Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:48, контрольная работа
1. Предмет теории государства и права
2. Происхождение права.
3) отличие права от других правил, таких как обычаи, традиции, нормы морали, нравственности, отличие государства как социальной организации от иных социальных объединений и органов, действующих в обществе, таких как партии, общественные творческие и иные организации.
Изучение перечисленных и других вопросов дает возможность:
1) познать право и государство на теоретическом уровне, связать их с другими социальными явлениями и получить общее представление о функционировании права и государства в обществе;
2) способствовать улучшению практики правового и государственного строительства, поскольку выводы теории государства и права, предложения и рекомендации направлены на развитие права, совершенствование деятельности государства и используются в практической жизни общества;
3) формировать у человека научные и теоретические взгляды на вопросы демократии, законности, государственной дисциплины и правопорядка, прав и свобод личности и соответственно использовать их на практике.
2. Методы теории государства и права
Под методом науки теории права и государства понимается совокупность способов и приемов изучения ее предмета.
В изучении права и государства используются различные методы. Они могут быть разделены на общенаучные и частно-научные. К первым относятся материалистический, познавательный, диалектический, формально-логический, понятийный и др. Вторую группу методов образуют методы сравнительного изучения, конкретно-социологический, статистический, эвристический, синергетический и др.
Использование материалистическ
Познавательный метод исходит из того, что право и государство как социальные явления познаваемы наукой. Познание этих явлений происходит путем исследования их такими, какие они есть в действительности.
Диалектический метод выражается в объективном, всестороннем и полном изучении права и государства, а также с учетом их исторического развития.
Формально-логический метод заключается в анализе и изучении отдельных понятий права и государства, их взаимной логической связи на основе использования законов формальной логики. Примером формально-логического метода может служить следующее рассуждение: «Законы должны выполняться. Конституция – это закон, значит, она должна выполняться».
Понятийный метод исследования заключается в использовании наукой теории государства и права специальных юридических понятий, таких, например, как правоотношение, юридический факт, правовой статус и применение их в процессе исследования проблем теории права и государства.
Частно-научный метод сравнительного изучения применяется в виде сопоставления различных государственных и правовых явлений в целях выявления их общих и особенных свойств, использования количественных и иных конкретных показателей.
Так, конкретно-
Эвристический метод познания представляет собой творческое, а не формальное исследование государственно-правовых явлений путем сознательного мыслительного процесса, оценки их состояния и развития. Эвристический метод есть искусство творческого нахождения истины.
Синергетический метод выражается в исследовании связи норм права с другими социальными нормами – морали, нравственности, обычаями, а также органов государства с другими социальными формированиями – профсоюзами, партиями, творческими и иными объединениями.
3. Теория государства и права и другие общественные науки
Теория государства и права является общественной наукой, поэтому она связанна с другими общественными науками, такими как всеобщая история, философия, экономика, политология, социология.
Философия исследует общество в целом, его социальный, национальный состав, нормы морали, нравственности, общественные и иные организации, в том числе право и государство.
Теория государства и права использует научные разработки философии и изучает конкретные вопросы, такие как нормы права, правоотношения, юридические факты, формы и функции государства и др.
Экономическая наука изучает
экономические законы развития общества.
Теория государства и права исследует
их влияние на право и государство
и воздействие права и
Всеобщая история изучает все стороны развития общества, в том числе права и государства в различных конкретных странах. Теория государства и права исследует только государственно-правовые явления в их историческом аспекте.
Политология изучает политические
процессы в обществе, политику как
социальное явление, политические движения,
деятельность партий, других организаций.
Теория права и государства
Социология – это наука об обществе, состоящем из разных классов, слоев, групп населения, о социальных процессах, происходящих в обществе. Теория права и государства изучает влияние государства и права на поведение и деятельность классов, социальных слоев и групп населения, динамику их развития и т. д.
4. Теория государства и права в системе юридических наук
В настоящее время право
и государство изучают
Теория государства и права по отношению ко всем другим юридическим наукам представляет собой общетеоретическую научную дисциплину и имеет методологическое значение. Она разрабатывает понятия и определения, имеющие общенаучное значение для всех других юридических наук, такие, например, как норма права, правоотношение, форма государства и др.
Теория государства и права является единой наукой, поскольку изучает право и государство совместно. Она исследует закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства как неразрывно связанных между собой социально-правовых явлений.
Теория
государства и
права как учебная
дисциплина исследует
наиболее общепризнанное
понимание государственно-
Тема 2
Происхождение права
1. Основные теории происхождения права.
2. Социальные регуляторы первобытного общества и общие условия возникновения права.
3. Экономические предпосылки формирования права и его ранние формы.
4. Регулирование брачно-семейных отношений и разрешение споров и конфликтов в первобытном обществе.
1. Основные теории происхождения права
Существуют различные теории происхождения права. Одной из первых по времени возникновения являетсятеологическая. Ее авторы считали, что право – это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Эти правила содержатся в проповедях Христа, учениях его пророков, религиозных текстах.
Согласно теории естественного права, каждый человек наделяется определенной совокупностью прав от рождения. Таким образом, появление человека означает и появление права.
Представители этой теории утверждали, что естественное право проявляется в человеке в его совести, чувстве справедливости, нравственных началах. Естественное право не создается людьми, оно познается ими внутренне как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
Патриархальная теория источник права видела в правилах, устанавливаемых патриархом, т. е. старейшиной, родоначальником. Повелевая своими соплеменниками, он предписывал им правила поведения и взаимоотношений друг с другом, которые и стали правом.
Сторонники исторической школы полагали, что право – это продукт народного духа, сознания народа, который формируется и проявляется во взаимоотношениях людей. Право, как и язык, создается народом в процессе его исторического развития, а не законодателями. Оно есть результат народного национального сознания.
Нормативистская теория считала, что право возникло из самого права. Ее сторонники утверждали, что право не связано с реальными обстоятельствами, не существовало посторонних, внешних причин его возникновения.
Психологическая теория права причиной происхождения права признавала психику людей, их правовые переживания, особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные процессы, совершающиеся в психике человека. Это психологическое состояние людей и породило право.
Классовая, марксистская теория видела источник права в интересах экономически господствующего класса, который насильственно навязывал свою волю другим классам общества. Поэтому появление права было связано с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальным членам общества с помощью принуждения.
Некоторые
ученые выделяют еще
одну теорию происхождения
права, которая называется
Существовали и другие точки зрения на происхождение права.
2. Социальные регуляторы первобытного общества и общие условия возникновения права
В первобытном обществе право не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы.
При формировании родоплеменного строя возникли обычаи, которые представляли собой правила жизни рода. Они закрепляли выработанные веками варианты поведения людей в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и соблюдались как бы автоматически.
Обычай являлся общим или нормативным правилом поведения, который был адресован всем членам рода и действовал постоянно.
Наряду с обычаями поведение людей регулировали и индивидуальные решения рода, указания старейшины, которые были адресованы конкретному человеку и действовали только в отношении его. Например, решение собрания членов рода об изгнании из рода одного из его членов за какой-то проступок.
Позднее появились представления о добре и зле и основанные на них нормы, определявшие поведение человека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении героев как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила.
Постепенно все названные нормы слились в единую совокупность, как правило, на основе религиозных представлений и мнений. Эта совокупность норм достаточно полно регулировала все существовавшие тогда отношения в первобытной общине: порядок и способы добывания пищи, других средств существования, внутриобщинную организацию жизни, взаимоотношения вождей, соплеменников, полов, родителей и детей, проведение культовых обрядов, разрешение споров, конфликтов, взаимоотношения с другими родами и общинами и т. д.
Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевание, внушение, физическое наказание, изгнание из рода либо даже смертная казнь за особо опасные действия. Эти меры применялись непосредственно самим родом.
В результате расслоения первобытного общества выделялись богатые и бедные, появились рабы, военачальники и воины, князья, торговцы, ремесленники, священники и т. д. Их поведение требовало специального урегулирования. Появились правила, которые регулировали использование рабов, защиту имущества собственников, определяли положение военных, священников и т. д. Данные правила создавались во многом сознательно. В них выражались в основном интересы богатых и властителей. Они не всегда соответствовали интересам всех членов рода, племени, в отличие от первобытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь общины, были едины.
Одновременно происходило разделение норм по видам общественных отношений. К их числу относились имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением материальными ценностями, земельные, семейные, трудовые отношения, уголовно наказуемые деяния и др. Превращение этих норм в правовые произошло в результате их утверждения и защиты от нарушения государством.
Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»