Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:00, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права"
Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовным процессуальным кодексом, порядок отбывания наказания – Уголовным исполнительным кодексом. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда – важнейший постулат демократической правовой системы. Мерами уголовного наказания являются штраф, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, т.е. воздействующие преимущественно на личность виновного. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – расстрела. Презумпция невиновности – принцип, который лежит в основе процессуальной формы уголовной ответственности.
Административная ответственность наступает за совершение административных проступков. Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, компетентными органами государственного управления в рамках административной юстиции. К таким органам относятся судьи по административному и исполнительному производству, органы государственного управления (таможенные, внутренних дел, налоговые) и специально созданные для выполнения этих целей (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних). Меры административного принуждения включают в себя предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы, административный арест. Порядок обжалования, как правило, административный, т.е. жалоба рассматривается вышестоящим органом или должностным лицом по отношению к тому органу или должностному лицу, который наложил взыскания.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда и иные правонарушения. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмешение вреда – основный принцип гражданско-правовой ответственности. Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например, выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами. Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо, право которого нарушено.
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивиное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями. Меры дисциплинарной ответственности – замечание, выговор, увольнение и т.д.
Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. размер. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате(1/3, 2/3 месячного заработка).
Лекция 23. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
С точки зрения структуры механизм правового регулирования -это сложная система, имеющая свои элементы. Однако здесь предполагается анализ не столько этих элементов, сколько их взаимодействия. И с точки зрения функционирования механизм правового регулирования -это процесс, имеющий определенные стадии. Рассмотрим сначала стадии процесса правового регулирования, а затем элементы механизма правового регулирования общественных отношений.
1. Стадия регламентации общественных отношений, формирования и общего действия права. На этой стадии совершается правотворческая деятельность компетентных государственных органов, формулируются и закрепляются в нормативных актах правовые нормы.
2. Стадия возникновения у адресатов правовых норм субъективных прав и обязанностей. Здесь происходит переход от общего к конкретному, от общих предписаний к конкретной модели поведения. Необходимое условие возникновения прав и обязанностей, т.е. правоотношений - наличие юридических фактов (фактического состава). Не всегда субъективные права и обязанности могут возникнуть и быть реализованными только исходя из правовых норм, во многих случаях необходимо государственно-властное предписание, содержащееся в правоприменительном акте. Таким образом, в содержание этой стадии факультативным элементом входит и правоприменительная деятельность; при этом правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта.
3. Стадия реализации субъективных прав и обязанностей в правомерном поведении субъектов права. Правовое регулирование достигает своей цели, упорядочивая общественные отношения.
Указанным выше
стадиям соответствуют
1. Важная роль отводится нормам права, они должны указать общее правило, масштаб поведения. Правовыми нормами определяется круг субъектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности за противоправное поведение. Правовая норма является моделью правоотношений. В гипотезе указаны юридические факты, которые необходимы для возникновения субъективных прав и обязанностей, содержащихся в диспозиции или санкции.
2. Юридические факты "включают" весь механизм правового регулирования. Юридическими фактами могут являться и акты применения права. На основе правовых норм и при наличии юридических фактов возникает правовое отношение - связь между субъектами права, содержание которой составляют взаимные субъективные права и обязанности.
3. Акты реализации прав и обязанностей - фактическое поведение участников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и использования права. Здесь заканчивается действие механизма правового регулирования, достигается упорядоченность общественных отношений, т.е. правопорядок.
В качестве элементов механизма
правового регулирования
Различные проблемы механизма
правового регулирования
Лекция 22. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Из всех упоминаемых выше элементов механизма правового регулирования в темах по теории права не были проанализированы только законность и правопорядок, поэтому обратимся к их рассмотрению.
Понятие "законность" применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, практического осуществления права.
Законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативно-правовых актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами.
Общественные
отношения урегулированы
Субъекты требования законности, ее адресаты - все граждане, их организации, должностные лица, государственные органы. Однако в литературе высказано мнение, в соответствии с которым принцип законности относится преимущественно к деятельности должностных лиц и органов государства, именно в этом заключается истинный смысл законности.
В теории законности много дискуссионных проблем. Значительные разногласия вызывает определение законности, в научной литературе предложено несколько десятков вариантов, что обусловлено как объективными (сложность, абстрактность рассматриваемого явления), так и некоторыми субъективными причинами. Законность понимается и как идея, и как требование общеобязательности права, и как принцип (это один из основных принципов организации и деятельности аппарата государства, один из основных принципов права), и как свойство юридической деятельности, которое выражается в ее соответствии правовым нормам, и как метод государственного руководства обществом (здесь все рассматривается сквозь призму государства; государство осуществляет управление обществом путем издания разнообразных нормативно-правовых актов, оно обеспечивает реализацию содержащихся там норм права), и как режим общественной жизни (достаточно часто применяемая характеристика) или как либо иначе.
В качестве основных требований (принципов) законности, т.е. положений, которые поясняют, конкретизируют, развивают главную идею законности, называются прежде всего всеобщность, .единство законности, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.
Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права - граждан, их организаций, органов государства.
Единство законности. На всей достаточно большой территории государства, несмотря на возможные и достаточно существенные местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний. Это было особо подчеркнуто в ст.74 Конституции СССР 1977 года: "Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик". Требование единства законности не означает, однако, невозможности учета существующих культурных, национальных, религиозных, иных особенностей.
Верховенство закона предполагает соответствие законам как актам, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативно-правовых актов, правоприменительных актов.
Недопустимость противопоставления, единство законности, целесообразности и справедливости. Недопустимо приносить законность в жертву во имя целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно или справедливо. В необходимых случаях законодатель может предоставить право выбора наиболее целесообразного разрешения той или иной ситуации, допустить несколько вариантов поведения, т.е. и целесообразность, и справедливость уже должна быть заложена в содержание законов, иных нормативных актов.
Большинство
авторов указывает на такой необходимый
признак рассматриваемой
Иногда в качестве требований законности называют наличие гарантированных прав и свобод граждан, а также обеспечение их полной реализации, правильное и эффективное применение права, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц, эффективную борьбу с правонарушениями, обеспечение неотвратимости юридической ответственности и т.д., т.е. указывают или на более частные требования законности, или же на средства ее обеспечения.
Таким образом, главная идея законности развертывается в ряд более конкретных требований (принципов).
Встречаются и несколько отличные от изложенной конструкции законности.
"Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений" (см.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева, 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.218). Предлагаемая авторами цитируемого учебника концепция законности отличается структурированностью - понятие законности конкретизируется в ее принципах, которые в свою очередь развертываются в требования; через требования законности возможно перейти к формулированию конкретных правовых норм.
Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. Можно выделить четыре основных принципа законности: верховенство закона, единство (всеобщность) законности, целесообразность законности и реальность законности.
Требования законности - это сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным, т.е. это то, чего и требует законность. Требования законности отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства.