Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:33, контрольная работа
Известно, что в правовом государстве власть должна быть подчинена праву, что достигается только путем контроля над ней. Как справедливо пишет А.С. Панарин, «нет ничего опаснее бесконтрольной власти, опирающейся не на закон, а на угрозу применения насилия; необходим надежный демократический контроль» [14, c. 10–11]. В свою очередь, В.О. Лучин и Н.А. Боброва отмечают: «Способность общества к контролю над властью – признак гражданского общества. Только контроль, приобретая правовые формы, способен подчинить власть праву, и только при условии существования гражданского общества государство оказывается “под правом”, становится правовым» [
1 Задание 1 3
2 Задача 2 7
3 Задача 3 13
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральская Государственная Юридическая Академия
Факультет сокращенной образовательной программы
Контрольная работа по дисциплине «Проблемы правоведения»
1 вариант
Екатеринбург, 2012
Содержание
1 Задание 1
2 Задача 2
3 Задача 3
Список использованных источников
1. Опишите механизмы и правовые формы контроля гражданского общества над государством, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Ответ:
Известно, что в правовом государстве власть должна быть подчинена праву, что достигается только путем контроля над ней. Как справедливо пишет А.С. Панарин, «нет ничего опаснее бесконтрольной власти, опирающейся не на закон, а на угрозу применения насилия; необходим надежный демократический контроль» [14, c. 10–11]. В свою очередь, В.О. Лучин и Н.А. Боброва отмечают: «Способность общества к контролю над властью – признак гражданского общества. Только контроль, приобретая правовые формы, способен подчинить власть праву, и только при условии существования гражданского общества государство оказывается “под правом”, становится правовым» [6, c. 27].
В силу объективных причин государству часто свойственны злоупотребление властными полномочиями и реализация своих интересов в ущерб общественным, что подтверждает его неготовность делиться властью. Такая негативная тенденция ведет к изменению сущности и социального назначения государства, поэтому для ее преодоления требуется ограничение власти, т.е. контроль.
В юридической науке не сложилось однозначного и ясного понятия контроля. В научных трудах ученых-юристов часто обсуждаются вопросы о системе контроля, его видах и формах, органах контроля. Так, В.Е. Чиркин полагает, что государственный контроль есть «совокупная, кумулятивная деятельность, осуществляемая с помощью различных методов при выполнении единой специфической функции по государственному управлению» [16, c. 250]. Д.Н. Бахрах подчеркивает, что в системах социального управления контроль – «важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений» [2, c. 608].
Полагаю, что под общественным контролем за деятельностью органов государственной власти следует понимать самостоятельный и установленный законом вид социального контроля компетентных субъектов, направленный на обеспечение режима законности в деятельности органов государственной власти.
Анализ действующего законодательства показывает, что на данный момент можно найти лишь штрихи по обозначенной проблеме. К нормативно-правовым актам, которые в различной мере допускают общественное участие в регулируемой проблеме, а также реализуют принцип народовластия, установленный ст. 3 Конституции РФ, можно, в частности, отнести: гл. IV Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; абз. 8 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ»; Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» и др. Важнейшим нормативным документом в системе осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти является Федеральный закон «Об Общественной палате РФ», однако, как и все нормативно-правовые акты, должным образом не раскрывает содержание данного правового феномена. Отсутствие законодательной характеристики механизма общественного контроля в законе от 4 апреля 2005 г. №32-ФЗ указывает на декларативность задач, возложенных на Общественную палату РФ.
Согласно действующей системе законодательства субъектами общественно-правового контроля за деятельностью государственных органов выступают:
1) общественные организации, зарегистрированные на территории РФ в установленном законом порядке (политические партии, общественные объединения, профсоюзы, правозащитные движения);
2) общественные советы (палаты);
3) средства массовой информации;
4) граждане РФ.
К непосредственному участию народа в осуществлении публичной власти относятся выборы и референдум.
Выборы – процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти.
Референдум – процесс непосредственного участия граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой - либо вопрос, имеющее важное общественное или государственное значение).
С помощью учредительных акций (коллективные действия гр-н) народ непосредственно принимает важнейшие публично-властные решения и формирует органы публичной власти, образующие публично – правовой механизм управления обществом и государством.
Граждане, объединенные в те или иные публично-правовые территориальные общности, образуют основу механизма государства, непосредственно принимая участие в формировании органов публичной власти и принятии важнейших решений государственного и общественного значения.
Гражданское общество функционирует, основываясь на:
равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе (ст. 45);
экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам (п. 1 ст. 30);
свобода граждан в образовании партий и гражданских движений (ст. 31);
создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества (cт. 44);
свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом (ст. 29)
К основным задачам общественного контроля за деятельностью государственных органов можно отнести:
1) контроль за соблюдением нормативных предписаний государственными органами;
2) контроль за соответствием законам правовых актов, издаваемых государственными органами;
3) контроль целесообразности управленческих решений по организации и осуществлению деятельности государственными органами;
4) контроль за соблюдением установленных для государственных органов запретов и ограничений, служебной дисциплины, своевременным и доброкачественным выполнением государственными органами возложенных на них обязанностей;
5) контроль за подбором, расстановкой, повышением квалификации кадрового состава государственных органов;
6) контроль за соблюдением прав и свобод, охраняемых законом интересов граждан;
7) контроль за рациональным распределением и использованием материальных, финансовых и иных ресурсов, соблюдением режима экономии.
Подводя итог, необходимо отметить, что становление институтов гражданского общества должно сопровождаться расширением института общественного контроля, который, не подменяя и не заменяя контрольную деятельность государственных органов, способен оказать им неоценимую помощь и поддержку в реализации государственной политики. Общественный контроль, реализуемый организованно и целенаправленно в рамках политико-правовой системы, должен разрешать возникающие проблемы между гражданами и государством вполне цивилизованно, путем использования определенных законом каналов взаимодействия и взаимной ответственности, такой контроль служит важнейшим условием реализации провозглашенного Конституцией РФ принципа народовластия. Представляется возможным утверждать, что если нет общественного контроля за механизмом государственной власти, то никогда не будет и реального народовластия. Поэтому в современных условиях наряду с государственным контролем значительное место должно отводиться и общественной форме контроля, которая в отдельных случаях самостоятельно, в других - в дополнение служит непременным условием оптимизации контрольной деятельности в масштабах всего государства.
2. Опишите систему источников права в Российской Федерации. Сравните её с системой источников права в субъекте Российской Федерации, в котором Вы проживаете.
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
правовой обычай;
нормативный правовой акт;
юридический прецедент;
договор нормативного содержания;
юридическая наука (доктрины и идеи).
Правовой обычай. Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его юридической силы государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством.
В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере частного права, где у участников правоотношений прис
Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.
Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.
Для России самым распространенным является нормативный (нормативно-правовой) акт. Правом на издание нормативных актов обладают Президент, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также весь народ посредством референдума.
Нормативно-правовые акты в РФ образуют довольно сложную систему. Основным критерием для определения места акта в этой системе является его юридическая сила. Юридическая сила актов, зависящая от статуса и полномочий издавших их органов, устанавливается Конституцией. Высшей юридической силой обладает сама Конституция.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Проблемы правоведения»