Конституционно-правовой статус Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве.

Файлы: 1 файл

курсовая по КПРФ.docx

— 50.11 Кб (Скачать)

 

Вместе с тем иностранные  наблюдатели высказали и ряд  критических замечаний. Они затрагивали  политические аспекты проведения избирательной  кампании - роль средств массовой информации и использование так называемого  административного ресурса.

 

По мнению наблюдателей, на выборах в России сохраняется  возможность использования кандидатами  преимуществ служебного положения, оказания влияния местными органами власти на избирательные комиссии. Отмечены также некоторые «шероховатости»  в работе самих избирательных комиссий. Например, из-за сложной процедуры подсчета голосов члены избирательных комиссий в ряде случаев не в полном объеме соблюдали установленный порядок.

 

 В соответствии с  Федеральным законом «О выборах  Президента Российской Федерации»  Центральная избирательная комиссии  признает    выборы Президента  РФ несостоявшимися в    случае:

 

а)  если в выборах приняли  участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей  на момент окончания голосования;

 

б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов  избирателей по отношению к другому  зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

 

Центральная избирательная  комиссия РФ признает выборы Президента РФ недействительными:

 

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или  установлении итогов голосования нарушения  не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

 

б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги  голосования признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой  от общего количества избирательных  участков;

 

в) по решению суда.

 

Федеральный закон «О выборах  Президента Российской Федерации» предусматривает, что в случае, если в избирательный  бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих  выборов не был избран на должность  Президента Российской Федерации, Центральная  избирательная комиссия назначает  повторное голосование по выборам  Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число  голосов избирателей.

 

Повторное голосование проводится через 21 день после дня голосования  на общих выборах.

 

Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться  повторное голосование, снял свою кандидатуру, по решению Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации второй кандидатурой для проведения повторного голосования признается зарегистрированный кандидат, получивший на общих выборах  наибольшее число голосов избирателей  после кандидатур, по которым Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации первоначально назначила  повторное голосование. В этом случае повторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления.

 

По итогам повторного голосования  избранным на должность Президента Российской Федерации считается  зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число  голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, по отношению  к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного  кандидата, при условии, что число  голосов избирателей, поданных за зарегистрированного  кандидата, набравшего большее число  голосов избирателей, больше числа  голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

 

В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными либо если на день проведения повторного голосования  оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное  голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании  ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  назначает повторные выборы Президента Российской Федерации.

 

Голосование на повторных  выборах Президента Российской Федерации  проводится не позднее чем через  четыре месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через  три месяца со дня признания выборов  несостоявшимися или недействительными.

 

Выдвижение и регистрация  кандидатов, другие избирательные действия, связанные с проведением повторных  выборов Президента Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном  Федеральным законом «О выборах  Президента Российской Федерации». Правда, при проведении повторных выборов  Президента Российской Федерации сроки  избирательных действий по решению  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

 

При проведении повторных  выборов Президента Российской Федерации  кандидатами не могут быть вновь  выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для  признания общих выборов или  выборов при повторном голосовании  недействительными,

 

Избранный Президент Российской Федерации  вступает в должность  по истечении четырех лет со дня  вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных  выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет  со дня вступления в должность  Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные  выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

 

Процедура вступления Президента РФ в должность заключается в  принесении Президентом присяги  в торжественной обстановке в  присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать  и охранять права и свободы  человека и гражданина, соблюдать  и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и  независимость, безопасность и целостность  государства, верно служить народу».

 

Резиденцией Президента РФ является столица России - Москва, Кремль. Над  зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

 

Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы  президентской власти и их использование  при вступлении в должность вновь  избранного Президента Российской Федерации.

 

Этими символами являются: штандарт (флаг) Президента Российской Федерации; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный  единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

 

Знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака  определяется нормами Государственного протокола.

 

На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации  Президент приносит присягу.

 

Официальные символы президентской  власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.

 

Президент РФ приступает к  исполнению полномочий с момента  принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока  его пребывания в должности с  момента принесения присяги вновь  избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).

 

Избранный и вступивший в  должность Президент РФ обладает неприкосновенностью. Правда, в ст. 91 Конституции РФ, закрепившей неприкосновенность Президента РФ, не раскрывается ее содержание, что влечет за собой различные  подходы к ее пониманию.

 

 

 

2.2 Прекращение полномочий  Президента

 

 

 

Полномочия Президента государства  могут быть прекращены по разным основаниям. Как          правило, эти основания предусматриваются  законами. Однако на практике имеют  место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным  законодательством. Например, первый и  последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи  с ликвидацией СССР, хотя Конституция  СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование  самого государства.

 

Примером нелегитимного  прекращения полномочий президента может служить утрата власти в  результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в  результате ее захвата вопреки закону.

 

Правовыми основаниями прекращения  полномочий Президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в  отставку, упразднение поста президента и др.)[6].

 

Прекращение полномочий Президента может быть осуществлено по истечении  предусмотренного конституцией срока  пребывания в этой должности и  досрочно.

 

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает  несколько оснований прекращения  полномочий Президента РФ. Рассмотрим каждое из них.

 

В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности  с  момента принесения  присяги  вновь избранным Президентом  Российской Федерации. Это обычный  порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых  пойдет речь ниже, полномочия могут  быть прекращены досрочно.

 

Президент РФ прекращает исполнение своих  полномочий досрочно в случае отставки - добровольного ухода с  должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к  сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется. В законе должны быть указаны форма  выражения Президентом своей  воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер - преклонный возраст, состояние  здоровья; политические: несогласие с  политикой Федерального Собрания и  других органов государственной  власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т. д.)[7].

 

Действующее законодательство (ст. 82 Конституции РФ) предусматривает  порядок вступления Президента в  должность, принесение народу присяги  в торжественной обстановке в  присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда, но не регулирует порядок ухода Президента в отставку.

 

Возникают вопросы: кому должно быть адресовано его заявление об отставке, достаточно ли Президенту заявить  о своей отставке или эту отставку какой-то государственный орган (или  органы) должен рассмотреть и принять  по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при  всем уважении к личности, занимающей должность Президента, нельзя отрицать возможности заявления об отставке под давлением каких-то сил, под  влиянием временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии  и т. п. Если закон предусматривает  возможность принятия решения об отклонении заявления об отставке Председателя Правительства, то почему такой вариант  должен быть исключен в отношении  заявления об отставке Президента? Ответ на этот вопрос должен быть дан  в будущем законодательстве. На наш  взгляд, это может быть предусмотрено  и Конституцией, и федеральным  законом «О Президенте Российской Федерации».

 

Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

 

К сожалению, и это основание  для прекращения полномочий Президента должным образом не регламентировано и 'вызывает много вопросов. В частности, не совсем ясно: «стойкая неспособность  по состоянию здоровья осуществлять полномочия» является основанием для  прекращения полномочий Президента по воле последнего или вопреки его  воле? Нет ответа в законодательстве и на вопросы, кто  и каким образом  устанавливает сам факт наличия  стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д. В  любом случае должны быть созданы  правовые гарантии, предупреждающие  злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы[8].

 

В связи с этим Конституционный  Суд РФ 11 июля 2000 г. принял Постановление  по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном  прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Поводом  к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к  рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных  конституционных положений в  их взаимосвязи[9].

 

В своем Постановлении  Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом  РФ места в системе органов  государственной власти, а также  его конституционного статуса, Конституция  РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное  и ответственное осуществление  Президентом РФ принадлежащих ему  конституционных полномочий и непрерывность  функционирования института главы  государства.

 

Содержание и назначение ст. 92 (ч. 2) Конституции РФ, предусматривающей  возможность прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в  случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия, не затрагиваются  установлением в ст. 91 Конституции  РФ положения о неприкосновенности Президента РФ.

 

Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует  особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности  для Президента РФ в связи с  расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый  характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае - в силу экстраординарного характера  рассматриваемого основания - волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения  его полномочий. По смыслу ч. 2 ст. 92 Конституции  Российской Федерации во взаимосвязи  с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93, приведение в действие указанной  процедуры допустимо лишь при  исчерпании всех иных возможностей, связанных  с временным неисполнением Президентом  РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ