Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа
В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Действующая Конституция
закрепляет явно недостаточно полномочий
за Президентом России в отношениях
с субъектами РФ. Обращая внимание
на эту особенность, М.В. Баглай пишет:
«Полномочия Президента как главы
федеративного государства
Недостаточная правовая регламентация функций и особенно полномочий Президента по их реализации, а также неполная исследованность данной проблематики создают определенные сложности в классификации полномочий и раскрытии их содержания.
Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти. Следовательно, чистота критерия для классификации полномочий не выдерживается, а отсюда и неизбежность дублирования.
При изложении полномочий
Президента РФ необходимо исходить
не из одного, а двух критериев их
классификации: а) по направлениям деятельности
и б) по сферам взаимодействия Президента
РФ с государственными органами всех
ветвей государственной власти. Это
повлечет за собой некоторые повторения,
но при таком подходе они
Президент России как глава государства наряду с традиционными представительскими функциями призван выполнять ответственную задачу по определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса.
Особое место Президента
как главы государства
Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Для Президента обеспечение
выполнения Конституции как направление
деятельности имеет приоритетное значение.
Главное назначение Президента как
гаранта Конституции - принимать
все необходимые меры по обеспечению
защиты конституционных прав граждан,
охране суверенитета Российской Федерации,
ее независимости и
Активное использование Президентом своих полномочий и дозволенных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении является главной гарантией действия Конституции.
Л. А. Окуньков в своей монографии совершенно справедливо замечает, что в Конституции (ни буквально, ни по смыслу) не говорится о верховном контроле Президента. Более того, как показывает отечественная и зарубежная практика, на федеральном уровне факты вторжения в компетенцию государственных органов более типичны для Президента, чем для Правительства и парламента.
Будучи главой государства,
Президент представляет Российскую
Федерацию внутри страны и в международных
отношениях. Именно в этом качестве
Президент обеспечивает устойчивость
и преемственность механизма
государственной власти, координацию
и взаимодействие всех органов государственной
власти. Президент «призван цементировать
государственную власть, обеспечивать
конституционным путем
Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.
Президент не только вправе,
но просто обязан принять меры вплоть
до применения самого широкого принуждения
на законной основе, если на территории
государства действуют
Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента»[13].
Сложной и ответственной
является функция Президента РФ
по обеспечению согласованной деятельности
органов государственной
Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Конституция не раскрывает понятие согласительных процедур. Следовательно, Президент свободен в выборе конкретных согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласия.
Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согласования Президент выступает не как одна из сторон, а как общенациональный авторитет.
Наиболее распространенная форма решения спора, к которой часто прибегают стороны, - это непосредственные переговоры. Значение непосредственных переговоров особенно велико потому, что при их помощи имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Следует приветствовать включение в договоры и соглашения как между Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами, положений о проведении взаимных консультаций по интересующим участников вопросам.
Если применение согласительных процедур не приведет к согласованному решению, Президент, в соответствии с Конституцией, может передать разрешение спора на рассмотрение суда. Выбор суда зависит от характера спора и компетенции суда. Конституционный Суд Российской Федерации, вправе разрешать споры о соответствии Конституции ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции).
Возможность обращения Президента в суд в случаях, предусмотренных ст. 85 Конституции, установлена и в других федеральных законах. Но в любом случае исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни одного государства.
Полномочия Президента по формированию органов государственной власти регулируются в двух основных формах:
а) Президент в пределах
своей компетенции создает
б) Президент в пределах
своей компетенции назначает
или участвует в назначении, а
также освобождает или
Полномочия Президента в
области кадровой политики относятся
к числу важнейших полномочий
главы государства, позволяют ему
в широком смысле этого слова
разместить на ведущих постах государственных
органов свою команду. Но кроме того
следует иметь в виду, что Конституция
не отдает право назначения должностных
лиц безоговорочно в одни руки,
т.е. Президенту, а предусматривает
различные формы их назначения. Некоторые
из должностных лиц назначаются
и освобождаются от должности
Президентом непосредственно, другие
- по представлению или после
Основные полномочия Президента РФ в области кадровой политики закреплены в ст. 83 Конституции РФ. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ.
Согласие Государственной
Думы дается в форме постановления,
которое принимается
После вступления в должность
или после отставки Правительства
Президент вносит предложение о
кандидатуре Председателя Правительства
не позднее двухнедельного срока. Если
предложенная Президентом кандидатура
отклоняется Государственной
В соответствии со ст. 83 Конституции
Президент принимает решение
об отставке Правительства Российской
Федерации. При этом, если при назначении
Председателя Правительства необходимо
согласие Государственной Думы, то
решение об отставке Правительства
принимается Президентом
Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ст. 83). Условием реализации этого правомочия является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производится «по предложению Председателя Правительства», причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается, хотя, по нашему мнению, эти процедуры следовало бы закрепить законодательно, что позволило бы избегать случайных, неоправданных назначений на столь высокие должности.
Президент в соответствии
с п. «е» ст. 83 Конституции РФ представляет
Совету Федерации кандидатуры для
назначения на должности судей
Что же касается судей других
федеральных судов, то они назначаются
непосредственно Президентом
В п. «г» ч. 1 ст. 83 Конституции
РФ, сказано, что Президент Российской
Федерации «представляет
Такой порядок назначения
и освобождения Председателя Государственного
банка РФ обеспечивает независимость
Центрального банка России от других
органов государственной
Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, так как Президент по должности является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент России назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
В Конституции не
сказано, с какими именно
Согласно той же ст. 83 Конституции РФ Президент РФ:
• формирует
и возглавляет Совет
• формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
• назначает
и освобождает полномочных
Значительное число
Что же касается работников аппарата Администрации Президента, Совета Безопасности РФ, вновь созданного Государственного Совета РФ, то естественно, что абсолютное большинство из них назначается и освобождается не Президентом, а руководителями аппаратов этих государственных органов.
Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности - одна из главных функций главы государства.
Здесь Президент не только
принимает конкретные, оперативные
меры и обеспечивает согласованное
функционирование всех органов. Его
прямая обязанность, и об этом, произнося
присягу, Президент клянется народу
- «защищать суверенитет и
Присяга отнюдь не чисто символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение Президентом присяги народу может повлечь ответственность в виде отрешения от должности.
Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента.
Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ