается  в соответствии с нормами международного права" (ч.4 ст. II УК РФ). В соответствии со ст.4 УК РБ в случае совершения на территории Республики Беларусь преступлений лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, вопрос об их уголовной ответственности разрешается дипломатическим путем.

 

Лекция 10. Правотворчество.

 

В зависимости от двух типов правопонимания – позитивизма и непозитивизма, понятие правотворческой деятельности также возможно исходя из признания либо различия права и закона или их идентичности. Позитивизм предполагает, что правотворчество – это деятельность государственных органов по созданию, творению норм права и оформлению их в текст нормативного правового акта. С точки зрения непозитивизма в процессе правотворчества идет «поиск» правовой нормы, существующей помимо законодателя, а затем материализация ее в нормативном правовом акте.

Правотворчество различают также в зависимости  от субъектов, наделенных правотворческой  компетенцией, так, существует непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а так же правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти, по способу придания юридической силы нормативному акту может быть непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу, наконец, санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций. Правотворчество разделяют также в зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, так законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

 В теории  права выделяют следующие принципы  правотворчества.

Демократизм правотворчества должен проявляться прежде всего в участии граждан в правотворческом процессе, в результате чего в процессе «поиска» права правотворческий орган постоянно будет находиться под социальным контролем и объективизация права будет в наибольшей степени соответствовать интересам человека, социальной группы, общества. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента – единственного представительного и выборного органа государственной власти, где принимаются законы – также тому свидетельство. Ошибочным представляется распространение этого принципа только на законотворческий процесс.

Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа. Этому принципу должно удовлетворять и содержание нормативного правотворческого акта, не входящее в противоречие с актами более высокой юридической силы.

Научность правотворчества основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; принятие нормативных правовых актов «пакетом», т.е.  максимально полное урегулирование всего комплекса общественных отношений как в законе, так и в развивающих и дополняющих его подзаконных актах; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. Во многих странах мира при парламентах созданы научные центры, где разрабатывается стратегия правотворчества, планируется правотворческая работа, разрабатываются тексты конкретных нормативных правовых актов, организуется проведение правовых экспериментов. В Беларуси в таком направлении работает Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Беларуси .

Выделяют  также принцип своевременности, понимаемый как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры; принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.

Говоря о  процедуре правотворчества, выделяют три этапа. Первый – предпроектный  – зачастую осуществляются вне стен правотворческого органа и его субъектами могут быть лидеры политических партий, средства массовой информации, сами правотворческие органы. Второй этап – проектный. Он может состоять, например из таких стадий, как принятие решения о начале подготовки  нормативного правового акта; подготовка его текста (создание рабочей группы, подготовка пакета сопроводительных документов); обсуждение текста проекта (совещание, рецензирование, обсуждение в печати); согласование проекта акта, его доработка с учетом замечаний. Третий этап – процесс принятия нормативного правового акта – включает в себя внесение проекта акта на непосредственное рассмотрение правотворческого органа; рассмотрение его там в соответствии с регламентом; голосование проекта; подписание нормативного правового акта, опубликование  его или доведение до адресата иным способом.

Нормотворческие процедуры считаются величайшим изобретением современной системы управления. Американские  юристы считают важнейшей стороной государства права, а история свободы, по их мнению, во многом история соблюдения процедурных гарантий. Первый американский федеративный Закон об административной производстве, где подробно фиксировалась процедура принятия подзаконного акта, был принят в 1946 году, а в Великобритании – в 1893 году, в Беларуси процедуры принятия нормативных правовых актов регламентируются регламентами палат Национального собрания, законами о нормативных правовых актах и о Совете министров и органах подчиненных ему.

Законодательный процесс – это порядок деятельности парламента по созданию закона. Он начинается стадией законодательной инициативы, т.е. официальным внесением в парламент управомоченными субъектами законопроекта (текста будущего закона) или законопредложения (идеи, концепции будущего закона). Обычно к субъектам законодательной инициативы относят правительство и самих парламентариев, хотя ими могут быть и группы избирателей, религиозные и общественные формирования, высшие судебные органы, национальный банк. Оканчивается эта стадия предварительным рассмотрением законопроекта в парламенте. Его итогом может быть либо признание парламентариями целесообразности принятия закона на основе законодательной инициативы и включение работы над ним в план работы парламента, либо признание принятие его нецелесообразным и вынесение решения об отклонении законопроекта. Фактически этот первый этап самой объемной стадии законотворчества – обсуждение законопроекта, предлагающей непосредственную работу над ним. Чтение – одна из парламентских процедур, означающая обсуждение законопроекта на пленарном заседании парламента. Обычно проводится два или три чтения, после каждого из которых ведется работа над законопроектом в отраслевой комиссии (комитете) парламента.

Третья стадия – принятие закона – зависит  от внутренней структуры парламента. В однопалатном парламенте эта стадия совпадает с последним чтением  и реализуется посредством голосования. В двухпалатном (бикамерном) парламенте процесс принятия закона продолжается во второй палате, причем если верхняя палата сильная, то там повторяется процедура аналогичная процедуре в нижней палате, если палата слабая, то предусматривается упрощенная процедура. В двухпалатном парламенте в случае расхождения мнения по поводу законопроекта между палатами предусмотрены согласительные процедуры.

Наконец, последний  этап – санкционирование, промульгация и опубликование закона  является как правило, прерогативой главы государства.

Субъектами  подзаконного правотворчества является президент, правительство и иные органы, исполнительной власти. Особенности  этого процесса обусловлены его  вторичностью: он сообразуется с положениями  законов, более низкого уровня, меньшая формализованность. И вместе с тем этот вид правотворчества имеет более закрытый характер, более бюрократичен, здесь значительно меньший контроль общества за деятельность органа.

Правотворчество судебной власти в полной мере осуществляется в англосаксонской правовой системе при создании судебных прецедентов. В романо-германской правовой системе эта деятельность судебной власти свойственна в меньшей степени. Например, заключение конституционного суда о признании нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующим конституции или актам более высокой юридической силы изменяется объем правового регулирования. В последнее время в систему законодательства стали включать акты высших судов, в частности, по регулированию гражданских отношений.

 

Лекция 11. Систематизация нормативных  правовых актов. Юридическая техника.

 

Юридическая техника  это своего рода генеральная уборка в системе  огромного множества нормативных  актов. Она предполагает деятельность по упорядочению законодательства путем объединения.

Традиционно выделяют две основные формы систематизации: кодификацию и инкорпорацию.

Кодификация это такая форма систематизации, при которой происходит коренная, внутренняя переработка нормативного материала в которой создается один новый нормативный правовой акт. Кодификация носит только официальный характер, т.е. осуществляется государственными органами правотворчества. К кодифицированным актам относят: прежде всего кодексы – всеобъемлюще регулирующие определенную группу общественных отношений, объемные внутренне систематизированные нормативные правовые акты; уставы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, организаций в сфере управления; положения – определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию системы государственных органов; регламенты – фиксирующие правовой статус государственной органа и порядок его деятельности и другие.

Различают всеобщую кодификацию, которая состоит в полной, сплошной кодификации нормативного материала, отраслевую как кодификацию отдельных отраслей права, специальную – отдельных правовых институтов.

Инкорпорация – только внешняя систематизация, когда содержание нормативного правового акта не меняется, а они обрабатываются только внешне для объединения в различные сборники.

Различают несколько  видов инкорпорации. В частности, в зависимости от субъектов осуществляющих инкорпорацию, она может быть официальной, т.е. проводиться самими органами, издавшими  эти акты (Ведомости Национального  собрания Республики Беларусь), официальной – осуществляться специально уполномоченными на то государственными органами (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь), и неофициальной – создание сборников нормативных правовых актов в инициативном порядке отдельными неофициальными лицами («Для начинающих бизнесменом – сборник нормативных актов»). По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной, когда нормативные акты объединяются по предмету правового регулирования (свод законов БССР) и хронологической – требующей расположения нормативных правовых актов по времени их издания (Сборник декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства).

Инкорпорация реализуется  в таких сборниках: собрания –  содержит акты высших органов государственной  власти; сборник – содержит законы и подзаконные акты; свод законов – объединения всего действующего законодательства страны и других.

Юридическая техника – совокупность правил, приемов, требований в правотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности при подготовке, рассмотрении, принятии правовых актов. Объектом юридической техники текст нормативного правового акта.

Выделяют  правила и приемы, относящиеся  к внешнему оформлению документов, это требования к реквизитам нормативного правового акта: указание на вид акта, орган его издавший, наименование акта, по возможности наиболее кратко отражающее предмет правового регулирования и другие обязательные элементы титула правового акта. Существуют правила и приемы подготовки самого текста правового акта, которые предполагают, что правовой акт должен иметь один обособленный предмет правового регулирования, не должен содержать пробелов, т.е. регулировать весь объем общественных отношений; не должен вторгаться в сферу предмета другого акта, избежать отсылок, исключений, регулировать наиболее важные, а не второстепенные вопросы.

Существуют также специальные  приемы в изложении норм права, так,  форма изложения требует обязательного  присутствия нормативных терминов, например, «должен», «обязан», «имеет право» и т.д, общий характер нормы требует абстрактного способа ее изложения, когда многие действия, лица, явления обобщаются и сводятся к одному понятию (гражданин, договор, кража и т.д.), предполагается высокая степень полноты изложения нормы с минимальным использованием ссылочных и бланкетных норм, использование юридических фикций, презумпций, юридических конструкций.

Информация о работе Курс лекций по "Общей теории права"