Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 03:42, курсовая работа
Цель исследования: изучить процесс становления и развития идей правового государства, а также выявить пути и проблемы становления правового государства в России. Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом: рассмотрение истории и эволюции понятия правового государства и его основные признаки; рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности; выделение проблем формирования правового государства в России.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Идеи правового государства………………………………………..………….5
Возникновение и развитие идеи правового государства…………….5
Развитие идеи правового государства в России……………………..12
2. Формирование правового государства в Российской Федерации ………...17
2.1. Исторические предпосылки становления начал правовой государственности в Росси…………………………………………………...…17
2.2. Факторы, отодвигающие перспективы правового государства в РФ..19
2.3. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности…………………………………..….23
2.4. Проблемы и перспективы построения правового государства в РФ..31
Заключение………………………………………………………………...…40
Список используемой литературы………………………………………….42
Но сегодня правовое государство с названными признаками предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, социальный идеал, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.
Современному
российскому обществу еще далеко
до достижения идеалов правового
государства, но двигаться в этом
направлении необходимо.
2.Правовое государство в России: теория, практика и перспективы
2.1. Исторические предпосылки становления правового государства в России
Итак, Россия долгое время была типичным традиционным обществом. Наиболее важными вехами на пути развития благодаря процессам модернизации были реформы Петра I и Александра II, большевистская революция и советская эпоха, решившие задачу ускоренного индустриального развития страны. В такие эпохи происходило активное заимствование элементов западной культуры, прежде всего науки, технологии и обеспечивающей их системы образования.
Что
же касается политического строя
России, то при всех его изменениях
он всегда был далек от идеалов
демократии и прав человека. Каждая
«догоняющая модернизация»
В
послеоктябрьский период в нашей
стране в силу объективных и субъективных
факторов идеи правового государства
вначале были поглощены требованиями
революционного правосознания, а затем
полностью исключены из реальной
жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении
реальной власти в руках партийно-
Реальные демократические преобразования в нашей стране в праве начались со второй половины 80-х годов в период перестройки, особенно после поражения августовского (1991г) путча. Так, получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
В
советский период не было создано
предпосылок формирования правового
государства. Система политической
юстиции, практика массовых репрессий,
нарушения конституции во имя
политической целесообразности и т.п.
- все это выступало явным
Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-информационные реальности России коренным образом отличаются от предпосылок формирования правовой государственности в странах Запада. Поэтому прямая ориентация процесса политического реформирования России на западные образцы формирования современной правовой государственности научно необоснованна. Успешное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации путей формирования необходимых предпосылок и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.
2.2. Факты, отодвигающие перспективы правового государства в РФ
Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако при практической реализации продекламированного факта возникает масса причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.
Одна из причин – это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.
Считаю,
что наибольшее и непосредственное
воздействие на формирование правового
государства оказывает политиче
В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится нецелесообразность, проявляющаяся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на "авось".
Затяжная
весна и короткое лето, за которое
нужно все успеть, порождали в
России склонность к длительной летаргии,
пассивности, сменяемой бурной активностью.
С этим связана традиционная ориентация
отдельных людей и всего
Одним из проявлений повышенного радикализма (решительности) русского характера являются такие его черты, как забвение прошлого, нигилизм, пренебрежительное отношение к истории. Своего рода оборотной стороной нелогичности русского менталитета являются мечтательность, романтизм, стремление к высоким идеалам, чему-то абсолютному.
Формирование русской культуры неразрывно связано с влиянием православия. Однако его восприятие российским сознанием было преимущественно символическим, делающим религию высоким идеалом. Ослабленное в годы коммунистического правления православие не смогло дойти до сердца и ума большинства россиян, уступая место в этом западным проповедникам. Образовавшийся вследствие крушения старых и отсутствия новых символов веры ценностно-идеологический вакуум под воздействием кризисной или даже катастрофической социально-экономической и политической ситуации привели к резкому падению значимости социальных норм и к криминализации общества, что негативно отразилось на состоянии государственности.
Российской
политической культуре свойственен
коллективизм, выражающийся, прежде всего,
в формах общинности и соборности.
Коллективизм может сдерживать развитие
личности, проявление индивидуальной
инициативы и ответственности. В
то же время такие его черты, как
солидарность, взаимовыручка, чувство
личной безопасности и защищенности,
причастности к общему делу и личной
значимости, общительность, духовное единение
людей, высокая мобилизационная
способность для достижения общих
целей необходимы для создания сильного,
сплоченного государства и
В
России веками бытовало убеждение, что
государство - хотя и внешняя, чуждая
подавляющему большинству населения
сила, однако же, необходимо народу для
того, чтобы уберечь его от самого
себя, от склонности к анархии и
беспорядкам и обеспечить "душевную
дисциплину", безопасность и подчинение
людей общему делу. Отношения подданных
к власти в России традиционно
носили личный, патриархальный характер.
Личностное восприятие властных отношений
снижает возможности их рационализации,
контроль и требовательность к должностным
лицам и их ответственность, благоприятствует
развитию протекционизма и круговой
поруки, осложняет строительство
правовой демократической
Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они основывались на существовании в стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской собор, земство, советы, производственная демократия, элементы демократии в коммунистической политической системе и т.д. Российское понимание демократии имело свою специфику, проявляющуюся, прежде всего в отождествлении демократии с прямыми формами народного волеизъявления и в доминировании общего, коллективного начала над индивидуальным.
По
моему мнению, в РФ формирование
правового государства идет очень
медленно и займет еще много времени,
к тому есть свои объективные и субъективные
причины. Движение к этой цели в значительной
мере будет зависеть от решения ряда первоочередных
проблем: укрепления государственной
власти, федерализма, развития гражданского
общества, соблюдения, принципов социальной
справедливости. Кроме того, важна гражданская
позиция каждого человека, необходимо
защитить элементы правового государства,
поднять на это все созидательные силы
- либеральные, демократические, социалистические
и, прежде всего, ограничить самодержавие,
укрепить парламент.
Понятие правового государства, как мы уже выяснили в ходе работы, многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.
Для формирования правового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя. Для этого нужны определённые предпосылки и дальнейшие преобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеале достижение этого понятия. Однако стремиться к этому можно и нужно.
Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное и светское государство.
В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности - гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).
Можно выделить основные признаки правового государства, закрепленные в российской Конституции:
1) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ (в полной мере проявляется в гл.2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина) и многие законы.
В современном российском обществе права человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого, по мнению Е.А.Лукашевой, связана не только с историческими традициями России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда «распалась связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан, общественное сознание противоречиво и конфликтно. К тому же государственные структуры пока еще далеки от осознания значимости прав и свобод человека. Озабоченность собственными интересами заслоняет от них конституционное требование, согласно которому признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.