Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 03:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить процесс становления и развития идей правового государства, а также выявить пути и проблемы становления правового государства в России. Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом: рассмотрение истории и эволюции понятия правового государства и его основные признаки; рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности; выделение проблем формирования правового государства в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Идеи правового государства………………………………………..………….5
Возникновение и развитие идеи правового государства…………….5
Развитие идеи правового государства в России……………………..12
2. Формирование правового государства в Российской Федерации ………...17
2.1. Исторические предпосылки становления начал правовой государственности в Росси…………………………………………………...…17
2.2. Факторы, отодвигающие перспективы правового государства в РФ..19
2.3. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности…………………………………..….23
2.4. Проблемы и перспективы построения правового государства в РФ..31
Заключение………………………………………………………………...…40
Список используемой литературы………………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.91 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

(Хабаровский  филиал) 
 

Юридический факультет

Кафедра государственно правовых дисциплин 

Курсовая  работа

По  предмету: Теория государства и права

На  тему: «Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы» 
 
 

Выполнил студент

101 учебной  группы 1 курса 
 

              Научный руководитель

              Кандидат  социологических наук 
              доцент кафедры 
               
               

Дата  защиты________________

Оценка____________________ 
 
 

Хабаровск 2011

Оглавление

   Введение……………………………………………………………………….3

1. Идеи правового  государства………………………………………..………….5

    1. Возникновение и развитие идеи правового государства…………….5
    2. Развитие идеи правового государства в России……………………..12

2. Формирование  правового государства в Российской Федерации ………...17

   2.1. Исторические  предпосылки становления  начал  правовой государственности в Росси…………………………………………………...…17

   2.2. Факторы, отодвигающие перспективы правового государства в РФ..19

   2.3. Основные  признаки современной конституционной  модели российской правовой государственности…………………………………..….23

   2.4. Проблемы  и перспективы построения правового государства в РФ..31

   Заключение………………………………………………………………...…40

   Список  используемой литературы………………………………………….42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Данная  курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы». Идея правового государства является одной из центральных в теории государства и права. На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение практически во всем мире. Поэтому, на мой взгляд, одной из основополагающих задач российских реформ является построение правового государства и гражданского общества.

     Данная  тема заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так и на практике. Для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России, по моему мнению, общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

     Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Она только стоит на пути к построению правового государства. Перед Россией еще множество целей, задач, реформ, которые возможно и приведут к возникновению и установлению правового государства в нашей стране.

     Цель  исследования: изучить процесс становления и развития идей правового государства, а также выявить пути и проблемы становления правового государства в России. Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом: рассмотрение истории и эволюции понятия правового государства и его основные признаки; рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности; выделение проблем формирования правового государства в России.

     Для решения этих задач в процессе подготовки и создания данной работы  были изучены труды таких классиков теории правового государства как И.Канта, Г.В.Гегеля, Цицерона, Платона, российских юристов и философов, правоведов П.И.Новгородцева, В.С.Нерсесянца, Б.А. Кистяковского и.т.д. Раскрытие темы предполагает изучение и ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации, в которой закреплены правовые основы современного российского государства. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных теоретиков права: С.С. Алексеева, М.Н. Марченко и др.

     Российская  государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества на правовых началах, требующая дальнейшей фундаментальной  теоретической разработки соответствующей  концепции в условиях проведения в нашей стране экономической  и политической реформ.  Несомненно, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена  концепции правового государства. Правовое государство выступает  идеальным примером, к которому нужно  стремиться нашей стране.  
 
 

1.  Концепция правового  государства

    1. Возникновение и развитие идеи правового  государства

     Несмотря на кажущуюся современность теории правового государства, многие ее положения в виде идей гуманизма, демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых мыслителей – философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

     С древнейших времен человечество искало оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества.

     Идея  утверждения права в общественной жизни родилась в тот период истории  человечества, когда начали возникать  первые государства, ибо ещё в  условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем  военной демократии формировались  и функционировали в рамках определённой нормативной системы – обычаев  и табу, освящались религиозными ритуалами  и т.д. Уже тогда начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой (т.е. общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой государственности.1

   Мысль о государстве закона в жизни  народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и  произволу личности правителя. Ещё  древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет  силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон —  владыка над правителями, а они  — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие  только могут даровать государству  боги»2.

   Тирания, неизбежно приходящаяся, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается  чрезмерным рабством, есть наихудший  вид государственного устройства, где  царят беззаконие, произвол и насилие». Только там, заключал Платон, « где  закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государств и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

   Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового  государства, развивались также  в работах ученика и критика  Платона, «величайшего мыслителя древности», как называл его Маркс, Аристотеля: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».

   Согласно  знаменитому римскому оратору, государственному деятелю и мыслителю Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»3. Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще. Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и положения в обществе, особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки.

   Подобные  идеи, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и  произвол, а право и закон, развивались  не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. Философами и юристами Китая применительно  к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась  мысль о том, что в государстве  должен царить порядок, основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а управление страной должно соответствовать  спокойствию. Нельзя силой насаждать  порядок в стране, ибо  страна управляется справедливостью.

     Таким образом, уже в древности мыслители  искали принципы, формы и конструкции  для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и  согласованного взаимодействия права и власти. Тогда  же сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствует право.

     Идеи  передовых мыслителей того времени, воплощавшиеся в характерных  для той эпохи понятиях, не имели  еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении  концепции правового государства  во времена античности — значит, делать очень большое допущение...»4. Однако идеи ученых древности все же стали первоосновой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших фундамент теории правового государства.

     Рост  производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к  капитализму порождают новые  подходы к государству и пониманию  его роли в организации общественных дел. Центральное место в них  занимают проблемы правовой организации   государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в руках  одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед  законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

     В теоретически развитом и развернутом  виде учения о правовом государстве были оформлены в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш.Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др., вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения. Такое большое внимание к идее правового государства было вызвано возникновением капиталистической формы собственности. В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в правовые границы, и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти.

     В трактовку соотношения государства  и права в XVI-XVII веках были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства.

Информация о работе Концепция правового государства. Правовое государство в России: теория, практика, перспективы