Курс лекций по "Общей теории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:00, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права"

Файлы: 1 файл

opornyy_konspekt_po_otp.doc

— 728.00 Кб (Скачать)

Общее, что  характеризует объект правоотношения, это то реальное благо, ради чего существует само правоотношение, это то на достижение, использование, охрану чего направлены субъективные права и юридические обязанности.

Основанием  возникновения, изменения и прекращения  правоотношений является юридический факт, который включает в себя конкретные жизненные обстоятельства. Юридические факты подразделяются по волевому содержанию на события и деяния. К событиям относятся юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений (рождение и естественная смерть человека, истечение срока в договоре). Деяния же представляют собой волевые акты поведения человека, внешнее выражение его воли и сознания. Деяния разделяются на юридические действия и бездействие ( пассивное поведение, соблюдение запретов).  В свою очередь юридические действия состоят из индивидуальных юридических актов (гражданско-правовые сделки, договоры между субъектами права, заявления граждан, приговор суда и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия)  и юридических поступков (выполнение трудовых обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи).

Юридические деяния могут быть правомерными и  неправомерными. правомерные -- совершаются  в рамках предписаний действующих  норм, неправомерные -- включают в себя преступления, административные, гражданские, дисциплинарные проступки.

Совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых  необходимо для наступления юридических  последствий называется  фактическим составом, например, для вступления в брак необходимо достижение совершеннолетия будущих супругов, их взаимное согласие, отсутствие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

Юридические факты располагаются в гипотезе правовой нормы.

 

Виды правоотношений.

Существует множество критерий на основании которых выделяют различные виды правоотношений.

В зависимости  от того какую функцию права выполняют правоотношения они подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения возникают как на основе регулятивной нормы права и юридического факта, так и на основе договора между сторонами при отсутствии юридической регламентации. Они являются результатом осуществления субъектами регулятивной нормы права, закрепляющей определенное правило поведения, наделяющей субъекта права конкретными правами и обязанностями, т.е. результатом действия юридической нормы. Охранительные правоотношения возникают на основе охранительной нормы и состава правонарушения и связаны с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции правовой нормы.

Правоотношения  разделяются по отраслевому признаку. Это правоотношения в сфере гражданского, конституционного административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей права. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и регулируют общественные отношения непосредственно, предоставляя субъектам права и наделяя их обязанностями. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т.е. предусматривают процедуру, порядок реализации прав и обязанностей субъектов.

По характеру обязанности в правоотношении они делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой – лишь в требовании исполнить эту обязанность (например, налоговые правоотношения сводятся к обязанности уплатить конкретную сумму денег в налоговые органы, которые вправе требовать уплаты налогов в определенной сумме и в определенные сроки). В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами, типичным правоотношением здесь является правоотношение собственности.

 

 

Лекция 15. Реализация норм права. Правоприменение.

 

Право тогда  приобретает смысл, становится высшей социальной ценностью, когда его  принципы и нормы воплощаются  в жизнь, реализуются в действиях субъектов права. Проблема реализации права рассматривается в двух плоскостях: во-первых, традиционно, как реализация права в поступках человека, во-вторых, как следование праву со стороны органов государства и должностных лиц.

Процесс реализации права зависит в первую очередь от субъекта реализации. Так, реализацию права в законодательной деятельности парламента следует понимать как осуществление парламентом законотворческих функций в строгом соответствии с конституцией государства и процессуальными актами, в которых закреплены парламентские процедуры. Такая постановка вопроса имеет место и при позитивистском и при непозитивистском правопонимании. Действительно, принятие антиконституционных законов либо нарушение процедур их принятия противоправно с любой точки зрения, тем более, если право рассматривать в качестве феномена существующего до и вне законотворчества, когда законодатель отыскивает право и следует ему, формулируя статья закона.

Принятие  подзаконных актов исполнительно-распорядительными органами осуществляется для конкретизации законов, т.е. здесь реализуется право, выраженное в законах и в определенном процедурном порядке.

 Процесс реализации права  в романо-германской и англосаксонской  правовых системах различается.  Так в странах континентальной системы права этот процесс включает в себя в себя несколько этапов – прежде всего, возведение естественного права в закон, придание ему нормативной формы, конституционное закрепление и закрепление в текущем законодательстве; далее, реализация закона с помощью его детализации, конкретизации в подзаконных нормативных актах, разъяснение норм закона в актах официального толкования, создание процессуальных норм регулирующих юридические процедуры, многообразных актов применения норм права, наконец, собственно реализацию права, когда право из возможности превращается в действительность, в реальное правоотношение.

В англосаксонской  правовой системе механизм реализации права не требует предварительного законодательного закрепления, поэтому  основным органом реализации права в этих странах является суд.

Непосредственно реализация права осуществляется в  трех формах. Прежде всего это соблюдение запретов, когда реализуются запрещающие и охранительные нормы, требующие воздержания от запрещенных действий, т.е. пассивного поведения. Другая форма представляет собой исполнение обязанностей, при которой реализуются обязывающие нормы. Требующие активного правомерного поведения. Наконец, третьей формой является использование субъективного права, которое предполагает собственные фактические и юридические действия, требования к обязанному лицу и право притязания.

Реализация  права гражданами в большинстве  случаев происходит без участия  государства и его органов. Они  реализуют право добровольно, без  принуждения, по взаимному согласию вступая в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают запреты. Однако в некоторых ситуациях реализация права без государственного вмешательства невозможна. Так нельзя получить пенсию, поступить на учебу в высшее учебное заведение, выйти замуж либо развестись без решения компетентного органа, хотя все условия для возникновения данных прав и обязанностей субъективно существуют. Особой формой реализации права в таких случаях является правоприменительная деятельность, понимаемая как властная деятельность компетентных государственных органов, обеспечивающая адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей.

Правоприменительная деятельность имеет  три основные стадии. Началом процесса применения правовых норм является установление фактических обстоятельств, юридических фактов или юридических составов, которые как правило относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно, например, при совершении преступления, на этом этапе устанавливается лицо, совершившее преступление, время, место и способ его совершения, характер и размер ущерба, характер вины и другие обстоятельства.

Установление  юридической основы дела – вторая стадия правоприменительной деятельности. Она заключается в том, что правоприменитель находит юридическую норму, которую необходимо применить к данному конкретному случаю. Следует отметить, что если правоприменитель не находит соответствующей нормы в сфере уголовного законодательства, он должен иметь ввиду, что “Нет преступления и проступка, нет наказания и нет взыскания без закона”, следовательно, выходом из данной ситуации является либо отказ в возбуждении производства по уголовному или административному делу, либо вынесение оправдательного решения. Если же должностное лицо, применяющее гражданское законодательство, не находит нормы адекватной конкретному делу, он использует принципы аналогии закона или аналогии права. Аналогия закона предполагает решение дела на основе закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения. Аналогия права означает решение дела на основе общих начал и смыслы законодательства.

Заключает процесс правоприменения  стадия принятия решения по юридическому делу, в процессе которой выносится правоприменительный акт. Это могут быть и акты центральных органов государственной власти (указ президента о назначении должностного лица), судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному или гражданскому делу), акты местных органов государственного управления (постановление начальника отдела милиции о наложении штрафа за административное правонарушение).

Правоприменительные акты отличаются от нормативных правовых актов тем, что они содержат не норму права, а конкретные индивидуальные предписания; они обращены не ко всем, а к конкретно указанным в них лицам; в них используется не метод общенормативного, абстрактного правового регулирования, а метод индивидуального, казуального регулирования; если нормативный правовой акт можно использовать неоднократно, то акт применения права действует только один раз.

 

 

19. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ  И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

1. Понятие, структура и виды правосознания.

2. Основные типы правосознания.

  1. Понятие о правовой культуре. Правовое воспитание.

Обзор специальной  литературы по теме.

 

1. Понятие, структура и виды правосознания

До настоящего момента в темах по теории права  последнее изучалось преимущественно как институциональное образование, рассматривались нормы права, их объединения (институты и отрасли права), порядок создания и виды документов, содержащих правовые нормы. Данная тема посвящена изучению самостоятельной сферы юридической действительности, сферы идеального - правового сознания.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности.

Правосознание является одной  из форм общественного сознания, поэтому  оно наряду с иными формами  сознания отражает определенную часть  общественного бытия - юридическую действительность. Термин "правовое сознание" давно утвердился в юридической науке, хотя он может показаться несколько односторонним - ведь к юридическим относятся и явления правовые, и явления государственные (порядок образования, компетенция, формы деятельности различных государственных органов и т.д.). Существуют и понятия "политическое сознание" , "политическая культура", однако они выработаны и используются преимущественно политологией.

Правосознание как часть  правовой системы общества тесно связано с ее другими частями. Так, правосознание пронизывает все стадии правотворческого процесса (правотворческая инициатива, разработка, согласование, обсуждение, доработка, принятие проекта нормативно-правового акта) и находит свое выражение в содержании норм права. Здесь имеют значение характеристики правосознания лиц, привлеченных к работе над проектом и принимающих нормативно-правовые акты. Правосознание оказывает влияние и на осуществление правовых предписаний в поведении граждан. Достаточно высокий уровень правового сознания каждого члена общества обеспечивает правомерное поведение, надлежащую реализацию правовых норм (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав). Правосознание играет важную роль и в правоприменительной деятельности государственных органов. Его значение в процессе рассмотрения юридических дел и принятия на основе правовых норм конкретных решений прямо закреплено в отдельных   статьях   гражданско-процессуального   и   уголовно-процессуального кодексов (см. ст. 56 ГПК РСФСР, ст. 71 УПК РСФСР; ст.34 ГПК РБ, СТ.65 УПК РБ). Рассматривая значение правового сознания для применения права, анализируют прежде всего профессиональное правосознание юристов - судей, прокуроров, адвокатов, следователей, юрисконсультов и т.д. С другой стороны, следует отметить и обратное влияние положительного права и практики его реализации на правовое сознание. Высокое качество правовых норм, соблюдение требований законности обеспечивают внедрение в правосознание граждан передовых принципов человеческого общежития.

Обычно подвергают исследованию структуру, внутреннее строение правосознания, выделяя его составные элементы. Чаще всего здесь говорят о правовой идеологии и правовой психологии.

Информация о работе Курс лекций по "Общей теории права"