Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является дать определение понятию юридическая техника, выяснить ее содержание и правила.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
- дать определение и раскрыть содержание понятия «юридическая техника»;
- рассмотреть правила юридической техники.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие юридической техники 5
Глава 2. Структура юридической техники 7
Глава3. Виды средств юридической техники 10
3.1 Средства юридической техники 11
3.1.1Понятийный аппарат и терминология 11
3.1.2 Юридические конструкции 13
3. 1.3 Юридические фикции, презумпции, аксиомы 15
3.1.4 Юридические презумпции 15
3.1.5 Правовые аксиомы 16
3.1.6 Юридические символы и перечисления 16
3.1.7 Перечисления 17
3.1.8 Нормативная структуризация 19
3.1.9 Способы языкового изложения как элемент юридической техники 21
Заключение 26
Библиография 28

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

     Характер  соотношения юридической техники  с правосознанием во многом предопределяется структурой последнего. Так, массовое непрофессиональное правосознание  обычно «замыкается» на правовой психологии, т. е. чувственном, оценочном его  элементе. В то же время профессиональное правосознание включает прежде всего  знание права (его отраслей, институтов) и механизма его действия. Именно отсутствие (либо недостаточность) этих знаний и навыков (т. е. техники) применения права вынуждает граждан обращаться за юридической помощью. Техническое  правовое мышление, следовательно, есть элемент лишь профессионального  правового сознания.

     На  нормативном и социологическом  уровнях правовой системы юридическая  техника проявляется прежде всего  в правовых конструкциях с той  разницей, что на первом из них они  статичны, а на втором — динамичны.

     Вывод, который из этого следует, состоит  в том, что юридическая техника  есть неотъемлемый элемент правовой системы.  Речь идет о широком, многоаспектном и многоуровневом понятии, имеющем подвижное содержание, которое зависит порой от угла зрения на ту или иную проблему права. При этом техника может как отождествляться с правом, так и быть внешним по отношению к нему явлением. К примеру, можно рассматривать правотворчество как способ, средство, канал (т. е. технику) превращения социального в правовое и одновременно выделять технические аспекты в самом правотворчестве. Точно так же можно видеть в процессуальном праве и отрасль права, и средство (технику) реализации норм материального права и т. д.

     В отечественной правовой литературе существует тенденция к некоторой  идеализации юридической техники  как средства «правильного» составления  актов и «правильного» применения норм. В действительности юридическая  техника отражает не только положительный, но порой и отрицательный правовой опыт — борьбу интересов, а также  уровень профессионализма и нравственности (либо безнравственности) отдельных  юристов. Важно подчеркнуть, что  юридическая техника как формализованная  сторона правовой действительности нейтральна по отношению к морали.

     Юридическая техника подразделяется на законодательную  и правоприменительную.

     В законодательной технике выделяют следующие части2.

     1. Правила построения нормативных  правовых актов. Они предполагают  логическую последовательность  изложения нормативного материала,  в частности выделение общих  предписаний (общая часть) и  конкретных предписаний (особенная  часть). Важна также структуризация  нормативного материала по соответствующим  разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. Крупные акты  обычно имеют вводную часть  — преамбулу. Она необходима  при кардинальном изменении правового  регулирования общественных отношений.

     2. Правила оформления актов. Каждый  акт должен иметь название, указание  на орган, его издавший, дату  и место принятия, регистрационный  номер, подпись соответствующего  должностного лица, печать.

     3. Приемы и средства формулирования  норм права и иных нормативных  предписаний. К ним относятся  терминологическая строгость, единство  и стабильность используемых  терминов, адекватное выражение  в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и  юридических понятий и т.д.

     4. Язык и стиль нормативного  правового акта. Они во многом  определяют эффективность правового  регулирования, и важнейшие требования  к ним состоят в следующем:

     а) краткость, однозначность и доступность  для понимания;

     б) отказ от использования метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, заимствование из иностранных языков только полностью освоенных слов;

     в) формулирование норм в форме обязывающего, предписывающего и констатирующего  способов, поскольку нормативным  правовым актам присущи директивность  и официальность стиля.

     5. Правила опубликования нормативных  правовых актов. Они охватывают  официальные источники опубликования,  сроки, перевод с одного языка  на другой. Последнее особенно  важно для международных договоров  и соглашений, поскольку они не  всегда имеют русский аутентичный  текст. Данные правила определяют  также порядок вступления в  юридическую силу нормативных  актов, обратную силу закона, действие  акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные  моменты.

     6. Приемы, способы и методы систематизации  нормативных правовых актов распространяются  на их учет, консолидацию, инкорпорацию  и кодификацию.

     Правоприменительная техника включает в себя следующее.

     1. Правила оформления и построения  правоприменительных актов —  протоколов, приговоров, судебных решений  и др. Каждый правоприменительный  акт должен содержать такие  атрибуты, как название, место, время  его принятия, орган, от которого  исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен. Он  должен иметь определенное юридическое  содержание, а также языковое  и стилистическое единство и  подобие с нормативными актами.

     Нередко используются унифицированные формы  правоприменительных актов в  виде утвержденных бланков, типовых  образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.).

     2. Способы легализации документов, т.е. придания им юридической  силы. Среди таких способов наибольшее  распространение получили нотариальное  удостоверение сделок, документов  и государственная регистрация.  Например, сделки с недвижимостью  требуют не только нотариального  удостоверения, но и регистрации  в государственных органах. Придать  легальный характер некоторым  документам могут также органы  загса, архивы, органы юстиции.

     3. Способы и приемы толкования  юридических норм и нормативных  правовых актов.

     4. Способы разрешения коллизий  в праве, преодоления пробельности.

     5. Способы процедурно-процессуального  оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной,  судебной, арбитражной, надзорной  и т.д.

     4. Технико-правовые категории, используемые  в юридической технике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава3. Виды средств юридической техники

 

     Классификации приемов юридической техники, имеющиеся  в литературе, достаточно разнообразны. Так, С.С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям: 1) по степени обобщения  норм (абстрактный и казуистический) и 2) по способу изложения норм (прямой, бланкетный, ссылочный)3. А. Нашиц в числе приемов юридической техники называет перечисление, определение, классификацию, юридическую конструкцию, презумпцию и фикцию4.

     Приемы  юридической техники подразделяются на две группы. К первой группе относятся  приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также  к определению его структуры (осуществление  рубрикации текста и нумерации его  составных частей, формулирование заголовка  и преамбулы, использование реквизитов, формирование примечаний и ссылок). Ко второй группе технико-юридических  приемов относятся те, что направлены на формулирование непосредственно  норм права. Эту вторую группу приемов  можно, в свою очередь, разбить на две подгруппы: приемы, относящиеся  к лингво-логическому строению нормы (выбор лексических и синтаксических средств, перечисление), и приемы, связанные  с решением содержательно-познавательных задач (использование конструкций, презумпций и фикций, выражение модальности  нормы).

     Наконец, средства юридической техники следует  расценивать в качестве технических  устройств, своего рода агрегатов, деталей, благодаря которым и создается  конечный продукт - текст правового  акта.

     Наличие таких технических устройств, орудий труда - непременный атрибут всякой техники. В материальном смысле подобных орудий труда в юридической технике  мы не наблюдаем, однако это не означает, что их нет вообще. Они присутствуют там, но не в материальном, а в  идеальном виде, именно в виде средств  юридической техники. По справедливому  суждению С.С. Алексеева, «в области  права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология...».

     Средства  юридической техники крайне разнообразны. Их можно подразделить на:

     - формально-атрибутивные (реквизиты  документа);

     - логические (структура документа  в целом, внутренняя структура  норм);

     - языковые (весь комплекс выразительных  средств данного языка, в том  числе терминология, речевые клише,  метафоры, языковые символы и  т.д.);

     - специально-юридические (юридические  конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, оговорки, примечания и  т.д.)

     Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область  юридического знания, поскольку эффективность  и действенность правовой нормы  напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения. Неточное оформление суждения правотворца приводит поэтому к искажению самой модели. Поскольку правовая норма никакими иными средствами, кроме языковых, выражена вовне быть не может, то и фактически будет применяться то, что выражено от имени правотворца, а не то, что он хотел выразить. Следовательно, юридическая техника выступает в качестве преобразующей, моделирующей силы, на которой лежит ответственность за адекватное выражение суждений правотворца в текстах законодательных актов.

     Очевидно, что при помощи методов юридическая  техника получает и аккумулирует новое знание, необходимое для  решения стоящих перед ней  задач. А в правилах юридической  техники это знание воплощается  в качестве своего рода стандарта  деятельности правотворца.

     Приемы  юридической техники следует  отнести к уровню технической  деятельности, то есть к технологическому звену.

     А. Нашиц отмечает: "Следует признать, что существует стадия собственно технического построения норм с присущими ей техническими средствами и приемами". Это и есть технологическая стадия, когда научно-техническое знание начинает применяться к объекту, т.е. возникает определенного рода деятельность. Соответственно, прием юридической техники можно определить как действие уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила (операцию).

3.1 Средства юридической  техники

3.1.1Понятийный аппарат и терминология

 

     Понятийный  аппарат, в том числе терминология, закона является одним из важнейших  элементов законодательной техники. Российское законодательство содержит большое число различных понятий  и терминов.

     Термин  можно определить как слово или  состоящее из нескольких слов выражение, которое обозначает строго определенное понятие, огражденное точными пределами, твердыми рамками. Термин должен адекватно  отражать содержание того или иного  понятия, быть стилистически нейтральным. Понятие — это отражение явлений объективной действительности в их существенных признаках. Следовательно, понятие в отличие от термина является более «расплывчатым», неконкретным выражением.

     Дефиниция традиционно рассматривается как  краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления.

     Пример.

     Выборы  — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения  полномочиями должностного лица (подп. 9 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)5.

     Выделяют следующие элементы дефиниций:

     - определяемое понятие;

     - предикат - то, что говорится об определяемом;

     - родовой признак;

     - видовое отличие.

     Различают полные и неполные дефиниции. Грубыми ошибками считается помещение дефиниций в преамбулу закона, повтор дефиниций из других законов.

     Как правило, дефиниции размещаются  в общих положениях в начале законодательного акта.

     В научной литературе выделяется три  разновидности юридических терминов:

     - общеупотребительные (характеризуются тем, что употребляются в обыденном смысле и понятны всем; например, закон, человек);

     - специально-технические (отражают область специальных знаний — медицины, экономики, сельского хозяйства и др.; например, эвтаназия, правила техники безопасности);

Информация о работе Юридическая техника