Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 03:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить процесс становления и развития идей правового государства, а также выявить пути и проблемы становления правового государства в России. Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом: рассмотрение истории и эволюции понятия правового государства и его основные признаки; рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности; выделение проблем формирования правового государства в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Идеи правового государства………………………………………..………….5
Возникновение и развитие идеи правового государства…………….5
Развитие идеи правового государства в России……………………..12
2. Формирование правового государства в Российской Федерации ………...17
2.1. Исторические предпосылки становления начал правовой государственности в Росси…………………………………………………...…17
2.2. Факторы, отодвигающие перспективы правового государства в РФ..19
2.3. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности…………………………………..….23
2.4. Проблемы и перспективы построения правового государства в РФ..31
Заключение………………………………………………………………...…40
Список используемой литературы………………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.91 Кб (Скачать)

     Но  сегодня правовое государство с названными признаками предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, социальный идеал, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.

     Современному  российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового  государства, но двигаться в этом направлении необходимо. 
 
 
 
 
 

     2.Правовое государство в России: теория, практика и перспективы

     2.1. Исторические предпосылки становления правового государства в России

     Итак, Россия долгое время была типичным традиционным обществом. Наиболее важными вехами на пути развития благодаря процессам модернизации были реформы Петра I и Александра II, большевистская революция и советская эпоха, решившие задачу ускоренного индустриального развития страны. В такие эпохи происходило активное заимствование элементов западной культуры, прежде всего науки, технологии и обеспечивающей их системы образования.

     Что же касается политического строя  России, то при всех его изменениях он всегда был далек от идеалов  демократии и прав человека. Каждая «догоняющая модернизация» проводилась  сильной деспотической властью, насильственно насаждавшей нормы, привычки, способы деятельности, которые  были чаще всего чужды устоявшимся  стереотипам народного сознания. «Догоняющие модернизации» сопровождались видоизменением этих стереотипов, и  в то же время сохраняли их некоторое  ядро. В России никогда народ не чувствовал себя и не осознавал себя живущим в едином для всех правовом поле, и, конечно же, не верил в  правовое государство. Привычную для  России систему бесправия народ  характеризовал в известных поговорках: «с сильным не судись, с богатым  не рядись», «закон, что дышло» и  т.д.

     В послеоктябрьский период в нашей  стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства  вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем  полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию  в теории и на практике правовой организации общественной жизни  на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.

     Реальные  демократические преобразования в  нашей стране в праве начались со второй половины 80-х годов в  период перестройки, особенно после  поражения августовского (1991г) путча. Так, получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

     В советский период не было создано  предпосылок формирования правового  государства. Система политической юстиции, практика массовых репрессий, нарушения конституции во имя  политической целесообразности и т.п. - все это выступало явным антиподом  правовому обществу, и только с  принятием в 1993 году Конституции  РФ начался процесс создания этого  государства в России.

     Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-информационные реальности России коренным образом отличаются от предпосылок формирования правовой государственности в странах  Запада. Поэтому прямая ориентация процесса политического реформирования России на западные образцы формирования современной правовой государственности  научно необоснованна. Успешное строительство  у нас правового государства  возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации путей  формирования необходимых предпосылок  и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.

2.2. Факты, отодвигающие перспективы правового государства в РФ

     Формирование  правового государства в нашей  стране закреплено в Конституции. Однако при практической реализации продекламированного  факта возникает масса причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового  государства.

     Одна  из причин – это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

     Считаю, что наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового  государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные привычки политического поведения людей. Поэтому на этой причине становлюсь чуть подробнее.23

     В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной  политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится  нецелесообразность, проявляющаяся  в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации  собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на "авось".

     Затяжная  весна и короткое лето, за которое  нужно все успеть, порождали в  России склонность к длительной летаргии, пассивности, сменяемой бурной активностью. С этим связана традиционная ориентация отдельных людей и всего государства  на неритмичность, аврал, массовый героизм, склонность к крайностям.

     Одним из проявлений повышенного радикализма (решительности) русского характера  являются такие его черты, как  забвение прошлого, нигилизм, пренебрежительное  отношение к истории. Своего рода оборотной стороной нелогичности русского менталитета являются мечтательность, романтизм, стремление к высоким  идеалам, чему-то абсолютному.

     Формирование  русской культуры неразрывно связано  с влиянием православия. Однако его  восприятие российским сознанием было преимущественно символическим, делающим религию высоким идеалом. Ослабленное  в годы коммунистического правления  православие не смогло дойти до сердца и ума большинства россиян, уступая место в этом западным проповедникам. Образовавшийся вследствие крушения старых и отсутствия новых символов веры ценностно-идеологический вакуум под воздействием кризисной или даже катастрофической социально-экономической и политической ситуации привели к резкому падению значимости социальных норм и к криминализации общества, что негативно отразилось на состоянии государственности.

     Российской  политической культуре свойственен  коллективизм, выражающийся, прежде всего, в формах общинности и соборности. Коллективизм может сдерживать развитие личности, проявление индивидуальной инициативы и ответственности. В  то же время такие его черты, как  солидарность, взаимовыручка, чувство  личной безопасности и защищенности, причастности к общему делу и личной значимости, общительность, духовное единение людей, высокая мобилизационная  способность для достижения общих  целей необходимы для создания сильного, сплоченного государства и жизнестойкой демократии.24

     В России веками бытовало убеждение, что  государство - хотя и внешняя, чуждая подавляющему большинству населения  сила, однако же, необходимо народу для  того, чтобы уберечь его от самого себя, от склонности к анархии и  беспорядкам и обеспечить "душевную дисциплину", безопасность и подчинение людей общему делу. Отношения подданных  к власти в России традиционно  носили личный, патриархальный характер. Личностное восприятие властных отношений  снижает возможности их рационализации, контроль и требовательность к должностным  лицам и их ответственность, благоприятствует развитию протекционизма и круговой поруки, осложняет строительство  правовой демократической государственности. Поэтому четкая формализация политико-управленческих отношений должна стать у нас  приоритетной задачей государственного строительства.

     Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории  и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они основывались на существовании в стране таких  демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской  собор, земство, советы, производственная демократия, элементы демократии в коммунистической политической системе и т.д. Российское понимание демократии имело свою специфику, проявляющуюся, прежде всего в отождествлении демократии с прямыми формами народного волеизъявления и в доминировании общего, коллективного начала над индивидуальным.

     По  моему мнению, в РФ формирование правового государства идет очень  медленно и займет еще много времени, к тому есть свои объективные и субъективные причины. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем: укрепления государственной власти, федерализма, развития гражданского общества, соблюдения, принципов социальной справедливости. Кроме того, важна гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы - либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.  Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности

     Понятие правового государства, как мы уже  выяснили в ходе работы, многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

     Для формирования правового государства  в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что  на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя. Для этого нужны  определённые предпосылки и дальнейшие преобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеале достижение этого понятия. Однако стремиться к этому можно и нужно.

     Действующая конституция РФ, принятая на всенародном  референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала  РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской  формой правления. Кроме того, Конституция  определяет РФ как социальное и светское государство.

     В Конституции РФ нашли свое признание  и нормативное закрепление все  три основных аспекта правовой государственности - гуманитарно-правовой (права и свободы  человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и  требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

     Можно выделить основные признаки правового  государства, закрепленные в российской Конституции:

     1) Высший приоритет  прав и свобод  человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ (в полной мере проявляется в гл.2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина) и многие законы.

     В современном российском обществе права  человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого, по мнению Е.А.Лукашевой, связана не только с историческими традициями России, в которой права человека никогда не занимали достойного места  ни в общественном сознании, ни в  государственной практике. Она коренится  и в нынешней ситуации, когда «распалась связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан, общественное сознание противоречиво  и конфликтно. К тому же государственные  структуры пока еще далеки от осознания  значимости прав и свобод человека. Озабоченность собственными интересами заслоняет от них конституционное  требование, согласно которому признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Информация о работе Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы