Конституционно-правовой статус Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве.

Файлы: 1 файл

курсовая по КПРФ.docx

— 50.11 Кб (Скачать)

 

Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции). Согласно Закону об обороне он утверждает концепцию и планы строительства  Вооруженных Сил, мобилизационные  планы экономики, а также планы  подготовки и накопления мобилизационных  резервов и оперативного оборудования.

 

Президент, являясь Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину Российской Федерации.

 

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические  основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной  безопасности Российской Федерации.

 

Президент РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции  РФ и Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»[15] формирует и возглавляет  Совет Безопасности. Согласно утвержденному  Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. (в редакции Указа Президента РФ от 15 ноября 1999 г.) Положению о Совете Безопасности Российской Федерации, этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз, проведение единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности. Этот орган призван  обеспечивать условия для реализации Президентом его конституционных  полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и Государственной  целостности.

 

В соответствии с Конституцией РФ Президент  России не только определяет основные направления внешней политики государства ( 3 ст. 80), но также осуществляет руководство внешней политикой  Российской Федерации (п. «а» ст. 86).

 

Таким образом, Президент  РФ выступает ключевой фигурой в  решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации.

 

Осуществляя внешнеполитический курс, Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств (в частности, путем государственных  визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных государств в своей  стране, переговоров с ними, определения  взаимных интересов, установления сотрудничества, посещения влиятельных международных  организаций и выступления в  их центрах), систематически ведет прямые телефонные переговоры с главами  государств и премьер-министрами некоторых  сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших  международных совещаниях и т.п.

 

Президент полномочен вести  переговоры и подписывать международные  договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию  в международных отношениях. Это  соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за главой государства признается право осуществлять свои конституционные полномочия, в  частности вести переговоры, заключать  соглашения и договоры на территории как своей страны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании. При этом глава  государства не нуждается в специальных  полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой им должности.

 

Президент подписывает также  ратификационные грамоты, т.е. документы, свидетельствующие об утверждении  федеральным законом международного договора Российской Федерации. Если договор  двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными грамотами, если же договор  многосторонний, то его участники  сдают все ратификационные грамоту  одному из участников договора - депозитарию. Президент принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Эта процедура нередко сопровождается обменом мнениями по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. Направление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного в ней лица.

 

Руководство Президента внешней  политикой в значительной степени  проводится через Министерство иностранных  дел, которое подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом  Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

 

Кроме упомянутых выше, Президент  РФ наделен также некоторыми иными  полномочиями.

 

 По Конституции РФ (п.  «в» ст. 84) Президенту РФ предоставлено  право назначения всероссийского  референдума. При этом следует  обратить внимание читателя, что  Президент, обладая правом назначения  всероссийского референдума, сам  не отнесен законом к числу  субъектов, могущих инициировать  назначение референдума. Инициатива  проведения референдума в РФ  принадлежит: а) не менее чем  двум миллионам граждан, имеющих  право на участие в референдуме  и б) Конституционному Собранию  в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ. Таким образом,  Президент имеет право назначить  референдум, но не инициировать  его.

 

К полномочиям Президента РФ Конституцией отнесено решение вопросов гражданства Российской Федерации  и предоставления политического  убежища. В Конституции не конкретизируется, какие конкретно вопросы гражданства  решаются Президентом России.

 

Вопросы гражданства - это  вопросы о приобретении и утрате российского гражданства. Нормативной  базой для решения этих вопросов служит Закон Российской Федерации  от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации"[16].

 

На основе этого Закона Указом Президента Российской Федерации  от 14 ноября 2002 г. N 1325 было утверждено Положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации[17].

 

В соответствии с Законом  о гражданстве Президент Российской Федерации принимает решения  по вопросам:

 

     а) приема  в российское гражданство;

 

     б) восстановления  в гражданстве Российской Федерации  некоторых категорий лиц;

 

     в) выхода  из гражданства;

 

     г) отмены  решения по вопросам гражданства.

 

Комиссия по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации  имеет сугубо совещательные полномочия.

 

Комиссия готовит для  Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает  ходатайства о приобретении и  прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о  разработке законопроектов и иных нормативных  актов в данной сфере (в частности, Комиссия была активным участником разработки проекта закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, который был внесен Президентом  в Государственную Думу).

 

В соответствии со ст. 63 Конституции  Российской Федерации Россия предоставляет  политическое убежище иностранным  гражданам и лицам без гражданства  в соответствии с общепризнанными  нормами международного права (см. комментарий  к ст. 63). Причем в соответствии с  Уголовным кодексом Российской Федерации  лица, даже незаконно пересекшие Государственную  границу России, не подлежат ответственности, если они сделали это в поисках  политического убежища, разумеется, при отсутствии в их действия состава  другого преступления.

 

Политическое убежище  иностранным гражданам предоставляется  в порядке, установленном Президентом  РФ. Этот порядок закреплен в Положении, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746. В соответствии с ним ходатайство о предоставлении политического убежища направляется лицом в Федеральную миграционную службу, которая запрашивает заключения российских МВД, МИД и ФСБ. А затем  материалы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации с заключением  ФМС о возможности и целесообразности предоставления данному лицу политического  убежища. После рассмотрения всех мнений Комиссия вносит Президенту Российской Федерации соответствующее предложение.

 

Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; имеет в составе Администрации  Президента Управление по государственным  наградам. Государственных наград могут  быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. 

 

Президент наделен правом помилования. Помилование - это акт  верховной власти, полностью или  частично освобождающий осужденного  от наказания либо заменяющий назначенное  ему судом наказание более  мягким. Актом помилования может  также сниматься судимость с  лиц, отбывших наказание. Акты помилования  носят всегда персональный характер, т. е. они принимаются в отношении  конкретного лица или нескольких определенных лиц.

 

Свои полномочия Президент  реализует прежде всего в принятии правовых актов. Перечень правовых актов  президента РФ закреплен в ст. 90 Конституции  РФ:

 

1.    Указы (ч.1 ст.90)

 

2.    Распоряжения  (ч.1 ст.90)

 

3.    законопроекты  президента РФ, направляемые в  Государственную Думу ( п. «г»  ст.84);

 

4.    Запросы Президента  РФ, направляемы  в Конституционный  Суд РФ (ч.2 и ч.5 ст.125 Конституции  РФ);

 

5.    Ежегодные послания  Федеральному Собранию о положении  в стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики  государства (п. «е» ст.84)

 

6.    Представления  президента РФ, в которых содержатся  предложения Президента РФ  Совету  Федерации   по кандидатурам  для назначения на должности  судей Конституционного суда  РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ, а также  предложения о назначении и  освобождении Генерального Прокурора  РФ; предложения Государственной  Думе РФ о кандидатуре Председателя  Правительства РФ (п. «а» ст.83, ч.1 и ч.2 ст.111) и Председателя Центрального  банка России (п. «г» ст.83)

 

Но не только Конституция  РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ. Например, федеральный  закон «Об обороне» (1996г.) предусматривает, что Президент  РФ как главнокомандующий  издает директивы и приказы, которые  обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В работе были рассмотрены  конституционно-правовой статус полномочия и обязанности Президента РФ. Из анализа законодательства следует  вывод, который уже делался неоднократно: Президент Российской Федерации  наделен колоссальными полномочиями. В связи с этим многие ученые небезосновательно  относят российскую форму республики к суперпрезидентской. Стоит отметить, что такими полномочиями наделены президенты в государствах с диктаторскими  режимами. Как таковая система  сдержек и противовесов в устройстве российской власти реализована с  огромными перекосами, что не должно быть присуще демократическому государству.

 

О необходимости принятия федерального закона, где, в частности, были бы конкретно сформулированы обязанности  Президента, его полномочия, санкции  за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к  ответственности, детализирована процедура  «импичмента».

 

Но надо не забывать, что  по прежнему многое зависит от главы  государства, и то как он поведет  дальнейшую политику во многом предопределит  состояние страны в целом.  Да, много говорится о наделении  президента чересчур  огромными  полномочиями. Но  история России показывает, что сильный лидер  с огромной властью может вывести  нашу страну из любого кризиса. Если и  надо говорить об уменьшении власти Президента, то это должно быть личное мнение других, хотя и оно имеет право на жизнь. А если говорить  о возможности  злоупотребления властью Президентом  РФ, то это зависит от конкретной личности, от чистоты помыслов. Сегодняшний  Президент В.В. Путин является примером для истории России и может, вскоре занять место наравне с Петром I. После 70-летнего застоя вызванного правлением верхушки лидеров коммунистической партии  сегодняшнему человеку приятно видеть сравнительного молодого, полного сил главу государства. Чего стоит пример общения В.В. Путина с гражданами РФ в Прямом эфире. Наблюдаются огромные тенденции сближения Президента РФ  с гражданами России. Наконец  лидер нашего государства  действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства.

 

Такое доверие обусловлено  реальными подвижками в жизни  российского общества в сторону  улучшения во многих сферах. Впервые  четко обозначились признаки реальной стабилизации. Россия снова начала восприниматься на международной арене  как авторитетное государства с  мнением которого должно считаться  все мировое сообщество. Во всем этом немалая заслуга Президента России В.В. Путина.

 

  

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.     Конституция  Российской Федерации. «Российская  газета» от 25 декабря 1993 г.

 

2.     Федеральный  конституционный закон от 30 мая  2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном  положении" (с изменениями от 30 июня 2003 г.).

 

3.     Федеральный  закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об  обороне" (с изменениями от 30 декабря  1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г.). "Российская  газета" от 6 июня 1996 г.

 

4.     Федеральный  закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О  гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.). "Российская газета" от 5 июня 2002 г. "Российская газета" от 2 июня 2001 г.

 

5.     Федеральный  закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О  выборах Президента Российской  Федерации". "Российская газета" от 16 января 2003 г.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ