Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение................................................................................................................6
1.1 Понятие органов исполнительной власти.......................................................6
1.2 Принципы органов исполнительной власти...................................................9
1.3 Классификация органов исполнительной власти.........................................12
Глава 2 Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение.........................................................................................14
2.1 Система федеральных органов исполнительной власти.............................14
2.2 Президент Российской Федерации................................................................17
2.3 Правительство Российской Федерации.........................................................19
2.3.1 Полномочия Правительства Российской Федерации...............................20
2.4 Другие федеральные органы исполнительной власти.................................21
Глава 3 Проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с другими ветвями.....................................................................................25
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы...................................................................30

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 59.38 Кб (Скачать)

Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст.1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах.

 

2.3.1 Полномочия Правительства Российской Федерации.

 

Общими и основными полномочиями Правительства РФ являются:

- осуществление реализации внутренней  и внешней политики Российской  Федерации;

- осуществление регулирования  в социально-экономической сфере;

- разработка федерального бюджета  и обеспечение его исполнения;

- обеспечение в России единой  финансово-кредитной и денежной  политики;

- осуществление управления федеральной  собственностью;

- обеспечение проведения единой  государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии;

- осуществление мер по обеспечению  законности, прав и свобод граждан  страны, охране собственности и  общественного порядка, борьбе с  преступностью, обороны и госбезопасности;

- обеспечение единства системы  исполнительной власти в России, направление и контроль деятельность  ее органов;

- формирование федеральных целевых  программ и обеспечение их  реализации;

- реализация предоставленного  ему права законодательной инициативы.

Более полный список полномочий представлен в Законе "О Правительстве РФ" от 1997 г. Правительством РФ также осуществляются другие функции, которые описаны в Конституции РФ, в федеральных законах и в указах Президента РФ.

Правовые формы реализации правительственных полномочий – это постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Постановления имеют нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим поводам, не

являясь нормативными актами. Любой из правовых актов Правительства может быть обжалован в суде. Правительство имеет право принимать обращения, заявления и другие акты неправового характера.

Как уже было сказано выше, Правительство в своей деятельности преследует принципы, заложенные в таких документах, как Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Кроме того, Правительству присущи такие свойства, как народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, профессионализм, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

 

2.4 Другие федеральные  органы исполнительной власти.

 

Система федеральных органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

Министерства Российской Федерации - "это федеральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленных отраслях или сферах государственной деятельности, а также координирующие в установленных федеральным законодательством случаях деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти"15.

Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом РФ и Правительством РФ, членом которого он является.

Государственные комитеты РФ и Федеральные комиссии РФ - "это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности"16. И Государственные комитеты РФ, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных комитетов РФ, а именно:

- комитет по физической культуре, спорту и туризму;

- комитет по рыболовству;

- комитет по стандартизации и метрологии;

- комитет по статистике;

-комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;

- таможенный комитет.

 И еще включает в себя две федеральные комиссии России:

- комиссия по рынку ценных  бумаг 

-  энергетическая комиссия.

Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются "федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные функции в установленных сферах ведения"17.

По Указу Президента РФ от 17.05.2000 N 867 (ред. от 25.11.2003) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"18 весь перечень конкретных наименований этих органов составляет структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждённую Указом Президента, а последующее создание федеральных органов исполнительной власти должно осуществляться только с наименованием и статусом, предусмотренными данным указом.

Поэтому Указу Президента РФ от 17.05.2000 N 867 (ред. от 25.11.2003) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"утвердил следующую структуру системы федеральных органов исполнительной власти:

1. Правительство РФ;

2. Федеральные министерства;

3. Государственные комитеты РФ;

4. Федеральные комиссии РФ;

5. Федеральные службы;

6. Российские агентства;

7. Федеральные надзоры РФ;

8. Иные федеральные органы исполнительной власти, а именно:

- Главное управление специальных  программ Президента Российской  Федерации;

- Государственная техническая  комиссия при Президенте Российской  Федерации;

- Управление делами Президента  Российской Федерации;

- Комитет Российской Федерации  по военно-техническому сотрудничеству  с иностранными государствами (введено  Указом Президента РФ от 01.12.2000 N 1953);

- Комитет Российской Федерации  по финансовому мониторингу (введено  Указом Президента РФ от 01.11.2001 N 1263);

- Государственный комитет Российской  Федерации по оборонному заказу  при Министерстве обороны Российской  Федерации (введено Указом Президента  РФ от 11.03.2003 N 311).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с другими ветвями.

 

Итак, взаимоотношения Правительства с Федеральным Собранием. В этом плане наиболее актуальными представляются следующие вопросы: об участии в законопроектной деятельности; о возможности недоверия Правительству (как полному составу, так и отдельным членам).

Усиление роли Правительства в законодательной деятельности является условием эффективного осуществления законодательных полномочий Федерального Собрания. Заслуживает внимания позиция ряда учёных, согласно которой в основу законопроектной и законодательной деятельности положены принципы «рационализированного парламентаризма», предполагающие активное влияние исполнительной власти на законодательную как в части разработки проектов законов, так и при их прохождении.19 Эти принципы получили подтверждение на практике. Фактические общественные отношения зачастую «опережают» федеральное законодательство. Правительство же, обладая значительными возможностями, отслеживают процессы изменения общественных отношений, своевременно готовит изменение в действующее федеральное законодательство, вносят в парламент проекты соответствующих законов и всемерно способствуют их принятию.

Необходимо подчеркнуть значимость законопроектов, разрабатываемых и вносимых Правительством РФ в парламент, что соответствует реальной роли высшего органа исполнительной власти, призванного проводить в жизнь государственную политику, основанную на реализации принятых законов. Правительство, всё активнее осуществляя свою главную функцию – исполнение законов согласно классическому принципу разделения властей, добилось существенного прогресса в законотворческой деятельности и по праву является сегодня основным игроком на этом поле.

Правительство России постепенно выходит в лидеры по законодательным инициативам. Это свидетельствует не только об усилении его роли, но и о приближении российского законотворческого процесса к общемировой практике. Зарубежный опыт показывает, что результативность прохождения через парламент правительственных законопроектов в большинстве стран является очень высокой. Сегодня Российская Федерация не является исключением из этого правила.

Следует отметить, что проекты федеральных законов, вносимых Правительством РФ, в основном носят базовый, определяющих для конкретных сфер деятельности характер, тогда как законопроекты, внесённые другими субъектами права законодательной инициативы, в основном касаются изменений и дополнений в действующие федеральные законы.

В интересах более полного обеспечения взаимодействия в законотворческом процессе с Федеральным Собранием Правительство создаёт свои механизмы влияния на его ход и результаты. Важное место в системе таких механизмов занимают представители Правительства в палатах Федерального Собрания.

Правительство России, как указано в ФКЗ «О Правительстве», организует исполнение законов, принимаемых парламентом. Известно, что эффективное исполнение законов связано с принятием подзаконных актов, обеспечивающих их действие и реализующих установленную законодательством компетенцию Правительства. Это особенно важно, поскольку до настоящего времени вопрос о реализации законодательства зачастую остаётся на втором плане.

Всё вышесказанное можно подтвердит практикой. До сих пор вызывает интерес закон «О монетизации льгот», который в корне переворачивает многолетний уклад жизни России, а ведь известно, что законопроект был выдвинут Правительством РФ.

Кроме того взаимодействие Правительства и парламента прослеживаются и организационной сфере. Согласно ст. 111 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Здесь прослеживается система сдержек и противовесов, не позволяющих допустить концентрацию власти у одной её ветви. Стоит отметить, что Государственная Дума согласно Конституции РФ вправе объявить вотум недоверии Правительству РФ.

С другой стороны п. а, ч. 1, ст. 114 Конституции РФ говорит об обратном влиянии Правительства на Государственную Думу. Именно Правительство разрабатывает бюджет, а парламент его подтверждает.

Таким образом, в своей деятельности Правительство РФ взаимодействует с парламентом РФ в следующих основных аспектах:

- используя своё конституционное  право законодательной инициативы, подаёт законопроекты, касающиеся  основных сфер общественных отношений, на рассмотрение парламенту;

- способствует скорейшему прохождению  через законодательный процесс  «своих» законопроектов;

- издаёт подзаконные акты, а  тем самым реализует законы;

- разрабатывает и представляет  Государственной Думе бюджет;

- представляет Государственной  Думе отчёт об исполнении бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Как показало исследование, исполнительная власть это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст.10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной.

Она играет специфическую роль в обеспечении функционирования государственного механизма, находясь при этом под постоянным контролем со стороны других ветвей государственной власти. Исполнительная власть - это регулятор деятельности и поведения конкретных субъектов права.

Исполнительная власть, как и государственная власть в целом, но только в еще большей мере использует институт подчинения (в определенных случаях и институт принуждения), который является основным каналом реализации исполнительной власти.

Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает разделение предметов ведения и полномочий между российскими органами исполнительной власти.

Информация о работе Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти