Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 03:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить процесс становления и развития идей правового государства, а также выявить пути и проблемы становления правового государства в России. Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом: рассмотрение истории и эволюции понятия правового государства и его основные признаки; рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности; выделение проблем формирования правового государства в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Идеи правового государства………………………………………..………….5
Возникновение и развитие идеи правового государства…………….5
Развитие идеи правового государства в России……………………..12
2. Формирование правового государства в Российской Федерации ………...17
2.1. Исторические предпосылки становления начал правовой государственности в Росси…………………………………………………...…17
2.2. Факторы, отодвигающие перспективы правового государства в РФ..19
2.3. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности…………………………………..….23
2.4. Проблемы и перспективы построения правового государства в РФ..31
Заключение………………………………………………………………...…40
Список используемой литературы………………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.91 Кб (Скачать)

     В нынешних условиях чрезвычайно важно  защитить права особо уязвимых групп  населения - вынужденных переселенцев и беженцев, военнослужащих, детей, женщин, инвалидов, пенсионеров, лиц, лишенных свободы и др. Правовое государство - высокий титул, который не может  быть у государства, не способного обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Вот почему современное мировое  развитие показывает, что правовое государство должно быть социальным. Только такое единство свойств государства  способно обеспечить все права человека - и политические и экономические, и социальные, и культурные. Для  России - это большая цель, пока еще  весьма отдаленная.

     Права человека - это явление, имеющее не только юридические, но и нравственные, и социокультурные характеристики. Поэтому на неблагоприятное положение  дел с правами человека влияет и нравственное состояние общества, и уровень культуры населения, на которое обрушиваются потоки низкопробной литературы, пошлой рекламы, СМИ, пытающихся привлечь к себе внимание сенсациями, сплетнями, оккультными сообщениями. Все это пагубно отражается на нравственности и культуре народа, унижает его достоинство. Просветительские, образовательные телевизионные программы, посвященные правам человека, практически отсутствуют. Люди плохо знают свои права, даже конституционные и не умеют их отстаивать.

     В России  отсутствуют специальные  правовые механизмы, обеспечивающие права  и свободы российских граждан,  их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются,  но реально в  жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод. К подобным нарушениям можно отнести преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.

     2) Независимость суда  как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур.

     Принцип независимости суда прямо закреплен  в ст. 120 Конституции РФ, он также  обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости  и неприкосновенности судей, устанавливаются  демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции РФ указывается на исключительное право  суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен  своего имущества иначе, как по решению суда - ст.35 Конституции РФ).

     3) Верховенство конституции  по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились.

     В Конституции РФ закреплен названный  принцип, устанавливается (ст. 15), что  Конституция РФ имеет высшую юридическую  силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все  должностные лица — от главы государства  до рядового чиновника — обязаны  действовать в соответствии с  правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы  своей компетенции есть нарушение  принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в  жизнь гражданского общества.

     Не  всегда соблюдается принцип верховенства закона. Странным выглядит, например, предложение  Президента РФ В.В.Путина о назначении губернаторов «сверху». Так народ постепенно отстраняется от участия в политической жизни страны. В то же время в Конституции РФ указано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» (ст. 3 Конституции РФ). Кроме того, в России отсутствует система отзыва народных представителей из законодательных (как местных, так и центральных) органов власти. Таким образом, не в полной мере исполняется принцип выборности и сменяемости центральных и местных органов.

     Достаточно  распространенной является практика принятия представительными и исполнительными  органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным  законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Так, например часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения.

     4) Приоритет международного  права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.

     В Конституции РФ (ч.4 ст. 15) принцип  приоритета международного права как  бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в  случае расхождения правил закона и  правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

     5) принцип разделения  властей. Необходимо упомянуть и о несоответствии теории с реальностью в принципе разделения властей.

     Принцип разделения властей в Конституции  закреплен таким образом, что  законодательная власть не способна организовать действенный парламентский  контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению  реализации федеральных законов.

     Это видно не только потому, что касается функций Совета Федерации, который  состоит из представителей исполнительных органов, но наделён большими законодательными полномочиями, но, прежде всего, потому, что в институте президентства  оказались сосредоточенны важнейшие  функции как исполнительной, так  и законодательной власти. Теоретики  спорят о том, соответствует ли принципу разделения властей такое сосредоточение власти в руках президента, причём в условиях, когда он не относится  ни к органам законодательной, ни к органам исполнительной власти. Президент как бы координирует все три власти. На мой взгляд, здесь прослеживается явное противоречие.

     Также «единоличное» право президента без согласия парламента назначать  ключевых министров и даже практически  произвольно распускать Государственную  Думу выходит за рамки существующего  принципа. Подобный «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной  и судебной властями, нарушает систему  взаимных  «сдержек и противовесов», что оставляет соблазн при  удобном случае воспользоваться  этим с корыстными побуждениями, в  целях восстановлении справедливости перераспределить эту власть, в том  числе и в произвольном порядке. Поэтому, в современной России принцип  разделения властей только провозглашен, на практике же он фактически не действует.

     Какие же условия необходимы России для  успешного формирования правового  государства? Прежде   всего,  это достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Знание основ законодательства предусмотрено учебными планами учебных заведений, но не даёт глубоких знаний (за исключением юридических факультетов), так как слабо подкрепляется СМИ.

     Важным  условием и предпосылкой правового  государства является создание внутренне  единого и непротиворечивого  законодательства. В России процесс  создания такого законодательства проходит очень медленно. Как говорилось выше, законодательные акты на местах не редко противоречат федеральным  законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным  фактором в движении к правовому  государству. Содержание законов зачастую трудно понять рядовым гражданам, некоторые нормативные акты имеют неоднозначное толкование.

    В правовом государстве не должны акты доминировать в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов.

    В России и других странах, ставящих своей  целью формирований правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных  актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными призывами и установками.

     До  последнего времени население практически  не могло оказывать влияние на разработку и принятие законов, хотя каждый имеет право обратиться со своим законопроектом к субъекту, обладающим правом законодательной  инициативы. В последнее время  проекты некоторых законов публикуются  в Интернете (Федеральный закон  от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"). На мой взгляд, эта практика имеет  положительный характер, так как  граждане могут комментировать и  корректировать законопроект, предлагать статьи.

     Для правового государства свойственно  преобладание среднего класса, заинтересованного  в развитии и стабильности общества и достаточно материально обеспеченного. Но в действительности произошло  размывание среднего класса. Общество расслоилось на очень богатых  и очень бедных (хотя, не отрицаю, в последнее время увеличивается  количество люди со средним достатком). Большой рост безработицы и неплатежей приводит к росту экономических  преступлений (краж, грабежей), преступлений против личности (убийств); низкий уровень  заработной платы – к снижению исполнительской дисциплины, а в  государственном аппарате зачастую и к коррупции.

     Формируя  правовое государство, нужно проводить  преобразования во всех сферах жизни  общества одновременно. Нельзя улучшать законодательство, но в то же время  ставить население в ещё более  плохие экономические условия.

    Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.

     Таким образом, конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. У  России еще много задач, связанных  с построением правового государства, одна из которых состоит в том, чтобы, наконец, преодолеть застарелый порок российской власти - тенденцию  к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему  разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень  трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей  конституции, не откладывая дело до прихода  к власти ее противников.25 Другая важная задача состоит в доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. 

2.4. Проблемы и перспективы построения правового государства в РФ

     Реформы 1990-х годов, осуществляемые в постсоветской  России, как мы уже выяснили, пока не привели к правовому обществу. Эта проблема по-прежнему остается одной из ключевых в нашем жизнеустройстве  и в государственном строительстве. И хотя в ч.1 ст.1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация  — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», правовое государство - это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

     Одной из самых существенных ошибок российского  переустройства стало то, что реформаторы  пошли в общем-то по самому легкому  пути - пути освобождения: от цензуры, политических, духовных и экономических запретов. Этот путь в кратковременном плане  всегда приносит лавры. Однако, следуя по нему в долгосрочном плане, невозможно провести переустройство страны. России, наряду с освобождением, требовалось  планомерное, последовательное и системное  преображение государственности на новых мировоззренческих основах.

Информация о работе Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы