Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа
В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является элементом конституционного статуса Президента РФ и в силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет конституционный характер. Определение соответствующего порядка может быть осуществлено с соблюдением вытекающих из положений Конституции РФ требований, с тем чтобы обеспечивались непрерывность и стабильность осуществления полномочий Президента РФ, исключение факторов, препятствующих нормальному функционированию институтов власти.
Порядок досрочного прекращения
полномочий Президента РФ в случае
стойкой неспособности по состоянию
здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия не может быть облегченным,
упрощенным. При том должна быть
исключена возможность
В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ.
Анализируя содержание Постановления
Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000
г., следует признать, что данное
Конституционным Судом
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).
Такое решение принимается
вопреки воле Президента. Основанием
отрешения Президента от должности
являются выдвинутые Государственной
Думой обвинения в
Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.
Первый этап сводится к
выдвижению Государственной Думой
обвинения в совершении Президентом
тяжкого преступления. Инициатива в
принятии такого решения может исходить
от группы депутатов Государственной
Думы численностью не менее 1/3 от общего
числа. Для рассмотрения данного
вопроса на заседании Государственной
Думы требуется заключение специальной
комиссии, образованной самой Государственной
Думой. Решение принимается
На втором этапе надлежит
получить заключение Верховного Суда
РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный
Суд РФ дает заключение о наличии
в действиях Президента признаков
тяжкого преступления. Конституционный
Суд дает заключение о том, что
установленный порядок
Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными (ст. 93 Конституции РФ).
В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.
Но независимо от этого
в процессе обсуждения вопросов отрешения
Президента от власти всплыли нерешенные
в действующем законодательстве
проблемы, в частности, неурегулированность
нормами права процедуры
Кроме того, следует признать,
что процедура отрешения
Полномочия Президента как Главы государства
Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти. Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:
· Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием.
· Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
· Вводит
на территории Российской Федерации
или в отдельных её местностях
военное положение с
· Вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
· Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент взаимодействуя с Государственной Думой:
• Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
• Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;
• Ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
• Назначает выборы Государственной Думы;
• Распускает Государственную Думу;
• Вносит законопроекты в Государственную Думу;
• Вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение.
Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности.
Президент взаимодействуя с Советом Федерации:
• Представляет
Совету Федерации кандидатуры для
назначения на должности судей Конституционного
Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного
Суда; а также кандидатуру
• Вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.
Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.
Президент взаимодействуя с Правительством РФ:
• Принимает решение об отставке Правительства;
• По предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
• Имеет право отменять постановления Правительства.
Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ очень трудно разграничить полномочия между ними. Л.А. Окуньков в своей статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства.
Президент стал главным действующим
лицом на политической сцене, а Правительство,
хотя и декларировалось
Президент во взаимодействии с судебной властью:
• Представляет
Совету Федерации для назначения
на должность судей
• Самостоятельно назначает судей других федеральных судов;
• Вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о соблюдении обвинения Президента в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.
Президент наделен правом принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.
В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного контроля.
Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности.
Основные функции Президента
РФ как главы государства
1) Президент РФ является
гарантом Конституции РФ, прав
и свобод человека и
2) Президент РФ в установленном
Конституцией РФ порядке
3) Президент РФ обеспечивает
согласованное
4) Президент РФ в соответствии
с Конституцией РФ и
5) Президент РФ представляет
Российскую Федерацию внутри
стран и в международных
Под полномочиями Президента РФ понимается совокупность предоставленных ему прав и обязанностей, необходимых для выполнение возложенных на него функций.
Круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.
Но в Конституции некоторые
функции и полномочия Президента
сформулированы в слишком общей
форме, например, как «определение основных
направлений внутренней и внешней
политики государства». В результате
в Основном законе страны не нашли
своего должного закрепления функции
и полномочия Президента России в
осуществлении таких важных внутренних
функций российского
Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ