Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:27, доклад

Краткое описание

Настоящая Концепция определяет перспективы и основные направления развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.

Файлы: 1 файл

VD_conception.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Например, для  сравнения, в Германии для проведения специализированных выставочных мероприятий  используются 22 выставочных комплекса общей площадью 2 750 000 кв.м. В Италии совокупная площадь используемых выставочных центров составляет более 2 млн.кв.м., в Китае – более 6 млн.кв.м.

Для экономического развития регионов России очень важно  расширение специализированных выставочных, и, особенно, конгрессных площадей, соответствующих мировому уровню. Согласно экспертным оценкам, ежегодно в мире проходит порядка 40 миллионов конгрессных мероприятий, участие в которых принимает  
около 2 миллиардов человек. Общая годовая выручка рынка составляет  
более 800 млрд евро (по данным Всемирной ассоциации организаторов конгрессов 
International Congress and Convention Association (ICCA) за 2010 год)1. Считается, что индустрия деловых встреч приносит, по крайней мере, крупным городам, в четыре раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий за последние 10 лет снизилась почти в 2 раза и составляет менее 1 %.

В первой пятерке  стран-лидеров по проведению на своей  территории конгрессов и конференций  – США, Германия, Испания, Италия, Великобритания. Среди ведущих городов – Вена, Барселона, Париж, Берлин. В 2011 году г. Москва находился на 100 месте, а г. Санкт-Петербург - на 119 месте.

 

    1. Современные проблемы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

 

В выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем:

  • действующая нормативная правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и требует совершенствования действующих и разработки дополнительных нормативных правовых актов;
  • материально-техническая база выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям;
  • отсутствует эффективная система координации и государственной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  • не развита целенаправленная работа по обеспечению участия России в тендерах на право организации и проведения международных конгрессных мероприятий;
  • не разработана единая методика определения социально-экономической и бюджетной эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  • недостаточно широко применяется система проверки статистических показателей выставочных мероприятий (выставочный аудит), являющейся частью мировой системы выставочного аудита;
  • отсутствии официальной статистики по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  • требует дополнительного совершенствования таможенное администрирование перемещения выставочных грузов через границу Российской Федерации;
  • требуется развития многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

 

  1. Нормативная правовая база выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

 

В Российской Федерации, на федеральном уровне, развитие и управление выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми документами органов государственной власти Российской Федерации.

 

    1. Характеристика существующей нормативной правовой базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

 

Нормативное правовое регулирование выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в  Российской Федерации осуществляется комплексом федеральных законов  и нормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих отдельные стороны и элементы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

К международным  документам, регулирующим выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, участницей которых является Российская Федерация, относятся:

  • Парижская конвенция 22 ноября 1928 г. о международных выставках;
  • Соглашение с государствами-участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26 мая 1995 г.;
  • Соглашение о взаимодействии в области рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-экономического сотрудничества между государствами – членами Организации Договора о коллективной безопасности (г. Душанбе, 6 октября 2007 г.);
  • Концепция рекламно-выставочной деятельности в области военно-экономического сотрудничества государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (г. Бишкек, 6 октября 2011 г.);
  • Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. (Admission Temporaire - Temporary Admission) для временного ввоза товаров (Брюссель, 6 декабря 1990 г.);
  • Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.);
  • двусторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Ряд федеральных  органов исполнительной власти (Минобрнауки  России, Минздрав России, Минприроды России, Минпромторг России, Минкомсвязь России, Минспорт России, ФСВТС России, Роскосмос и др.) сформировали ведомственную нормативную правовую базу проведения соответствующих отраслевых выставок.

Участие российских организаций в выставках продукции  военного назначения регулируется законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее – ВТС). Полномочия по контролю и надзору за рекламно-выставочной деятельностью в области ВТС осуществляет ФСВТС России.

Действуют также  соглашения о сотрудничестве между территориальными торгово-промышленными палатами России и иностранными палатами, а также партнерскими организациями за рубежом, в которых содержатся статьи о сотрудничестве в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Ряд нормативных  документов по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в  частности концепций и программ развития, подготовлен в субъектах  Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская обл., Тверская обл., Костромская обл., Самарская обл., Мурманская обл., республики Карелия и Чувашия и др.).

В целом, нормативное  правовое регулирование в сфере  выставочно-ярмарочной и конгрессной  деятельности значительно отстает  от других отраслей по степени нормативной обеспеченности. Прежде всего, отсутствует федеральный закон о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Международный опыт нормативного правового обеспечения  выставочно-ярмарочной и конгрессной  деятельности свидетельствует о  целесообразности внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, а также о необходимости разработки федерального закона, определяющего принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого выставочно-ярмарочного и конгрессного рынка в Российской Федерации.

 

    1. Направления совершенствования нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

 

Систему нормативного правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности целесообразно  привести в соответствие со сложившейся  в Российской Федерации иерархией  и структурой нормативных правовых документов, регулирующих деятельность основных отраслей экономики. Ее основой должен стать базовый федеральный закон «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации», комплекс национальных стандартов, регламентирующих требования к качеству и безопасности предоставляемых выставочно-ярмарочных и конгрессный услуг, федеральные целевые программы, стратегии и концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Региональные  нормативные документы, регламентирующие и отражающие специфику выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в отдельных субъектах Российской Федерации, должны включать в себя законы, нормативные акты органов исполнительной власти, стратегии, концепции, программы развития и поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности субъектов Российской Федерации.

Аналогичный по составу ряд нормативных документов может быть разработан и использован  на уровне местного самоуправления.

Отдельный блок в системе нормативного правового  регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности могут составить нормативные документы добровольного применения, разрабатываемые профессиональными объединениями предпринимателей, отдельными хозяйствующими субъектами. Сюда входят: корпоративные кодексы, стандарты организаций, правила добровольной сертификации и другие подобные документы.

Кроме того, анализ разделов действующего в Российской Федерации национального стандарта  ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения» на соответствие международным нормам показал, что основные положения стандарта гармонизированы с содержанием ISO 25639-1: 2008 «Выставки, шоу, ярмарки и конвенции» часть 1: Словарь. В тоже время содержание национального стандарта ориентировано на отечественную экономику и содержит ряд положений, детализирующих и расширяющих понятия, приведенные в международном стандарте.

За период действия национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения» приняты  изменения к классификаторам  технико-экономической информации, утверждены новые национальные стандарты и приняты изменения к ряду законов и постановлений. Данное обстоятельство дает основание актуализировать настоящий стандарт.

Кроме того, содержание национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 ориентировано на терминологию, но не адаптировано к ведению выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, не дает возможности выставочному сообществу оценивать качество и безопасность выставочных мероприятий и услуг. При этом, не применяется одна из функций стандартизации, предусмотренная законом «О техническом регулировании» – развитие добросовестной конкуренции среди участников рынка.

В целях решения  данной проблемы необходимо разработать  ряд национальных стандартов для  сферы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Первыми из этой серии стандартов должны быть: ГОСТ Р «Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения» и ГОСТ Р «Деятельность выставочно-ярмарочная. Общие требования».

Анализ соответствия национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения» положениям второго международного стандарта ISO 25639-2: 2008 «Выставки, шоу, ярмарки и конвенции» часть 2: Процедуры измерения в статистических целях» показал, что в нем отсутствуют международные нормы по оценке и измерению параметров в статистических целях. Отсюда можно сделать вывод, что два международных стандарта могут быть признаны в качестве национальных после проведения процедуры их адаптации.

В связи с  отсутствием в настоящее время  ряда элементов предлагаемой системы необходимо:

  • внести изменения и дополнения в некоторые положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность в части налогообложения; таможенного оформления; арендной платы за землю с выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов;, и т.д.;
  • разработать Концепцию федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации»;
  • разработать проект федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»;
  • разработать федеральную целевую программу «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года»;
  • перевести в статус национальных стандартов международные стандарты, разработанные ТК/ИСО (ПК) 237 «Выставочная терминология<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 13pt;

Информация о работе Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации