Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:48, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет теории государства и права
2. Происхождение права.

Файлы: 1 файл

контрольная по логике.docx

— 43.81 Кб (Скачать)

3) отличие права от других правил, таких как обычаи, традиции, нормы морали, нравственности, отличие государства как социальной организации от иных социальных объединений и органов, действующих в обществе, таких как партии, общественные творческие и иные организации.

Изучение перечисленных  и других вопросов дает возможность:

1) познать право и государство на теоретическом уровне, связать их с другими социальными явлениями и получить общее представление о функционировании права и государства в обществе;

2) способствовать улучшению практики правового и государственного строительства, поскольку выводы теории государства и права, предложения и рекомендации направлены на развитие права, совершенствование деятельности государства и используются в практической жизни общества;

3) формировать у человека научные и теоретические взгляды на вопросы демократии, законности, государственной дисциплины и правопорядка, прав и свобод личности и соответственно использовать их на практике.

2. Методы теории государства и права

Под методом науки теории права и государства понимается совокупность способов и приемов  изучения ее предмета.

В изучении права и государства  используются различные методы. Они  могут быть разделены на общенаучные  и частно-научные. К первым относятся  материалистический, познавательный, диалектический, формально-логический, понятийный и др. Вторую группу методов  образуют методы сравнительного изучения, конкретно-социологический, статистический, эвристический, синергетический и  др.

Использование материалистического метода означает признание реального существования права и государства в обществе и их реальное взаимодействие с другими общественными явлениями. Так, например, возникновение морского права связано с появлением морского флота и морских перевозок грузов и пассажиров.

Познавательный  метод исходит из того, что право и государство как социальные явления познаваемы наукой. Познание этих явлений происходит путем исследования их такими, какие они есть в действительности.

Диалектический  метод выражается в объективном, всестороннем и полном изучении права и государства, а также с учетом их исторического развития.

Формально-логический метод заключается в анализе и изучении отдельных понятий права и государства, их взаимной логической связи на основе использования законов формальной логики. Примером формально-логического метода может служить следующее рассуждение: «Законы должны выполняться. Конституция – это закон, значит, она должна выполняться».

Понятийный метод исследования заключается в использовании наукой теории государства и права специальных юридических понятий, таких, например, как правоотношение, юридический факт, правовой статус и применение их в процессе исследования проблем теории права и государства.

Частно-научный  метод сравнительного изучения применяется в виде сопоставления различных государственных и правовых явлений в целях выявления их общих и особенных свойств, использования количественных и иных конкретных показателей.

Так, конкретно-социологический и статистический методы позволяют получить характеристики и количественные оценки реального действия того или иного конкретного государственно-правового явления. Данные методы на практике реализуются путем проведения опросов, интервью, непосредственного наблюдения, эксперимента.

Эвристический метод познания представляет собой творческое, а не формальное исследование государственно-правовых явлений путем сознательного мыслительного процесса, оценки их состояния и развития. Эвристический метод есть искусство творческого нахождения истины.

Синергетический метод выражается в исследовании связи норм права с другими социальными нормами – морали, нравственности, обычаями, а также органов государства с другими социальными формированиями – профсоюзами, партиями, творческими и иными объединениями.

3. Теория государства и права и другие общественные науки

Теория государства и  права является общественной наукой, поэтому она связанна с другими  общественными науками, такими как  всеобщая история, философия, экономика, политология, социология.

Философия исследует общество в целом, его социальный, национальный состав, нормы морали, нравственности, общественные и иные организации, в  том числе право и государство.

Теория государства и  права использует научные разработки философии и изучает конкретные вопросы, такие как нормы права, правоотношения, юридические факты, формы и функции государства  и др.

Экономическая наука изучает  экономические законы развития общества. Теория государства и права исследует  их влияние на право и государство  и воздействие права и государства  на экономическую жизнь общества.

Всеобщая история изучает  все стороны развития общества, в  том числе права и государства  в различных конкретных странах. Теория государства и права исследует  только государственно-правовые явления  в их историческом аспекте.

Политология изучает политические процессы в обществе, политику как  социальное явление, политические движения, деятельность партий, других организаций. Теория права и государства рассматривает  эти проблемы с точки зрения их соотношения с правом и государством, правового регулирования их деятельности.

Социология – это наука  об обществе, состоящем из разных классов, слоев, групп населения, о социальных процессах, происходящих в обществе. Теория права и государства изучает  влияние государства и права  на поведение и деятельность классов, социальных слоев и групп населения, динамику их развития и т. д.

4. Теория государства и права в системе юридических наук

В настоящее время право  и государство изучают следующие  юридические науки: теория государства  и права, история права и государства, история политических и правовых учений, конституционное или государственное  право и управление, административное право, финансовое право, гражданское  право, семейное право, жилищное право, гражданский процесс, международное  частное право, арбитражный процесс, трудовое право, социальное право, сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право, уголовное  право, криминология, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, криминалистика, международное публичное право  и другие.

Теория  государства и  права по отношению  ко всем другим юридическим  наукам представляет собой общетеоретическую  научную дисциплину и имеет методологическое значение. Она разрабатывает  понятия и определения, имеющие общенаучное  значение для всех других юридических  наук, такие, например, как норма права, правоотношение, форма  государства и  др.

Теория  государства и  права является единой наукой, поскольку  изучает право  и государство  совместно. Она исследует  закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства  как неразрывно связанных  между собой социально-правовых явлений.

Теория  государства и  права как учебная  дисциплина исследует  наиболее общепризнанное понимание государственно-правовых явлений, понятия, определения, категории права  и государства. Теория государства и  права как наука  включает в себя точки  зрения отдельных  ученых, их гипотезы по вопросам права  и государства, мнения, которые могут  носить субъективный и дискуссионный  характер.

Тема 2 
Происхождение права

1. Основные теории происхождения права.

2. Социальные регуляторы первобытного общества и общие условия возникновения права.

3. Экономические предпосылки формирования права и его ранние формы.

4. Регулирование брачно-семейных отношений и разрешение споров и конфликтов в первобытном обществе.

1. Основные теории происхождения права

Существуют  различные теории происхождения права. Одной из первых по времени возникновения  являетсятеологическая. Ее авторы считали, что право – это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Эти правила содержатся в проповедях Христа, учениях его пророков, религиозных текстах.

Согласно теории естественного права, каждый человек наделяется определенной совокупностью прав от рождения. Таким образом, появление человека означает и появление права.

Представители этой теории утверждали, что естественное право проявляется  в человеке в его  совести, чувстве  справедливости, нравственных началах. Естественное право не создается  людьми, оно познается  ими внутренне  как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

Патриархальная  теория источник права видела в правилах, устанавливаемых патриархом, т. е. старейшиной, родоначальником. Повелевая своими соплеменниками, он предписывал им правила поведения и взаимоотношений друг с другом, которые и стали правом.

Сторонники исторической школы полагали, что право – это продукт народного духа, сознания народа, который формируется и проявляется во взаимоотношениях людей. Право, как и язык, создается народом в процессе его исторического развития, а не законодателями. Оно есть результат народного национального сознания.

Нормативистская теория считала, что право возникло из самого права. Ее сторонники утверждали, что право не связано с реальными обстоятельствами, не существовало посторонних, внешних причин его возникновения.

Психологическая теория права причиной происхождения права признавала психику людей, их правовые переживания, особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные процессы, совершающиеся в психике человека. Это психологическое состояние людей и породило право.

Классовая, марксистская теория видела источник права в интересах экономически господствующего класса, который насильственно навязывал свою волю другим классам общества. Поэтому появление права было связано с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальным членам общества с помощью принуждения.

Некоторые ученые выделяют еще  одну теорию происхождения  права, которая называется примирительной. Сущностьее сводится к тому, что право возникло как средство мирного разрешения споров и конфликтов, как основа для примирения сторон.

Существовали  и другие точки  зрения на происхождение  права.

2. Социальные регуляторы первобытного общества и общие условия возникновения права

В первобытном  обществе право не существовало. Отношения  между его членами  регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение  определялось приказами  вожака, который и  определял правила  жизни группы.

При формировании родоплеменного строя  возникли обычаи, которые  представляли собой  правила жизни  рода. Они закрепляли выработанные веками варианты поведения  людей в определенных ситуациях, передавались из поколения в  поколение и соблюдались  как бы автоматически.

Обычай  являлся общим  или нормативным  правилом поведения, который был адресован  всем членам рода и  действовал постоянно.

Наряду  с обычаями поведение  людей регулировали и индивидуальные решения рода, указания старейшины, которые  были адресованы конкретному  человеку и действовали  только в отношении  его. Например, решение  собрания членов рода об изгнании из рода одного из его членов за какой-то проступок.

Позднее появились представления  о добре и зле  и основанные на них  нормы, определявшие поведение человека как хорошее и  плохое, различного рода мифы о поведении  героев как образцы  для подражания, ритуалы, табу, религиозные  правила.

Постепенно  все названные  нормы слились  в единую совокупность, как правило, на основе религиозных представлений  и мнений. Эта совокупность норм достаточно полно  регулировала все  существовавшие тогда  отношения в первобытной  общине: порядок и  способы добывания  пищи, других средств  существования, внутриобщинную организацию жизни, взаимоотношения  вождей, соплеменников, полов, родителей  и детей, проведение культовых обрядов, разрешение споров, конфликтов, взаимоотношения  с другими родами и общинами и т. д.

Мерами  воздействия по отношению  к нарушителям  служили увещевание, внушение, физическое наказание, изгнание из рода либо даже смертная казнь за особо  опасные действия. Эти меры применялись  непосредственно  самим родом.

В результате расслоения первобытного общества выделялись богатые и бедные, появились рабы, военачальники  и воины, князья, торговцы, ремесленники, священники и т. д. Их поведение требовало специального урегулирования. Появились правила, которые регулировали использование рабов, защиту имущества собственников, определяли положение военных, священников и т. д. Данные правила создавались во многом сознательно. В них выражались в основном интересы богатых и властителей. Они не всегда соответствовали интересам всех членов рода, племени, в отличие от первобытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь общины, были едины.

Одновременно  происходило разделение норм по видам общественных отношений. К их числу  относились имущественные  отношения, связанные  с владением, пользованием и распоряжением  материальными ценностями, земельные, семейные, трудовые отношения, уголовно наказуемые деяния и др. Превращение  этих норм в правовые произошло в результате их утверждения и  защиты от нарушения  государством.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»