Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

В Древней Индии шудра, не выдержав постоянных унижений и притеснений со стороны «дважды рожденных», грубо обругал брахмана. В другой раз он ударил его рукой по голове, не причинив при этом сильной травмы.
Каким наказаниям должен быть подвергнут шудра по Законам Ману? На каком принципе строится (основывается) наказание?

Оглавление

1. В Древней Индии шудра, не выдержав постоянных унижений и притеснений со стороны «дважды рожденных», грубо обругал брахмана. В другой раз он ударил его рукой по голове, не причинив при этом сильной травмы.
Каким наказаниям должен быть подвергнут шудра по Законам Ману? На каком принципе строится (основывается) наказание?
2. Основные современные тенденции развития так называемых «стран третьего мира».
Список литературы

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 88.50 Кб (Скачать)
tify">     Главой  государства, по Конституции, является президент, избираемый особой коллегией. Согласно букве закона, он наделяется широкими полномочиями. Как “составная часть” парламента, он обладает вместе с палатами законодательной властью. Ему принадлежит право назначать премьер-министра и других высших должностных лиц государства, а также губернаторов штатов. Президент имеет право досрочного роспуска Народной палаты. Он может приостанавливать действие многих статей Конституции. В период между сессиями парламента президент может издавать указы, имеющие силу закона. Парламент может возложить на президента и другие временные полномочия.

     Президент, однако, первоначально по неписаным  нормам, а теперь в соответствии с поправками к Конституции действует  “по совету”, фактически — по указанию, правительства Индии во главе  с премьер-министром. Правительство — Совет министров — ответственно не перед президентом, а перед нижней палатой парламента. Парламент может заставить правительство уйти в отставку путем вынесения вотума недоверия. Компетенция Совета министров в Конституции четко не определена. Как и в других парламентских республиках, правительство само осуществляет полномочия. формально принадлежащие президенту.

     Индийский союз, согласно Конституции, является федерацией. Вместе с тем к компетенции  центральных органов отнесено решение всех основных вопросов федерации, что дает возможность установить эффективный контроль за деятельностью правительств штатов. В определенных условиях центральное правительство может сместить избранные государственные органы штатов и ввести так называемое президентское правление. Эта конституционная прерогатива президента использовалась более 100 раз.

     Одним из проявлений колониального наследия стало закрепление в Конституции 1949 г. прежнего территориального деления. Оно предусматривало существование различных групп штатов, в том числе таких, где главой исполнительной власти являлся один из местных князей. В 1956 г. был принят Акт о реорганизации штатов, по которому с учетом национальных и языковых особенностей населения было создано 14 штатов и ряд союзных территорий. Впоследствии число штатов возросло за счет преобразования в штаты некоторых союзных территорий и разделения отдельных штатов (в 1997 г. — 25 штатов и 7 союзных территорий). Штаты в Индии имеют неодинаковое правовое положение. Их границы изменяются без их согласия. В некоторых штатах, несмотря на принимаемые меры, сложилась напряженная обстановка, действуют сепаратистские силы, сильны религиозно-общинные противоречия. Конституция 1949 г. определила и основные принципы миролюбивой внешней политики страны.

     Государственно-правовые институты Шри Ланки также  развивались в условиях буржуазно-демократического строя. С конца 40-х и до конца 70-х  гг. эволюция этих институтов происходила  в рамках парламентаризма, на основе “вестминстерской модели”. В 1978 г. была принята Конституция, важнейшими чертами которой явились отказ от основных черт традиционного парламентаризма и наделение президента очень широкими полномочиями. В 1988 г. в Шри Ланке после длительной борьбы был создан автономный район для тамильского населения, но и другие провинции страны получили такие же права.

     Авторитарные  тенденции развития государственного механизма отчетливо проявились в тех странах Юго-Восточной  Азии, где к власти пришел блок капиталистических  и полуфеодальных слоев. После завоевания независимости в 40-х гг. XX в. в большинстве стран региона были восприняты западные государственно-правовые и политические формы, которые, однако, не соответствовали в то время местным социально-экономическим условиям, и в ряде стран в дальнейшем были изменены.

     Действующая Конституция Индонезии 1945 г. провозгласила суверенитет народа и пять принципов государственной идеологии (панчасилы): веру в единого Бога, единство нации, демократию, гуманизм, справедливость. Своеобразным высшим органом государственной власти здесь является Народный консультативный конгресс, который собирается один раз в пять лет для разработки и совершенствования конституции, избрания президента и вице-президента. Президент автоматически становится премьер-министром, главой исполнительной власти, имеет очень широкие полномочия.

     Усиление  личной власти президента произошло  в конце 50-х — начале 60-х гг., когда президент Сукарно провозгласил переход к “направляемой демократии”. После массовых репрессий против левых сил (в связи с попыткой государственного переворота) и установления “нового порядка” под руководством генерала Сукарно в Индонезии была продолжена перестройка политической системы. Существующий военный режим опирается на превосходство одной партии — Голкар (официально разрешены три), которая имеет большинство мест в парламенте. Решающая роль в государственном руководстве обществом принадлежит военным, которые составляют личный аппарат президента и большую часть назначаемых членов консультативного конгресса и парламента.

     На  Филиппинах в 1946—1972 гг. действовала американская модель президентской республики с двухпартийной системой. Вместе с тем уже в 50-х гг. эта система продемонстрировала отступление от демократии, поскольку были запрещены левые партии и профсоюзы. С начала 70-х гг. был провозглашен курс на создание “нового общества”, который характеризовался дальнейшей концентрацией власти в руках президента, опорой на армию, установлением монополии одной партии. В качестве “прикрытия” режима личной власти на основе Конституции 1973 г. в стране продолжали формально действовать многопартийная система и законодательный орган, который длительное время не созывался. После свержения президента Маркоса была принята новая Конституция Филиппин 1986 г. Она сохранила форму президентской республики и предусмотрела создание двух автономных районов.

     Примером  установления в 70-х гг. “конституционного  авторитаризма” служит и ряд других военно-бюрократических режимов  в азиатском регионе (Таиланд, Пакистан). Военная верхушка, несмотря на различные  маневры и прикрытия в виде организации выборов и передачи власти гражданским лицам, играет здесь решающую роль в общественной жизни и осуществлении политической власти. В Мьянме (Бирме), которая еще в 1962 г. провозгласила программу социалистической ориентации, в 1988 г. был установлен военный режим, а в 1994 г. была принята новая Конституция. Значительная часть парламента назначается, реально в стране продолжается правление военных.

     В результате национально-демократической  революции в 1978 г. была провозглашена  Демократическая Республика Афганистан. При поддержке бывшего СССР ее руководство заявило о социалистической ориентации, в Афганистан были введены войска СССР. После их вывода прежний режим был свергнут. В 1987 г. здесь была принята Конституция, изменившая название страны (Республика Афганистан). В течение многих лет в Афганистане идет междуусобная борьба, поддерживаемая рядом зарубежных государств. Попытки создать правительство “национального примирения” пока не привели к желаемым результатам, Конституция 1987 г. отменена.

     Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко — протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость), все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.

              Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии (Египет до 1953 г., Тунис до 1957 г., Йемен до 1962 г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн). В этих странах были приняты конституции, провозглашено создание парламентов. Однако в ряде стран (Кувейт в 1972 г., Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.), поскольку конституции были “дарованы” правителями, были зафиксированы положения о том, что вся власть исходит от монарха. Таким образом, парламентаризм остался во многих странах лишь внешним прикрытием абсолютизма, не говоря уже о том, что типичной для этих стран ситуацией стал роспуск парламентов и отсутствие их созыва в течение многих лет. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран.

     Конституция Египта 1923 г. формально объявила его  независимым государством и конституционной  монархией. Фактически же в стране сохранялся режим английской военной оккупации. В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубокий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. патриотическая военная организация “Свободные офицеры” во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государственный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией.

     С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождавшийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отменой старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). После национализации компании Суэцкого канала и последовавшей за этим агрессии Англии, Франции и Израиля (1956 г.) был издан закон о “египтизации” иностранных банков и фирм, причем немедленной национализации подлежала собственность Великобритании и Франции.

     С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации банков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капиталистический путь развития, а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет “социалистической демократической республикой”. К середине 60-х гг. государственный сектор экономики Египта значительно возрос, однако программа углубления экономических реформ не смогла решить целый ряд важных экономических проблем. В связи с этим в целях стимуляции производства был вновь усилен частный сектор в городе и в деревне.

     В 1971 г. на референдуме была одобрена новая Конституция Арабской Республики Египет, которая (в редакции 1980 г.) действует и сейчас. Конституция провозглашала АРЕ “государством с социалистическим демократическим строем, основанным на союзе сил трудового народа”. Высшим органом государственной власти провозглашалось Народное собрание, главой государства — президент. Фактически же с середины 1970-х гг. страна развивается по капиталистическому пути.

     К числу крупных арабских стран  относится Алжир, независимость  которого была признана Францией после  длительной национально-освободительной  войны (1954—1962 гг.). Курс на “социалистическое переустройство” общества, провозглашенный Фронтом национального освобождения Алжира (ФНО) в 1962 г., был закреплен в последующих конституционных документах (1963, 1976 гг.). Так, Конституция АНДР 1976 г. закрепила господствующее положение общественной собственности, руководящую роль ФНО в построении социализма в рамках “национальных и исламских ценностей” и единство политического руководства партии и государства.

     После народных выступлений в конце 80-х  гг., в 1989 г. была принята новая Конституция. Она являлась “деидеологизированным” основным законом; положения о социализме были исключены (хотя в преамбуле и говорилось о цели ликвидации эксплуатации человека человеком). Было введено разделение властей, установлена ответственность правительства перед парламентом, ликвидировано монопольное положение ФНО и введена многопартийность. В 1996 г. в Алжире принята новая Конституция, которая, однако, не принесла стране стабильности: на протяжении уже многих лет здесь продолжаются террористические акции мусульманских экстремистов.

     “Некапиталистический” путь развития был провозглашен правительством Народной Республики Южного Йемена, образованной в 1967 г. в результате борьбы колоний  и протекторатов юга Аравии за независимость. После фракционной борьбы в Национальном фронте этот путь был окончательно закреплен в конституциях 1970 и 1978 гг. Конституция Народной Демократической Республики Йемен 1978 г. провозгласила целью страны построение единого демократического Йемена, закрепила исключительную собственность государства на землю, руководящую роль Йеменской социалистической партии и полновластие народных советов. На протяжении многих лет между Северным (Йеменская Арабская Республика) и Южным (НДРИ) Йеменом велись переговоры о воссоединении, завершившиеся принятием конституции единого государства. В настоящее время действует Конституция единого Йемена 1992 г.

     Одной из важнейших политических проблем  на Арабском Востоке стал после второй мировой войны вопрос о создании самостоятельного Палестинского государства. До 1948 г. Палестина представляла собой английскую подмандатную территорию. После решения Генеральной Ассамблеи ООН в 1947 г. о разделе Палестины и создании на ее территории двух самостоятельных государств — арабского и еврейского — английский мандат утратил силу. По окончании мандата на основании указанного решения в еврейской части страны было создано государство Израиль. Однако в другой части Палестины, фактически поделенной между Израилем и Иорданией, решение ООН не было осуществлено. Арабо-израильский конфликт сопровождался захватом Израилем в 60—80-х гг. ряда территорий, принадлежащих арабским государствам. В 1988 г. на сессии высшего органа палестинского народа — Национального совета Палестины — наряду с официальным признанием Израиля было провозглашено образование Палестинского государства. Фактическая реализация принципа “два народа — два государства” наталкивается на значительные препятствия. Вместе с тем на территории Израиля создана палестинская автономия, имеющая политический характер.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"