Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 03:42, курсовая работа
Цель исследования: изучить процесс становления и развития идей правового государства, а также выявить пути и проблемы становления правового государства в России. Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом: рассмотрение истории и эволюции понятия правового государства и его основные признаки; рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности; выделение проблем формирования правового государства в России.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Идеи правового государства………………………………………..………….5
Возникновение и развитие идеи правового государства…………….5
Развитие идеи правового государства в России……………………..12
2. Формирование правового государства в Российской Федерации ………...17
2.1. Исторические предпосылки становления начал правовой государственности в Росси…………………………………………………...…17
2.2. Факторы, отодвигающие перспективы правового государства в РФ..19
2.3. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности…………………………………..….23
2.4. Проблемы и перспективы построения правового государства в РФ..31
Заключение………………………………………………………………...…40
Список используемой литературы………………………………………….42
Однако в политическом классе, да и в обществе в целом, господствовали представления о том, что экономическая и политическая либерализация, разгосударствление (в том числе приватизация так называемой общенародной собственности) способны сами по себе преобразить Россию. А ведь еще П.И.Новгородцев сказал в 1923 году: «Наивная и незрелая политическая мысль обыкновенно полагает, что стоит только свергнуть старый порядок и провозгласить свободу жизни, всеобщее избирательное право и учредительную власть народа, и демократия осуществится сама собой... На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией, причем в случае наступления анархии ближайшим этапом политического развития бывают самые сильные суровые формы демагогического деспотизма»26.
Это очень близко к нашей реальности. «Водворившийся» в России образ настолько непривлекателен и далек от рисовавшегося в туманных представлениях о будущем, что оттолкнул от самой идеи преобразований большинство ее приверженцев.
Конечно, любые радикальные реформы и революции имеют свою оборотную сторону, проявляющуюся прежде всего в падении жизненного уровня населения. Но не это оттолкнуло от реформ большую часть народа, ведь через обнищание проходили многие страны, в том числе и Россия после революции и после Великой Отечественной войны. Тогда в чем же причина усиления и распространения ностальгически реставрационных настроений?
Во-первых, постсоветская власть не прошла своего рода морального теста перед обществом. Ведь людям в массе своей не интересны абстрактные для них новые конституционные принципы вроде разделения властей или презумпции невиновности. Они ждали в корне иного отношения к себе со стороны власти, государственного аппарата (государства); надеялись, что новая власть будет демонстрировать уважение к человеческому достоинству. Однако по большому счету все осталось по-старому, по-советски: за высокими декларациями о человеке как высшей ценности и уважении его прав следовали решения и многие действия, которые явно расходились с базовыми принципами.
Во-вторых, демократическая система предполагает подчинение, в том числе и власти, правовым нормам. Однако, ликвидировав мотив страха перед репрессивной партийно-государственной машиной, перед неправовой государственной силой, власть не сумела заменить образовавшийся вакуум если не уважением к праву, то поначалу хотя бы опасением перед санкциями за несоблюдение правовых норм. В итоге правовой порядок не только не появился, но общество не ощутило даже движения к нему, несмотря на принимавшиеся во множестве новые законы, казалось бы, пропитанные правовыми принципами.
Вот
почему оставшаяся нереализованной
идея «правового государства» естественным
образом заместилась идеей «
Основным
пороком государственно-
Существует и еще одна причина, по которой ни одна из крупных реформ государственного организма до конца так и не была завершена (ни военная, ни административная, ни судебная и полицейская). Эту причину можно охарактеризовать как приоритет экономических реформ перед государственно-правовыми.
Конечно, без радикальной либерализации экономики в начале 1990-х годов случилась бы катастрофа. Но довольно быстро «экономический блок» в системе новой власти оказался главенствующим и стал диктовать свою логику развития, в результате чего ведущую роль приобрели идеи приватизации государственной собственности, создания класса собственников. Государство же рассматривалось в основном как машина, помогающая или хотя бы не мешающая таким процессам. Само понятие «реформы» de facto обрело смысл сугубо экономических реформ.
Многие вопросы, связанные с формированием правового государства, останутся без ответа, если мы не определимся: какова роль личности в этих процессах; что нужно сделать, чтобы освободить ее от чрезмерной опеки; какие существуют противоречия между личностью и государством и каков механизм их разрешения.
Ряд
публикаций последнего времени показывает
актуальность этой проблемы, причем подчеркивается,
что личность со всеми ее социальными
свойствами (правами и обязанностями,
свободой и ответственностью, сознанием,
культурой, нравственно-гуманистическими
началами) качественно характеризует
правовое государство, ибо в проводимых
преобразованиях
Все
государственные органы должны стать
реальным средством обеспечения
достойных условий жизни
В России не очень популярна идея законопослушания. Но было бы ошибкой утверждать, что правовой нигилизм присущ природе россиян, а потому создание у нас правового государства фатально бесперспективно. Это неверно, перспективы формирования правового государства в России достаточно благоприятны. Но такая государственность станет возможной лишь тогда, когда право позитивное начнет сближаться с правом естественным - как в нормотворчестве, так и в правоприменении.
Это находит, по сути, зеркальное отражение в делах с правами человека — универсальном демократическом институте, выработанном за столетия цивилизованным человечеством. И хотя сегодня в России они подвергаются серьезным испытаниям, они звучат все ярче.
Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня и в обозримом будущем стать одним из важнейших объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства, гармоничного сочетания интересов личности и государства, центра и регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений.
Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. Мало что изменилось, когда уполномоченный по правам человека С.А.Ковалев в своем докладе о соблюдении прав человека и формировании правового государства в России написал: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти. Россия никогда не станет ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятным для каждого рабочим механизмом решения общих задач»27.
Итак, подведем итог, насколько же наша страна приближена к идеалам правового государства сегодня и что служит этому препятствием?
Для формирования правового государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.
В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдается спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур.
В
политической сфере необходимо дальнейшее
развитие демократических, федеративных
начал, местного самоуправления, создание
оптимального баланса ветвей власти,
формирование подлинного политического
плюрализма, повышение уровня участия
народа в политических процессах
и т.д. Между тем участие народа,
разочаровавшегося в реформах, настолько
низкое, что в законах о выборах
органов субъектов федерации
для признания выборов
В правовой сфере сделаны определённые шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т.д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ, конституции республик и уставы областей, краёв, автономных округов как субъектов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т.д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.
В
идеологической сфере непременным
условием для правового государства
являются повышение уровня политической
и правовой культуры, искоренение
правового нигилизма, прежде всего
в государственном аппарате, оздоровление
нравственного климата в
И все-таки главное даже не в незавершенности государственно-правовых реформ, а в том, что общество по-прежнему не ощущает направленности реформ на изменение сути самого властвования, на превращение государственного аппарата в систему обслуживания общих интересов, на перестройку институтов для принципиально иной философии общественной жизни - философии свободного творчества и солидарности.