Контрольная работа по " История государства и права зарубежных стран "

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Охарактеризуйте уголовное и процессуальное право по «Законам Хаммурапи» и «Законам Ману».
2. Проанализируйте общественный строй Афин.
3. «Кутюмы Бовези»: общая характеристика.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории зарубежных стран.docx

— 31.60 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран.

 

 

 

 

                                             Выполнила: студентка 1 курса

                                                                                              заочного отделения

                                                                                              факультета «Юриспруденция»

                                                                                             Васильева О.В.

  Проверила: кандид. истор. наук, доц

                                                  Попова Т.В.

 

                                                                   

   

 

 

 

 

 

г. Клин

2013г.

Вариант 4:

  1. Охарактеризуйте уголовное и процессуальное право по «Законам Хаммурапи» и «Законам Ману».
  2. Проанализируйте общественный строй Афин.
  3. «Кутюмы Бовези»: общая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика уголовного и процессуального права по «Законам Хаммурапи» и «Законам Ману».

Первая кодификация законов  Вавилонии, относившаяся к началу правления  царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные  намЗаконы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

  • введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
  • 282 статьи законов,
  • обширное заключение.

Источниками при составлении  сборника послужили:

  • обычное право;
  • шумерские судебники;
  • новое законодательство.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые  признаются преступными, Законы Хаммурапи  не дают. Из содержания кодификации  можно выделить три вида преступлений.

  • против личности;
  • имущественные;
  • против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения  глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и  кровосмешение. Также преступными  являлись действия, подрывающие отцовскую  власть. Целью наказаний, предусмотренных  Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными  видами наказаний являлись:

  • смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;
  • членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
  • штрафы;
  • изгнание.

При определении наказания  за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась  та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные  преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий  стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. 

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют  непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

Законам Ману известны следующие  понятия уголовного права:

  • формы вины;
  • рецидив;
  • соучастие;
  • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании  в то время пережитков старины  свидетельствует сохранение следующих  понятий:

  • принцип талиона ("мера за меру");
  • ордалии (суд богов);
  • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

  • государственные преступления;
  • преступления против собственности;
  • преступления против личности;
  • преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят  государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских  ворот.

Законы Ману подробно описывают  преступления против собственности  и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии  потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте  преступления или нет, совершена  кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение  о виденной краже.

К насилию, совершенному над  личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также  понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими  на семейные отношения, Законы считают  прелюбодеяние, посягательство на честь  женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

  • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
  • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
  • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
  • штрафы;
  • изгнание;
  • тюремное заключение.

Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование  свидетельских показаний, которые  служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала  принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли  выступать заинтересованные лица и  женщины.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись  ордалии различных видов: испытание  огнем, весами, водой и т. п.

  1. Анализ общественного строя Афин.

Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие  наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

  • право на свободу и личную независимость от другого человека;
  • право на земельный участок на полисной территории;
  • право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;
  • право на ношение оружия и службу в ополчении;
  • право на участие в делах государства;
  • право на почитание и защиту отеческих богов;
  • право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

  • беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
  • приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;
  • защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);
  • повиноваться законам и избранным властям;
  • принимать активное участие в общественной жизни;
  • почитать отеческих богёв.

Богатые граждане несли также  повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную  собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный  слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

  • права гражданства;
  • права приобретать недвижимость;
  • права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник  между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась  особая подать, они привлекались к  военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению  к метэкам.

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства  служила долговая зависимость, поскольку  несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим  имуществом, но и личной свободой и  свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись  на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли  иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать  собственность и распоряжаться ею.

  1. «Кутюмы Бовези»: общая характеристика.

Наиболее известным и  популярным в средневековой Франции  стал сборник обычаев - Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права.

Информация о работе Контрольная работа по " История государства и права зарубежных стран "