Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:00, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права"
Суть теории: попытка ответить на вопрос почему доправовые средства социального регулирования – обычаи, религия, перестали удовлетворять потребностям общества в самоорганизации. Причины появления права сводятся к двум. Во-первых, семья как производственная и экономическая единица уступила место предпринимательским объединениям, основанным на объединении капиталов отдельных людей, успех же в предпринимательстве определяется не числом, а умением, поэтому стал цениться отдельный человек, с его неповторимыми личностными качествами. Человек объявляется главной ценностью. Во-вторых, благодаря появлению науки, просвещенности общества вера в бога оказалась подорванной. Фактически обществу был брошен вызов со стороны объективной реальности. Ответом на который стало появление права, со следующими, лишь ему присущими свойствами: право в первую очередь стало на защиту индивидуальных, а не общественных или коллективных интересов; в правоотношениях интересы управомоченного ставятся не первое место; право приобретает свойства универсальности, оно затрагивает и регулирует и экономические, и политические, и трудовые, и семейные, и другие отношения; оно формально определено, конкретно, а не расплывчато и основным способом защиты прав человека избирает государственное принуждение.
Цель правовой
специализации состоит в
Лекция 4. Современное правопонимания. Основные теории.
Множество подходов к пониманию права – объективное явление.
В общественном сознании существует не так много феноменов, в отношении которых идет бесконечный поиск их определений. Это – бытие, сознание, культура, право, человек. Существует бесчисленное множество дефиниций данных явлений, различные подходы к их определению, но единого, признанного понятия не существует. Право – всеобъемлющее, универсальное, неисчерпаемое для познания и использования явления. Это порядок бытия, который по мнению античных мыслителей и современных философов права, устраивается мировыми силами прежде, чем к нему прикасаются человеческие руки и осмысливает разум. Без сомнения возможность адекватного отражения его сущности в определении требует одновременно учитывать и его узкую, практическую направленность и универсальное, регулятивное начало.
Действительно, бытие права многофакторно, многослойно и иерархично, на своих низовых ступенях оно, по образному выражению профессора Манова А.Г., как бы стелется по земле, включая в себя массу конкретных эмпирических факторов и явлений, на уровне же философского понимания оно взмывает до меры свободы человека на определенной стадии его развития, до данных ему Богом и познаваемых только разумом естественных прав и свобод.
Ирония Канта по поводу того, что юристы все еще ищут определение права актуальна и сегодня. Постоянное обогащение права в его познании человеком и в реализации меняет облик, объем, функции этого явления от века к веку, от цивилизации к цивилизации.
Многообразие мнений в науке – стимул ее развития. Однако, право как явление одно, пусть даже с универсальными характеристиками, поэтому, свести явление к понятию – было, есть и будет задачей юриспруденции.
Термин “право” -- многозначен. Под ним понимается право в виде нормативных правовых актов и судебных прецедентов, и субъективных прав конкретного господина С., например, владеть, пользоваться, распоряжаться собственностью, на получение образования , на гражданство и т.д. Многозначность права дает основание остерегаться подвести под это понятие, явления не относящееся к праву , как таковому. Интересное сравнение нашел профессор Бабаев А.Г., который задает вопрос: “Можно ли здание, предназначенное для церковной службы и построенное по всем канонам церковной архитектуры воспринимать как церковь, если оно превращено в склад или типографию?”. Вопрос риторический. Аналогично возникает другой вопрос: “Всякий ли закон, всякое ли законоотношение, весь ли объем правового статуса гражданина имеет правовую сущность?”. Вопрос не так однозначен. С тем, чтобы ответить на него выделим и проанализируем различные подходы к пониманию права.
Позитивизм и непозитивизм в понимании права.
Не смотря на множество определений права все они логично распределяются на две группы в зависимости от трех критериев: во-первых, соотношения права и закона, во-вторых, соотношения права и государства, наконец, восприятия естественных прав человека как содержания права.
Первая группа охватывает позитивистские определения права, где право и закон отождествляются, а под правом понимаются любые властные акты, правильные по форме и процедурам принятия. Государство, исходя из этого подхода к пониманию права, первично, поскольку именно оно творит, производит и охраняет право, причем им не связано. Сущность права здесь понимается как возведенная в закон воля социальной группы, обладающей государственной властью. Оно сводится к позитивному праву. Естественные права человека вне оформления в виде закона не признаются. Этот подход представлен, классическим, этатическим, позитивизмом (нормативизмом легизмом), марксистско-ленинским пониманием права, неопозитивизмом.
Вторая группа определений объединена концепцией непозитивизма. Ее постулаты: различие права и закона, причем закон рассматривается как форма, право как содержание; право верховенствует над государством, которое должно “искать” право, “найти” его и зафиксировать в общеобязательном нормативном правовом акте; сущность права – система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека; закон должен и может стать вместилищем для естественного права. Непозитивизм представлен социологической и психологической школой, этическим и юридическим понятиями права.
Основные теории правопонимания позитивизма.
Классический (этатический) позитивизм (легизм, нормативизм). Теория была разработана в конце ХIX века, но и поныне она сохраняет свое влияние в юриспруденции, особенно в России, Беларуси, других странах СНГ. Создателями легистского позитивизма были : в Англии – Д.Остин, в Германии – П. Лабанд, К. Бергбом, в России – Г.Ф. Шершеневич. Суть теории состоит в следующем. Право в научном понимании – это закон, потому что только законы, как официально установленные законодательные тексты объективны. Именно они и только они представляют собой доступное для науки явление.
Содержание закона раскрывается через набор формальных признаков: законы содержат абстрактные общеобязательные нормы, установленные и подкрепленные принудительной силой государства. Содержательная сторона закона не берется во внимание. Создание права государством, приоритет, определяющая роль государства в жизни общества, подчинение государства членов общества своей воле -- позволяет назвать данное направление позитивизма государственническим или этатическим.
Таким образом данная концепция
понятия права определяет через
понятие государства. Государство
первично, право вторично. Право
есть продукт правотворческой
Эта теория правопонимания отличается гипертрофическим отношением к государству, власти, закону. Для ее сторонников характерна убежденность в том, что власть и закон могут решить любые общественные проблемы. Они отрывают закон от социальной почвы, и полагают, что не общественная жизнь определяет содержание законов, а наоборот, законодатель организует общественные отношения и формирует порядок реализации этих общественных отношений. Иначе говоря, в жизни все должно быть так, как предписывает законодатель.
Соответственно такому пониманию права понимаются и другие правовые категории права, например: нарушение законности – это отклонение реальных жизненных обстоятельств от юридических предписаний; правоотношение – это только урегулированные правом общественные отношения, возникающие только после принятия закона. Не может быть дозаконотворческих правоотношений, например урегулированных договорами частных лиц, при отсутствии соответствующего закона. Для позитивистов вообще правоотношения возможны только как законоотношения.
Возникает вопрос: “Могут ли, исходя из этой концепции, существовать “противозаконные нормативные правовые акты?”. Позитивисты отвечают на него утвердительно: “ Да, в обществе могут действовать законы, противоречащие конституции и нормативные акты, противоречащие закону. Но такие акты будут действовать до тех пор, пока их не отменят или не исправят в установленном порядке издавшие их властные органы”.
Классический позитивизм отрицает естественные и неотчуждаемые права человека, т.е. права человека по отношению к государству. С его точки зрения есть только основные права и свободы граждан, установленные законодателем, одновременно же законодатель устанавливает основные обязанности граждан. Государство может отменить основные права в любой момент, поскольку соблюдает их по своей доброй воле.
Марксистско-ленинское понятие права. Эта теория официально признавалась в СССР, как единственно верная и отступление от нее считалось враждебным проявлением. Поэтому и сегодня правоведы из стран бывшего Советского Союза по существу являются сторонниками этого направления, хотя в определенной мере модернизированного, приспосабливаемого к современным требованиям соотношения: человек, общество, государство.
Под правом понимается совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю и интересы господствующего класса, определяемые материальными условиями его жизни. Фактически право – это воля господствующего класса, выраженная через государство. Государство понимается как политическая организация господствующего в обществе класса, как организация классового насилия.
Впервые официально утвержденное определение права было сформулировано в 1938 г. на I Совещании научных работников тогдашним Генеральным прокурором СССР А.Я. Вышинским: “Право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу”. Суть этого определения можно выразить так: право – это законы, выгодные и угодные господствующему классу.
Позднее советская доктрина отказалась от такой вульгарной трактовки закона. Право стали определять как систему общеобязательных норм, выражающих социально и экономически детерминированную волю господствующего класса, а в социалистическом обществе – всего народа.
Как известно, марксизм-ленинизм отрицает естественные права человека. Не бывает прав человека вообще, а есть буржуазные права и свободы, которые охраняют частную собственность и позволяют собственникам средств производства эксплуатировать наемный труд, есть также и права трудового народа в социалистическом государстве, гарантирующие трудящимся бесплатное получение от общества необходимых социальных благ. Таким образом, марксизм-ленинизм отрицает правовую свободу и частную собственность как ненужные классу наемных рабочих и заменяет их уравнительным распределением обобществленного национального дохода.
В отличие от этатического позитивизма марксизм-ленинизм поясняет, что законы выражают волю господствующего класса, в то время как позитивисты исключают из понятия права вопрос о том, что именно выражают законы. Но если право отождествляется с законом, то нет смысла добавлять, что законы выражают чью-то волю, поскольку по определению, закон – это волеизъявление государства, а нем всегда присутствует воля господствующих социальных групп.
Неопозитивизм (нормативизм). Эта теория возникла в первой половине ХХ века. Ее основоположниками являются Г.Кельзен, австриец по происхождению , создатель первого в мире австрийского конституционного суда, долгое время проживший в США, где он нашел убежище от преследований нацистов, а также англичанин Х.Л.А. Харт.
Неопозитивизм поставил задачу – объяснить право “в чистом виде”, таким, как оно есть. При этом не подвергалось сомнению, что право “как оно есть” – это законы, другие официально изданные акты независимо от их содержания. С точки зрения неопозитивистов норма права не может быть “хорошей” или “плохой”, поскольку это только форма, модель должного поведения, неисполнение которого содержит угрозу применения санкции.
Исходя из неопозитивизма право – это принудительные нормы, основные на других принудительных нормах, составляющие в совокупности иерархическую систему предписаний, снабженных санкциями. “Основанные на других” означает, что содержание одной нормы или конкретного предписания вытекает из другой нормы более высокого ранга.
Конституция является высшей нормы внутригосударственного права, выше нее могут быть нормы международного права, но только в том случае, если найдутся такие, которые предписывают, что нормы международного права должны соблюдаться. На вершине иерархии принудительных норм стоит гипотетическая основная норма (Х.Л.А. Харт называет ее правилом признания).
Суть теории состоит в следующем: закон считается правом, потому что есть принудительная норма более высокого ранга – конституция, которая предписывает соблюдение законов. Законы, противоречащие конституции по содержанию, тоже будут считаться правом до тех пор, пока они не отменены в рамках специально предусмотренной для этой цели процедуры.
Проанализировав основные теории позитивизма можно выделить следующие признаки права, вытекающие из позитивистского подхода:
выступает государственным регулятором общественных отношений;
возведенная в закон воля той социальной группы, которая находится у власти;
система норм – не просто совокупность, а именно система норм, характеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью;