Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является дать определение понятию юридическая техника, выяснить ее содержание и правила.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
- дать определение и раскрыть содержание понятия «юридическая техника»;
- рассмотреть правила юридической техники.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие юридической техники 5
Глава 2. Структура юридической техники 7
Глава3. Виды средств юридической техники 10
3.1 Средства юридической техники 11
3.1.1Понятийный аппарат и терминология 11
3.1.2 Юридические конструкции 13
3. 1.3 Юридические фикции, презумпции, аксиомы 15
3.1.4 Юридические презумпции 15
3.1.5 Правовые аксиомы 16
3.1.6 Юридические символы и перечисления 16
3.1.7 Перечисления 17
3.1.8 Нормативная структуризация 19
3.1.9 Способы языкового изложения как элемент юридической техники 21
Заключение 26
Библиография 28

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

     Способы языкового изложения — это  один из приемов законодательной  техники, выражающийся в установлении определенных требований к употреблению лексических средств русского языка  в тексте закона с целью достижения его четкости, ясности, простоты и  доступности для понимания.

     Одним из требований к языковому изложению  законов является ясность. Средствами достижения ясности являются

     -  использование простых слов, выражений;

     - отказ от использования сложных конструкции;

         -  отказ от злоупотребления иностранными словами, канцелярскими оборотами, архаичными выражениями;

     - использование однозначных формулировок;

     - правильное использование официально установленных наименований;

     - не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами.

     Использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.) не допускается. В текст законопроекта не следует  включать положения ненормативного характера.

     Пример.

     Приведем  два примера нормативных предписаний, которые, на наш взгляд, далеко не соответствуют  требованию ясности изложения законодательного акта.

     Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»14:

     «Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон,  за исключением положений, для  которых настоящей главой установлены  иные сроки и порядок вступления  в силу, вступает в силу с  1 января 2009 года.

     2.1. Положения настоящего Федерального  закона, в том числе установленные  абзацем первым части 3 настоящей  статьи, применяются с 1 января 2006 года до окончания переходного  периода в части, не противоречащей  положениям частей 1.2 и 1.3 настоящей  статьи».

     С одной стороны, нормы закона вступают в силу с 2009 года, с другой стороны, они применяются с 2006 года. Кроме  того, данные нормативные предписания  перегружены отсылочными нормами.

     Федеральный закон «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в части  уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах  государственной власти»:

     «Положения  пункта 4 статьи 4 и пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" (в редакции настоящее го Федерального закона) не распространяются на депутатов  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Изданной нормы не понятно: названные положения Федерального закона не распространяются на депутатов, избранных до Дня его вступления в силу, либо на весь законодательный орган действующего созыва.

     В литературе высказывалась точка  зрения, что ясность закона для  всех граждан может быть достигнута лишь путем казуистического изложения  норм права, что повлечет увеличение объема текста закона, его противоречивость. Отчасти данная позиция верна. В  связи с этим при изложении  правовых норм следует находить «золотую середину», обеспечивая разумное сочетание  ясности и точности. Соотношение  ясность/точность решается по-разному  в зависимости от вида нормативного правового акта и его назначения. Например, при изложении норм Основного  закона государства или субъекта Федерации приоритет должен быть отдан ясности и доступности, а при формулировании норм специальных  законов (например, Федеральный закон  «О связи»), рассчитанных, как правило, на довольно узкий круг лиц, в первую очередь необходимо обеспечить точность формулировок.

     Нормативное предложение является основной языковой единицей текста закона, образованной из слов, устойчивых словосочетаний и  подчиненной внутренним закономерностям  организации. Зачастую законодательные  акты страдают перегрузкой предложений  однородными членами, частым построением  сложных предложений, постоянным применением  перечислений. Это с неизбежностью  влечет за собой громоздкость многих статей закона и, соответственно, сложность  для восприятия отдельных положений. Выделяют следующие требования к употреблению нормативных предложений:

     - адекватность грамматической формы. Как правило, это констатирующие, утвердительные и повествовательные, но никак не вопросительные предложения;

     отсутствие  перегрузки простых предложении  однородными членами, которые, выстраиваясь в длинные цепочки, затрудняют восприятие мысли законодателя;

     недопустимость  использования нехарактерных природе  правовых норм соединительных союзов «а», «но», «да», «не то», «хоть» и  др.;

     - нейтральный (обезличенный) характер предложений, неадаптированных к конкретной ситуации.

     Безусловно, перечень требований к употреблению нормативных предложений не является закрытым и требует дальнейшего  изучения. Так, например, нежелательным  является употребление большого числа  условий в предложении (установление отношений «если…, то»), поскольку  чем больше условий, тем сложнее  понять текст.

     Одним из лексических средств являются фразеологические обороты, т.е. устойчивые сочетания слов, употребляемые в  тексте закона как готовые единицы  языка (например, «если иное не установлено  законом», «признать утратившим силу»). Каждая отрасль права выработала свой набор фразеологических оборотов.

     Важнейшей единицей текста (в том числе законодательного) является слово. Слово обладает различными семантическими свойствами, которые  издавна использовались как приемы законодательной техники. В качестве наиболее употребляемых свойств слов можно выделить такие, как полисемия (многозначность), антонимия, синонимия.

     Кроме того, существуют различные виды лексики: архаичная, иноязычная, профессиональная, просторечная, жаргонная, которые следует  крайне осторожно использовать в  текстах законов.

     Жаргоны (арго) — разновидность речи людей, объединенных общностью интересов, занятий.

     Юридический арго - «вчинить иск», «перспективное дело», «вещдок».

     Общий принцип изложения нормативных  предписаний — отсутствие жаргонов и иной просторечной лексики.

     Специалисты отмечают следующие случаи допустимости использования жаргонов и иной просторечной лексики:

     - при значительной адаптации в общеупотребительном языке, когда жаргонные оттенки малозаметны («увязка»);

     - в т.н. пограничных ситуациях («вербовка»);

     - при необходимости употребления профессиональных арго, тяготеющих к общеразговорной лексике («пассажиропоток»);

     - в случаях коммуникативной правовой целесообразности, когда официальный синоним менее употребим («легализация (отмывание)»).

     Примеры использования просторечной лексики  в законах: хроническая нехватка, нищие, самогон, брага, сводничество, тройки, приобретение товаров «на стороне».

     В советское время широкое распространение  получило использование в законодательных  текстах аббревиатур, т.е. сокращений из первых букв слов, входящих в состав словосочетаний. В целом употребление аббревиатур в законе следует  признать скорее исключением, нежели правилом, поскольку их чрезмерное использование  отрицательно влияет на качество закона.

     Профессор Н.А. Власенко указывает на необходимость  разграничения понятий правовой язык и язык права. При этом к правовому  языку ученый относит весь словарный  запас юриспруденции, всю систему  слов и терминов, которыми оперирует  право в разнообразных проявлениях (язык текстов нормативных правовых актов, индивидуальных актов, документальный язык, юридические профессионализмы и т.д.). Язык права является более  узким понятием и включает лишь лексически запас (арсенал) нормативных правовых актов и актов официального толкования. По аналогии языком закона мы будем  считать весь лексический запас  того или иного закона.

     В литературе высказывалось мнение, что  юридический язык (правовой язык) включает в себя:

     - язык юридической науки;

     - язык юридической практики (нормативных правовых актов и правоприменительных актов);

     - юридический разговорный язык.

     При изложении текста закона следует  учитывать особенности стиля  законодательных актов, который  будет существенным образом отличаться, например, от стиля художественных произведений или публицистических работ.

     Выделяют  следующие черты стиля законодательного акта:

     - директивность, выражающаяся в его обязательных, властных, волевых формулировках;

     - официальность, выражающаяся в том, что закон закрепляет суверенную волю государства, а также в том, что закон принимается высшим государственным органом, подписывается официальным должностным лицом, публикуется в официальных изданиях;

     - сдержанность, исключающая пафосность, пышность, торжественность.

     Данный  перечень, безусловно, является открытым. Для стиля законодательных актов  характерна также властность, лаконичность, убедительность. Кроме того, законы, как правило, имеют значительные отраслевые особенности, что накладывает  отпечаток на их стиль. Так, Конституция  как основной закон должна содержать  некоторые элементы торжественности  и пышности в отличие от законов, регулирующих узкоспециальные вопросы (например, Федеральный закон «Об  электронной цифровой подписи»15).

     Конституционным Судом Российской Федерации в  решениях неоднократно выражалась правовая позиция, согласно которой общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности  правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом  и судом, поскольку такое равенство  может быть обеспечено лишь при условии  единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями; неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность  неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к  произволу, а значит - к нарушению  принципов равенства и верховенства закона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     В реальных своих выражениях и процессах  юридическая техника существует не только в качестве величины правовой сферы жизнедеятельности, но и включена в более широкий процесс социальной динамики. Важность и значимость данного  положения объясняется тем, что  многие проблемы, связанные с теоретическим  научным анализом указанного правового  феномена, все еще остаются малоисследованными. Нерешенность методологических проблем  сущности и роли юридической техники  может привести к весьма странной и даже опасной тенденции - забвению этого важного правового феномена: в некоторой новейшей учебной  литературе по теории государства и  права вообще отсутствует упоминание о юридической технике.

     Юридическая техника - это система знаний об определенных приемах в правотворческой, интерпретационной  и правореализационной деятельности, с помощью которых достигаются  цели правовой регламентации.

     Основная  область применения юридической  техники – это правотворчество, применение и толкование права, поэтому  осуществление любого вида юридической  практики (судебной, следственной и  т.п.) включает в себя юридическую  технику.

     В юридической технике материалом является язык (слова, словосочетания, предложения, знаки препинания и  т. п.). К ее инструментам же относятся  юридические термины и юридические  конструкции, презумпции и фикции, средства структурной организации текста и его документального изложения, модельные нормативные правовые акты и образцы индивидуальных правовых актов и т. п.

     Правила законодательной техники:

     а) относящиеся к форме (внешнему оформлению) нормативных актов (наличие обязательных официальных реквизитов: название, дата, орган принятия, подпись соответствующего должностного лица и т.д.);

     б) относящиеся к содержанию нормативного акта (регулирование однородных общественных отношений, отсутствие пробелов, минимизация  исключений и отсылок и т.д.);

     в) относящиеся к структуре нормативного акта (общие нормы помещаются в  начале нормативного акта, однородные нормы излагаются компактно, например, в главах, разделах нормативного акта, нумерация статей является сплошной, стабильной и т.д.);

     г) относящиеся к изложению норм права (ясность, точность, краткость  языка нормативных актов, стандартность  формулировок и т.д.).

Информация о работе Юридическая техника