Курс лекций по "Общей теории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:00, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права"

Файлы: 1 файл

opornyy_konspekt_po_otp.doc

— 728.00 Кб (Скачать)

Важную роль в процессе рецепции римского права  сыграли европейские университеты, где изучались оригинальные римские  тексты (школа глоссаторов), а затем адаптировались к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как “право разума”, “право университетов”. Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже – разработкой моделей, проектов важнейших законов и кодексов. В университетах получали образование будущего судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.

Важной предпосылкой рецепции римского права явилось  также благословение христианской церкви. В течение многих веков  церковь негативно относилась к  римскому праву и потребовался авторитет  Фома Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение.

С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI-XVIII вв. процесс развития Европы характеризуются становлением наций и национальной государственности, привнесением в него элементов правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

В настоящее  время демократические традиции романо-германского права дополнились  идеями создания “европейского дома”, евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных границ, а вместе с ними и правового национализма. Основаниями интеграции выступают общие принципы, начала, “дух” римского частного права. Сегодня можно говорить о новом этапе его развития: этапе сближения и унификации законодательных комплексов континентально-европейских стран и построения единой общеевропейской правовой системы.

Когда говорят  об особенностях норм романо-германского  права, то выделяют прежде всего такую  характеристику нормы– как общее  правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными органами. По сравнению с англосаксонской прецедентной нормой, последняя носит обобщенный, абстрактный, неперсонофицированный характер. Законодатель обычно формулирует норму права как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного (“от” и “до”), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения. Даже если поводом для создания нормы права служит отдельный юридический казус, он находит разрешение в обобщенной, абстрактной форме.

Использование норм – моделей поведения позволяет  законодателю оперативно воздействовать на социальные отношения, изменять, преобразовывать  их, что является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации. Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненные с точки зрения юридической силы норм права. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов.

Вместе с  тем обобщенный характер придает нормам и негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике, в связи с чем возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов и способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя. В результате судебными, арбитражными, другими органами вырабатывается множество вторичных норм, положений, разъясняющих, конкретизирующих положения законов.

Основным  источником романо-германского права  выступает закон. Законы принимаются парламентами, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины правопонимания, должны отражать меру свободы человека, фиксировать его основные права, обязанности, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем другим источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, межгосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте  закона они утрачивают самостоятельное значение как источника права и становятся частью, содержанием закона.

Согласно  романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие), причем закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами либо верховными судебными органами. Для них предусмотрен особый порядок отмены и изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов парламента. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура и организация государственной власти и другие вопросы стратегического характера.

Важное место  среди законов занимают кодифицированные акты -- кодексы. Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала - инкорпорации, а к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала (кодификации). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданские, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода “центрами притяжения” для всех других норм данной отрасли.

Кроме законов  в странах романо-германской системы  принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их юридическая сила, роль в правовом регулировании определяются местом органа делегировавшего свои “законодательные” полномочия в системе государственных органов. Другие нормативные акты принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов на основании и во исполнение законов. Они с точки зрения своей юридической силы уступают законам, однако их число весьма велико и поэтому, особенно в тех странах, где нет жесткой системы контроля за их принятием подзаконных актов, они оказывают существенное воздействие не только на организованные отношения, складывающиеся внутри исполнительной власти, но и на деятельность граждан, учреждений, предприятий.

Другим источником романо-германского права является правовой обычай.  Исторически многие обычные нормы получили закрепление в законах, стали их содержанием. Как самостоятельный источник права обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе, выступая в качестве дополнения к закону. В ряде европейских гражданских и торговых кодексов закреплены нормы, позволяющие использовать обычаи, обыкновения хозяйственной и торговой практики при отсутствии, “молчании” закона, т.е. с помощью правовых обычаев восполняются пробелы законодательства регулирования.

Еще одним  источником романо-германского права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сводится к тому, что согласно действующей доктрине нормы права могут приниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами. Тем не менее существующие противоречия, пробелы в законодательстве, и, также, широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, как представителям третьей ветви власти обусловили возможность принятия судьями конкретных решений, уточняющих положения закона.

Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными инстанциями и конституционными судами стран романо-германской правовой системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. Таким образом, создаются своеобразные судебные нормы – правоположения судебной практики, учитываемые всеми применяющими право юристами. Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.

Говоря о структуре романо-германского  права следует отметить, что в  странах романо-германской правовой системы используется известное  со времен Римской империи и ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основным критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес, осуществление общественных целей и задач; частного права – индивидуальный, частный интерес, реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций.

Другой особенностью романо-германского права является последовательное отраслевое деление  норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам. Все  принимаемые нормативные положения  получают соответствующую отраслевую “прописку” с учетом предмета их регулирования и особенностей воздействия (метода) на субъектов права. Такая логическая последовательность подразделения различных элементов нормативно-правового материала обусловлена рациональной природой, университетскими корнями данной правовой семьи.

 

Семьи религиозно-традиционного  права.

Принципы, по которым объединены эти правовые системы многих стран Азии и Африки сводятся к двум. Первые -- признается ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии -- это страны мусульманского, индусского и иудейского права. Во-вторых, отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем -- это страны Дальнего востока, Африки и Мадагаскара.

Рассмотрим основные характеристики важнейших семей религиозно-традиционного  права.

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и также шар, или шариат, т.е. непосредственные предписания верующим: что они должны делать и чего избегать. Шариат в переводе на русский язык означает “путь следования” и составляет сущность и содержание мусульманского права.

Шариат устанавливает обязанности для мусульман, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу, он основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может и должен иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех, поэтому мусульманское право уделяет много внимания санкциям, установленным самими мусульманами. Шариат регулирует отношения только между мусульманами. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии.

Источниками мусульманского права  являются:

Коран – священная книга ислама;

сунна, или традиции, связанные с посланием Бога;

иджма, или единое соглашение мусульманского общества;

кийас, или суждение по аналогии.

Мусульманское право характеризуется архаичностью ряда институтов, казуистичностью и отсутствием системности. Это право церкви, право общины верующих.

 В правовой  деятельности здесь широко используются  соглашения, которые могут вносить  существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э.,  когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское право также представляет право религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим  в мире. Следует учесть, что это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм.

Как и ислам, индуизм обязывает  своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные касты, каждая их которых имеет свою систему прав, обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества – основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. “Каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит” – постулат индусского права.

В качестве основного  источника права индуизма выступает обычай. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям . Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Собрание располагает и эффективными средствами принуждения, так наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Религиозная доктрина также является источником права, определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. В период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониальной зависимости претерпело существенные изменения, так в сфере права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами “общего права”. К середине XVIII века судебных прецедентов накопилось достаточно, однако они слабо вписывались в традиции этого индусского права. Многие его институты и нормы подверглись модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права англосаксонским не произошло. Сложилось нечто вроде “англо-индусского права”, т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда с определенными ограничениями.

Информация о работе Курс лекций по "Общей теории права"