Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа
В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Президент является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации (ст. 87 Конституции).
Согласно Закону об обороне он утверждает
концепцию и планы
Президент, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Военная доктрина определяет
военно-политическую деятельность нашего
государства. Этот документ содержит военно-политические,
военные, военно-технические и
Президент РФ в соответствии
с пунктом «ж» ст. 83 Конституции
РФ и Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О
безопасности»[15] формирует и возглавляет
Совет Безопасности. Согласно утвержденному
Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г.
(в редакции Указа Президента РФ
от 15 ноября 1999 г.) Положению о Совете
Безопасности Российской Федерации, этот
конституционный орган
В соответствии с Конституцией РФ Президент России не только определяет основные направления внешней политики государства ( 3 ст. 80), но также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст. 86).
Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации.
Осуществляя внешнеполитический
курс, Президент устанавливает прямые
контакты с главами других государств
(в частности, путем государственных
визитов в зарубежные страны, приема
глав зарубежных государств в своей
стране, переговоров с ними, определения
взаимных интересов, установления сотрудничества,
посещения влиятельных
Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях. Это соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за главой государства признается право осуществлять свои конституционные полномочия, в частности вести переговоры, заключать соглашения и договоры на территории как своей страны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой им должности.
Президент подписывает также
ратификационные грамоты, т.е. документы,
свидетельствующие об утверждении
федеральным законом
Руководство Президента внешней
политикой в значительной степени
проводится через Министерство иностранных
дел, которое подведомственно
Кроме упомянутых выше, Президент РФ наделен также некоторыми иными полномочиями.
По Конституции РФ (п.
«в» ст. 84) Президенту РФ предоставлено
право назначения
К полномочиям Президента
РФ Конституцией отнесено решение вопросов
гражданства Российской Федерации
и предоставления политического
убежища. В Конституции не конкретизируется,
какие конкретно вопросы
Вопросы гражданства - это вопросы о приобретении и утрате российского гражданства. Нормативной базой для решения этих вопросов служит Закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации"[16].
На основе этого Закона Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 было утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации[17].
В соответствии с Законом
о гражданстве Президент
а) приема в российское гражданство;
б) восстановления
в гражданстве Российской
в) выхода из гражданства;
г) отмены
решения по вопросам
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации имеет сугубо совещательные полномочия.
Комиссия готовит для
Президента предложения по вопросам
гражданства; контролирует исполнение
решений по этим вопросам; рассматривает
ходатайства о приобретении и
прекращении гражданства и
В соответствии со ст. 63 Конституции
Российской Федерации Россия предоставляет
политическое убежище иностранным
гражданам и лицам без
Политическое убежище
иностранным гражданам
Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; имеет в составе Администрации Президента Управление по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Президент наделен правом помилования. Помилование - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, отбывших наказание. Акты помилования носят всегда персональный характер, т. е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.
Свои полномочия Президент реализует прежде всего в принятии правовых актов. Перечень правовых актов президента РФ закреплен в ст. 90 Конституции РФ:
1. Указы (ч.1 ст.90)
2. Распоряжения (ч.1 ст.90)
3. законопроекты президента РФ, направляемые в Государственную Думу ( п. «г» ст.84);
4. Запросы Президента
РФ, направляемы в
5. Ежегодные послания
Федеральному Собранию о
6. Представления
президента РФ, в которых содержатся
предложения Президента РФ Совету
Федерации по кандидатурам
для назначения на должности
судей Конституционного суда
РФ, Верховного Суда РФ, Высшего
Арбитражного Суда РФ, а также
предложения о назначении и
освобождении Генерального
Но не только Конституция РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ. Например, федеральный закон «Об обороне» (1996г.) предусматривает, что Президент РФ как главнокомандующий издает директивы и приказы, которые обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Заключение
В работе были рассмотрены
конституционно-правовой статус полномочия
и обязанности Президента РФ. Из
анализа законодательства следует
вывод, который уже делался
О необходимости принятия федерального закона, где, в частности, были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента».
Но надо не забывать, что
по прежнему многое зависит от главы
государства, и то как он поведет
дальнейшую политику во многом предопределит
состояние страны в целом. Да,
много говорится о наделении
президента чересчур огромными
полномочиями. Но история России
показывает, что сильный лидер
с огромной властью может вывести
нашу страну из любого кризиса. Если и
надо говорить об уменьшении власти Президента,
то это должно быть личное мнение других,
хотя и оно имеет право на жизнь.
А если говорить о возможности
злоупотребления властью
Такое доверие обусловлено реальными подвижками в жизни российского общества в сторону улучшения во многих сферах. Впервые четко обозначились признаки реальной стабилизации. Россия снова начала восприниматься на международной арене как авторитетное государства с мнением которого должно считаться все мировое сообщество. Во всем этом немалая заслуга Президента России В.В. Путина.
Список литературы
1. Конституция
Российской Федерации. «
2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями от 30 июня 2003 г.).
3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г.). "Российская газета" от 6 июня 1996 г.
4. Федеральный
закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О
гражданстве Российской
5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". "Российская газета" от 16 января 2003 г.
Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ