Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 03:42, курсовая работа
Цель исследования: изучить процесс становления и развития идей правового государства, а также выявить пути и проблемы становления правового государства в России. Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом: рассмотрение истории и эволюции понятия правового государства и его основные признаки; рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности; выделение проблем формирования правового государства в России.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Идеи правового государства………………………………………..………….5
Возникновение и развитие идеи правового государства…………….5
Развитие идеи правового государства в России……………………..12
2. Формирование правового государства в Российской Федерации ………...17
2.1. Исторические предпосылки становления начал правовой государственности в Росси…………………………………………………...…17
2.2. Факторы, отодвигающие перспективы правового государства в РФ..19
2.3. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности…………………………………..….23
2.4. Проблемы и перспективы построения правового государства в РФ..31
Заключение………………………………………………………………...…40
Список используемой литературы………………………………………….42
Важной вехой в развитии идей правовой государственности стала их философская разработка в трудах Канта и Гегеля. Кант выступил с философским обоснованием либеральной теории правового государства. Он обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Философ рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»5 и считал, что «наилучший тот строй, где власть принадлежит не людям, а законам»6. Благо государства по Канту состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через категорический императив. Реализация требований категорического императива государственности предстает у Канта как правовая организация государства с разделением властей.7
Хотя
Кант не употреблял ещё термина
«правовое государство», но он использовал
такие близкие по смыслу понятия,
как «правовое гражданское
Если
у Канта правовые законы и правовое
государство — это
В XX в. многие либеральные авторы выступили против гегелевской философии права и государства как одного из теоретических оснований идеологии и практики фашизма, национал-социализма и вообще всех разновидностей современного деспотизма и тоталитаризма. Однако подлинное содержание гегелевской концепции правового государства свидетельствует об ошибочности и несостоятельности подобных обвинений.
Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно - конкретное право, т.е., развитое и содержательно богатое право, вся система права, включающая в себя признание всех остальных, более абстрактных прав — прав личности, семьи и общества. С тем обстоятельством, что государство как наиболее конкретное право стоит на вершине правовой пирамиды, связано гегелевское возвышение государства над индивидами и обществом, восхваление его в качестве «шествия Бога в мире»9. Все это подтверждает, что Гегель — этатист (государственник). Но Гегель — правовой этатист, он обосновывает, восхваляет и обожествляет именно правовое государство, он подчиняет права индивидов и общества государству не как аппарату насилия, а как более высокому праву — всей системе права. А «система права есть царство осуществленной свободы»10. Иными словами, Гегель философски восхваляет государство как наиболее развитую действительность свободы.
В
целом вся гегелевская
Учение Гегеля и Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием их идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р.Моль, В.Велъкер, Р.Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение.
Термин «правовое государство» (по-немецки Rechtsstaat) впервые ввёл в оборот Р. Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счёту после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.
В
последующем этот термин получил
широкое распространение в
При всем многообразии взглядов на сущность правового государства можно констатировать общую синтезирующую основу, прямо или косвенно выводимую из большинства учений о правовом государстве, — стремление к справедливому общественному устройству, эпицентром которого является человеческая личность.
Теория
правового государства сегодня
вовсе не застывшая догма. Она
развивается, постоянно наполняясь
новым содержанием по мере накопления
в истории человечества правовых
и нравственных традиций и политического
опыта. Вместе с тем следует помнить,
что «в юридической науке никогда
не существовало, не существует и сейчас
единой общепризнанной концепции правового
государства»13. Она может обосновываться
и разрабатываться с разных мировоззренческих
позиций, в рамках различных типов правопонимания,
отражать реалии различных национальных
политических и правовых систем и т.д.
1.2. История развития идеи правового государства в России
В России идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И.Посошкова, изложенные в «Книге о скудности и богатстве» (1724 г.), С.Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.Сперанского, а также революционные высказывания А.Радищева, П.Пестеля, Н.Муравьева, А.Герцена, Н.Огарева, Н.Чернышевского.14
Идеи правового государства, нередко именовавшегося «государством законности», «государством правопорядка» и пр., наряду с идеями права гуманизма и справедливости, играли значительную роль в формировании и развитии правового сознания российских граждан, в особенности, интеллигенции, на протяжении весьма длительного периода истории; начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.
Так
в стране на протяжении весьма длительного
времени широко культивировались не
только самодержавные политические
и правовые идеи, но и постепенно
усиливались в сфере
Об
этом свидетельствуют не только академические
издания в виде книг, брошюр и
статей, посвященные проблемам
Среди них можно, в частности, выделить Указ Александра I от 1 января 1810 г. об учреждении Государственного Совета, состоящего из особ, «доверенностью нашею в сословие сие призываемых». Несмотря на то, что Совет по существу был орган совещательный и не подрывал прерогатив самодержавной власти, тем не менее, он знаменовал собой определенный сдвиг в сторону ее рассредоточения.
Более целенаправленное и академическое отражение идеи правового государства получили в работах по теории и философии права. Так, к убеждению о наличии твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, пришел П.Новгородцев.15 К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н.Коркунов.16 «Право, - писал Б.Кистяковский, - должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям – это значит извращать его природу»17.
Б.Кистяковский считал правовое государство высшей формой государственности: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. Ограничение власти создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав»18. В этом и состоит понимание сущности и назначения правового государства. С.А.Котляревский подчеркивал, что идея правового государства «есть зрелый плод той долгой борьбы за право, которая представляет одну из важнейших глав в истории человеческой цивилизации и, выросши на этой, веками возделанной почве, она может безопасно встретить напряженную переоценку ценностей, подъем волны и скепсиса, критики»19. Главное назначение правового государства, согласно С.А.Котляревскому, - быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справедлив.
В.Гессен понимал правовое государство как парламентский строй, основанный на началах последовательной демократии. Предпринимая попытку дать определение понятия правового государства, ученый писал: «Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним... Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти; такая подзаконность предполагает обособление властей -отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой»20.
Б.А.Кистяковский
ошибочно полагал, что высшей формой
правового государства будет
государство социалистическое. Аналогичных
взглядов придерживался и П.И.
Советское
правоведение принципиально не признавало
понятия «правовое государство»
Такой подход для советской юридической науки к категории правового государства был естествен. И только, начатая М.Горбачевым либерализация коммунистического режима, известная как «перестройка», не могла не сказаться и на юридической мысли. Те сомнения, которые многие ученые-юристы не могли высказать, не рискуя потерять работу и даже свободу, при ослаблении идеологических пут стало вырываться наружу. Так, в нашей стране заговорили о том, что только в правовом государстве могут быть реально защищены права человека.22
Именно
в этот период были расширены политические
права и свободы российских граждан,
упразднена политическая цензура, сняты
все ограничения с так
Во
вновь принятой Конституции Российской
Федерации 1993 года были зафиксированы
принцип плюрализма в политической
жизни и идеологии, принцип верховенства
закона, принцип разделения и относительной
самостоятельности
Общая логика процесса либерализации, охватившего постепенно все сферы жизни - от духовной до экономической, - обусловила и общественное отношение к понятию правового государства. Оно быстро стало популярным. К этому времени (примерно 1989-1992 годы) относится большое число публицистических выступлений видных российских юристов, разъясняющих смысл данного понятия. И эти разъяснения соответствовали уже классической концепции правового государства.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какое же государство можно считать правовым и какими признаками обладает такое государство.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.
Выделяют определенные признаки правового государства: разделение властей; верховенство закона во всех сферах жизни общества; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; социальная и юридическая защищенность личности; недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; контроль общества за властью; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм); взаимная ответственность человека и государства; стабильность законности и правопорядка в обществе; преодоление правового нигилизма в массовом сознании и выработка высокой политико-правовой грамотности.