Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является дать определение понятию юридическая техника, выяснить ее содержание и правила.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
- дать определение и раскрыть содержание понятия «юридическая техника»;
- рассмотреть правила юридической техники.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие юридической техники 5
Глава 2. Структура юридической техники 7
Глава3. Виды средств юридической техники 10
3.1 Средства юридической техники 11
3.1.1Понятийный аппарат и терминология 11
3.1.2 Юридические конструкции 13
3. 1.3 Юридические фикции, презумпции, аксиомы 15
3.1.4 Юридические презумпции 15
3.1.5 Правовые аксиомы 16
3.1.6 Юридические символы и перечисления 16
3.1.7 Перечисления 17
3.1.8 Нормативная структуризация 19
3.1.9 Способы языкового изложения как элемент юридической техники 21
Заключение 26
Библиография 28

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

     - специально-юридические (обладают особым правовым содержанием; например, исковая давность, необходимая оборона).

     Доктор  юридических наук С.С. Алексеев считает, что к законодательной (юридической) технике принадлежат лишь специальные  юридические термины. Данная позиция  представляется не совсем верной. Законодательная  техника понимается как система  средств и способов, используемых для создания законов. Общеупотребительные  и специально-технические термины  несут в себе определенную смысловую  нагрузку и включаются в тексты законов. Следовательно, они наряду со специально-юридическими терминами используются при создании законов и являются средством  законодательной техники. Поэтому  выводить их за пределы законодательной  техники представляется неправильным. Лингвистические исследования показывают, что более 80 % используемых в нормативных  правовых актах слов и словосочетаний являются общеупотребительными.

     Юридические термины можно классифицировать также по следующим основаниям:

     - по источнику возникновения: русскоязычные и иностранные;

     - по степени конкретности: требующие толкования и однозначные;

     - по степени сложности: односоставные и многосоставные;

     - по происхождению: закрепленные в законодательстве и выработанные юридической наукой.

      Учитывая мнения различных ученых можно выделить следующие случаи, требующие нормативного определения  терминов:

     - если термин имеет несколько значений;

     - если термин употребляется в законе в более узком или существенно ином значении по сравнению с общепринятым;

     - если термин употребляется в законе в несколько ином значении, нежели в законах иной отрасли права (это возможно лишь в исключительных случаях);

     - если по поводу того или иного термина в научной литературе существуют различные прения, позиции;

     - если термин носит специально-юридический характер и не определен в другом (равном или более высоком по юридической силе) законе. В том случае, если термин определен в нормативном правовом акте более низкого уровня, это не является препятствием для дачи дефиниции.

     Понятия и термины, используемые в российском законодательстве, можно разделить  на две группы: полные (развернутые) определения и определения сокращенные. К развернутым определениям относятся  такие, которые содержат родовые  и видовые признаки определяемого  предмета или явления, его цели, задачи. Высокое качество этих определений  объясняется длительностью их применения, проверенностью на практике. Сокращенные  определения указывают, как правило, лишь разновидности определяемых понятий  либо дают их полное наименование, не раскрывая  при этом содержания.

     Использование юридических понятий и терминов в законодательных актах должно отвечать определенным требованиям. В  литературе выделяются следующие требования:

     - однозначность, т.е. один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте только в одном значении;

     - устойчивость, т.е. термин должен сохранять свой особый смысл в каждом новом нормативном правовом акте;

     - единство терминологии, т.е. используемые термины должны быть тождественны и не противоречить терминам, содержащимся в других нормативных правовых актах;

     - общепризнанность, т.е. термины должны употребляться в соответствии с общепризнанной терминологией.

3.1.2 Юридические конструкции

 

     Юридическая конструкция представляет собой  такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется  внутренним единством прав, обязанностей и формами ответственности соответствующих  лиц.

     С.С. Алексеев дает следующее определение  юридической конструкции — это  как бы готовые образцы, схемы, в  которые облекается правовой материал.

     А.Ф. Черданцев определяет юридические  конструкции как идеальную модель, отражающую структурное строение урегулированных  правом общественных отношений6.

     Кроме того, юридические конструкции рассматриваются:

     - как юридическая модель,

     - как метод познания права,

     - как метод толкования права,

     - как элемент юридической архитектуры.

     Данное  понятие было введено в научный  оборот представителями школы конструктивной юриспруденции в XIX веке.

     Рассмотрим  в качестве примера конструкцию  обращения гражданина в органы государственной  власти, установленную Федеральным  законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации»7. В данном Законе управомочивающая норма части 1 статьи 2 («Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам») сопровождается нормой обязывающей (часть 1 статьи 9: «Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению»). Материальная норма о праве на обращение подкрепляется нормами статей 8-11 Федерального закона, регулирующими порядок рассмотрения данного обращения.

     В литературе называются следующие признаки юридической конструкции:

     - является формой отражения действительности;

     - создается в результате абстракции;

     - исследование юридических конструкций позволяет получить более детальные знания о регулируемых общественных отношениях.

     Различают следующие виды юридических конструкций:

     1) в зависимости от происхождения:

     - рецептированные (т.е. конструкции, апробированные в иных отраслях внутреннего и международного права);

     - собственные;

     2) по «архитектурной» форме:

     - ступенчатые (юридические конструкции, в которых все элементы строго взаимно последовательны);

     - суммарные (юридические конструкции, состоящие исключительно из слагаемых компонентов).

     В.К. Бабаев выделяет в зависимости от истинности — истинные и ложные юридические конструкции; по сфере  применения — универсальные, отраслевые и межотраслевые; по происхождению  — нормативные и теоретические8.

     Юридические конструкции создаются, как правило, путем законодательного закрепления. Например, конструкция ликвидации юридического лица или выдвижения кандидата. Вместе с тем не следует недооценивать  и важность создания юридических  конструкций учеными-юристами. Зачастую они являются как бы прообразами  конструкций, закрепленных в законе. Например, долгое время конструкция  политической партии существовала лишь в доктрине. Законодательно она была закреплена лишь после принятия Федерального закона «О политических партиях».

3. 1.3 Юридические фикции, презумпции, аксиомы

 

     К средствам законодательной техники  можно отнести также юридические  фикции, суть которых состоит в  том, что несуществующее признается существующим. Фикция - прием законодательной техники, состоящий в признании существующим несуществующего и обратно, а также свойство нормы права не соответствовать потребностям общества в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.

     Данное  определение позволяет выделить два типа юридических фикций: традиционные (например, снятие судимости) и фикции в праве, когда один закон противоречит другому (т.е. фикция как свойство). Однако можно заметить, что второй тип  юридических фикций является не средством  законодательной техники, а показателем  качества закона (т.е. показателем результативности применения средств законодательной  техники). Следовательно, в качестве элемента законодательной техники  рассматривается юридическая фикция в узком ее понимании.

     Обобщив определения юридической фикции, можно заключить, что юридическая  фикция — это одно из средств  законодательной техники, состоящее  в признании существующим несуществующего  и обратно, призванное минимизировать издержки от пробельности права, избавляя от необходимости излишней формализации общественных отношений.

     Значение  юридических фикций как средства законодательной техники:

     - количественное и качественное упрощение нормативного материала;

     - способ преодоления неопределенности в правовом регулировании.

     Отличие от презумпций — фикция практически  всегда неопровержима. Критерий отличия  — неистинность фикции в отличие  от предположительного характера презумпции.

     Одним из основных признаков фикции является ее императивность.

     Как правило, юридические фикции применяются  лишь тогда, когда другие средства законодательной  техники неприменимы.

     Примером юридической фикции является положение Федерального закона от 06.10.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»9, согласно которому время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата. В данном случае работа по той или иной специальности в период избирательной кампании является несуществующим фактом, который признается существующим.

3.1.4 Юридические презумпции

 

     Многие  ученые указывают в качестве одного из средств законодательной техники  также юридические презумпции. Презумпция в переводе с латинского языка означает предположение. Это абстрактное положение, где на основе отдельных частных признаков, ситуаций путем умозаключения делается общий вывод.

     Юридическая презумпция — это средство законодательной  техники, выражающееся в предположении  наличия определенных фактов, явлений, ситуаций, связей, которые признаются истинными, пока не доказано обратное. Основное свойство юридической презумпции — это предположительный характер.

     Выделяют  два вида юридических презумпций:

     - общеправовые (признанные во всех отраслях права), которые фактически стали принципами права и вряд ли могут рассматриваться в качестве средства законодательной техники;

     - презумпции как средства законодательной техники. По значимости они не достигают уровня презумпций-принципов (например, презумпция отцовства, презумпция смерти лица, безвестно отсутствующего свыше пяти лет и др.).

     Представляется, что к средствам законодательной  техники следует относить обе  разновидности юридических презумпций. Данная позиция обусловлена тем, что обе разновидности презумпций используются при подготовке законов  независимо от того, являются они универсальными или носят специальный характер.

3.1.5 Правовые аксиомы

 

     Правовые  аксиомы — это положения, которые  не требуют доказательств в юридическом  процессе. В отечественной юридической  науке этот термин появился в 60-е  гг. прошлого столетия. Хотя многие аксиомы  были известны с глубокой древности: никто не может быть судьей в собственном  деле; никто не может передавать другому больше прав, чем имел бы сам; никто не обязан сам себя обвинять; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет и т.д.

     Правовые аксиомы упрощают правовое регулирование, делая законодательство более доступным для граждан.

     Ученые  не пришли к единому выводу: следует  относить правовые аксиомы к средствам  юридической техники или нет. Учитывая большое значение правовых аксиом в правотворчестве правоприменении, правореализации и толковании права, представляется более правильным все  же считать их одним из элементов  юридической техники.

3.1.6 Юридические символы и перечисления

 

     Средством законодательной техники являются также юридические символы, с  помощью которых закрепляются государственно-правовые веления. Юридические символы используются законодателем довольно часто. В  качестве примера можно привести Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации»10 и от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации»11.

     Выделяют следующие признаки юридических символов:

     - это искусственный знак, представляющий собой отличительную примету, художественный образ, видимое, реже — слышимое образование;

     - создаются или санкционируются государством в особом процессуальном порядке и охраняются государством;

Информация о работе Юридическая техника