Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 03:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить процесс становления и развития идей правового государства, а также выявить пути и проблемы становления правового государства в России. Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом: рассмотрение истории и эволюции понятия правового государства и его основные признаки; рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности; выделение проблем формирования правового государства в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Идеи правового государства………………………………………..………….5
Возникновение и развитие идеи правового государства…………….5
Развитие идеи правового государства в России……………………..12
2. Формирование правового государства в Российской Федерации ………...17
2.1. Исторические предпосылки становления начал правовой государственности в Росси…………………………………………………...…17
2.2. Факторы, отодвигающие перспективы правового государства в РФ..19
2.3. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности…………………………………..….23
2.4. Проблемы и перспективы построения правового государства в РФ..31
Заключение………………………………………………………………...…40
Список используемой литературы………………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.91 Кб (Скачать)

     Важной  вехой в развитии идей правовой государственности  стала их философская разработка в трудах Канта и Гегеля. Кант выступил с философским обоснованием либеральной теории правового государства. Он обосновал  и  детально   разработал  философскую    основу    теории правового    государства,    центральное    место  в   которой   занимает    человек, личность.   Философ рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»5 и считал, что «наилучший тот строй, где власть принадлежит не людям, а законам»6. Благо государства по Канту состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через категорический императив. Реализация требований категорического императива государственности предстает у Канта как правовая организация государства с разделением властей.7

     Хотя  Кант не употреблял  ещё термина  «правовое государство», но он использовал  такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовых отношениях государственное  устройство», «гражданско-правовое состояние».

     Если  у Канта правовые законы и правовое государство — это долженствование, то у Гегеля они — действительность, т. е. практическая реализованность  разума в определенных формах наличного  бытия людей -«Правовые законы - это  законы, идущие от людей»8.

     В XX в. многие либеральные авторы выступили против гегелевской философии права и государства как одного из теоретических оснований идеологии и практики фашизма, национал-социализма и вообще всех разновидностей современного деспотизма и тоталитаризма. Однако подлинное содержание гегелевской концепции правового государства свидетельствует об ошибочности и несостоятельности подобных обвинений.

     Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а  именно - конкретное право, т.е., развитое и содержательно богатое право, вся система права, включающая в себя признание всех остальных, более абстрактных прав — прав личности, семьи и общества. С тем обстоятельством, что государство как наиболее конкретное право стоит на вершине правовой пирамиды, связано гегелевское возвышение государства над индивидами и обществом, восхваление его в качестве «шествия Бога в мире»9. Все это подтверждает, что Гегель — этатист (государственник). Но Гегель — правовой этатист, он обосновывает, восхваляет и обожествляет именно правовое государство, он подчиняет права индивидов и общества государству не как аппарату насилия, а как более высокому праву — всей системе права. А «система права есть царство осуществленной свободы»10. Иными словами, Гегель философски восхваляет государство как наиболее развитую действительность свободы.

     В целом вся гегелевская конструкция  правового государства прямо  и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех внеправовых  форм применения силы со стороны частных  лиц, политических объединений и  властных институтов. Осмысление гегелевской  концепции государства в контексте  современных знаний о тоталитаризме  позволяет В.С.Нерсесянцу уверенно утверждать: этатизм против тоталитаризма.11

     Учение  Гегеля и Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием их идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р.Моль, В.Велъкер, Р.Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение.

     Термин  «правовое государство» (по-немецки Rechtsstaat) впервые ввёл в оборот Р. Моль. Он рассматривал правовое государство  как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счёту после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.

     В последующем этот термин получил  широкое распространение в разных странах, в том числе и в  России. Его признавали такие ученые как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, П.И. Палиенко и др. Так, В.М. Гессен писал: "Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных  и судебных функций связано и  ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"12.

     При всем многообразии взглядов на сущность правового государства можно  констатировать общую синтезирующую  основу, прямо или косвенно выводимую  из большинства учений о правовом государстве, — стремление к справедливому общественному устройству, эпицентром которого является человеческая личность.

     Теория  правового государства сегодня  вовсе не застывшая догма. Она  развивается, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического  опыта. Вместе с тем следует помнить, что «в юридической науке никогда  не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового  государства»13. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д. 
 
 
 

     1.2. История развития  идеи правового  государства в  России

     В России идеям о правовой государственности  предшествовали и оказали влияние  на их формирование разработки И.Посошкова, изложенные в «Книге о скудности  и богатстве» (1724 г.), С.Десницкого в  «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.Сперанского, а также  революционные высказывания А.Радищева, П.Пестеля, Н.Муравьева, А.Герцена, Н.Огарева, Н.Чернышевского.14

     Идеи  правового государства, нередко  именовавшегося «государством законности», «государством правопорядка» и  пр., наряду с идеями права гуманизма  и справедливости, играли значительную роль в формировании и развитии правового  сознания российских граждан, в особенности, интеллигенции, на протяжении весьма длительного  периода истории; начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.

     Так в стране на протяжении весьма длительного  времени широко культивировались не только самодержавные политические и правовые идеи, но и постепенно усиливались в сфере государственной  и правовой жизни демократические  мотивы.

     Об  этом свидетельствуют не только академические  издания в виде книг, брошюр и  статей, посвященные проблемам демократической  организации общества или правового  государства. На это же указывают  и некоторые изданные в дореволюционный  период нормативно-правовые акты.

      Среди них можно, в частности, выделить Указ Александра I от 1 января 1810 г. об учреждении Государственного Совета, состоящего из особ, «доверенностью нашею в сословие сие призываемых». Несмотря на то, что Совет по существу был орган совещательный и не подрывал прерогатив самодержавной власти, тем не менее, он знаменовал собой определенный сдвиг в сторону ее рассредоточения.

     Более целенаправленное и академическое  отражение идеи правового государства  получили в работах по теории и  философии права. Так, к убеждению  о наличии твердых принципов  и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, пришел П.Новгородцев.15 К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н.Коркунов.16 «Право, - писал Б.Кистяковский, - должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям – это значит извращать его природу»17.

     Б.Кистяковский считал правовое государство высшей формой государственности: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. Ограничение власти создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав»18. В этом и состоит понимание сущности и назначения правового государства. С.А.Котляревский подчеркивал, что идея правового государства «есть зрелый плод той долгой борьбы за право, которая представляет одну из важнейших глав в истории человеческой цивилизации и, выросши на этой, веками возделанной почве, она может безопасно встретить напряженную переоценку ценностей, подъем волны и скепсиса, критики»19. Главное назначение правового государства, согласно С.А.Котляревскому, - быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справедлив.

     В.Гессен понимал правовое государство как парламентский строй, основанный на началах последовательной демократии. Предпринимая попытку дать определение понятия правового государства, ученый писал: «Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним... Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти; такая подзаконность предполагает обособление властей -отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой»20.

     Б.А.Кистяковский ошибочно полагал, что высшей формой правового государства будет  государство социалистическое. Аналогичных  взглядов придерживался и П.И.Новгородцев, говоря о якобы возможном соединении идей правового государства с  социалистической организацией общества. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы.

     Советское правоведение принципиально не признавало понятия «правовое государство». Мысль о том, что право, понимаемое или как надклассовая норма долженствования, или как абстрактная всеобщая справедливость, или как "естественные" права человека, господствует над государством, над политической властью, связывает и ограничивает ее в существе своем есть прикрытие классовой диктатуры»21.

     Такой подход для советской юридической  науки к категории правового  государства был естествен. И  только, начатая М.Горбачевым либерализация  коммунистического режима, известная  как «перестройка», не могла не сказаться и на юридической мысли. Те сомнения, которые многие ученые-юристы не могли высказать, не рискуя потерять работу и даже свободу, при ослаблении идеологических пут стало вырываться наружу. Так, в нашей стране заговорили о том, что только в правовом государстве могут быть реально защищены права человека.22

     Именно  в этот период были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты  все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей  предержащих тем.

     Во  вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы  принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной  самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 г впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

     Общая логика процесса либерализации, охватившего  постепенно все сферы жизни - от духовной до экономической, - обусловила и общественное отношение к понятию правового  государства. Оно быстро стало популярным. К этому времени (примерно 1989-1992 годы) относится большое число публицистических выступлений видных российских юристов, разъясняющих смысл данного понятия. И эти разъяснения соответствовали уже классической концепции правового государства.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, какое же государство  можно считать правовым и какими признаками обладает такое государство.

     Правовое  государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.

     Выделяют определенные признаки правового государства: разделение властей; верховенство закона во всех сферах жизни общества; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; социальная и юридическая защищенность личности; недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; контроль общества за властью; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм); взаимная ответственность человека и государства; стабильность законности и правопорядка в обществе; преодоление правового нигилизма в массовом сознании и выработка высокой политико-правовой грамотности.

Информация о работе Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы