Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является дать определение понятию юридическая техника, выяснить ее содержание и правила.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
- дать определение и раскрыть содержание понятия «юридическая техника»;
- рассмотреть правила юридической техники.
Введение 3
Глава 1. Понятие юридической техники 5
Глава 2. Структура юридической техники 7
Глава3. Виды средств юридической техники 10
3.1 Средства юридической техники 11
3.1.1Понятийный аппарат и терминология 11
3.1.2 Юридические конструкции 13
3. 1.3 Юридические фикции, презумпции, аксиомы 15
3.1.4 Юридические презумпции 15
3.1.5 Правовые аксиомы 16
3.1.6 Юридические символы и перечисления 16
3.1.7 Перечисления 17
3.1.8 Нормативная структуризация 19
3.1.9 Способы языкового изложения как элемент юридической техники 21
Заключение 26
Библиография 28
- применяются в порядке, установленном законом;
- служат для выражения и закрепления социально значимого юридического содержания.
На
основании вышеуказанных
В качестве требований к использованию юридических символов выделяются следующие:
- наглядность;
- лаконичность;
- доступность для восприятия;
- сочетаемость с текстом закона.
Представляет
интерес классификация
- по способу внешнего восприятия: предметные символы (флаг, печать); символы-действия (церемония поднятия флага); изобразительные (герб); звуковые (гимн); языковые (текст гимна);
- по смысловому значению: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и др.;
по сфере общественных отношений: символы в сфере экономики, образования и т.д.
Значение юридических символов проявляется в следующем:
- облегчают унификацию права;
- обеспечивают типизацию юридически значимого поведения (например, дорожные знаки).
Перечисление является средством законодательной техники, позволяющим располагать в определенном порядке в виде списка совокупность предметов или явлений (обстоятельств, действий, органов, лиц, условий применения и т.п.) в тексте закона. Перечисление имеет цель упорядочить изложение положений закона и тем самым облегчить его понимание.
А.С. Пиголкин классифицирует перечисления следующим образом:
1)
по порядку расположения
- в строгом соподчинении составных частей;
- без строгого соподчинения (последовательность не имеет юридического значения);
- по степени полноты перечисления:
- исчерпывающий перечень (не допускает расширенного толкования);
- примерный перечень;
2) по форме:
- перечисления, оформленные в виде сплошного текста (разделение составных элементов запятой);
- перечисления, в которых каждый компонент располагается с нового абзаца или обозначается цифрой или буквой12.
Пример.
Исчерпывающее перечисление со строгим соподчинением составных частей (пункт 1 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»):
«1.
В Российской Федерации действуют
следующие избирательные
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектом Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии».
Исчерпывающее перечисление без строгого соподчинения составных частей (пункт 5.2. статьи 56 вышеназванного Федерального закона):
«5.2. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов».
Примерный перечень (пункт 3 статьи 48 вышеназванного Федерального закона):
«3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами».
Правильное использование перечислений делает изложение правового материала боле ясным, четким. Отрицательной же стороной перечислений можно признать увеличение объема законодательного акта.
Нормативная
структуризация закона является важным
элементом законодательной
Нормативная структуризация — это прием законодательной техники, выражающийся в последовательной системе действий по рациональному и целесообразному расположению нормативных правовых предписаний и официальных реквизитов в тексте закона.
Элементы нормативной структуризации (на примере Федерального закона):
1.
Система официальных
- наименование формы акта;
- название закона;
- дата принятия закона Государственной Думой РФ и дата одобрения Советом Федерации РФ;
- подпись Президента РФ;
- место и дата подписания закона;
- регистрационный номер.
Особый
интерес представляют правила изложения
наименования закона. Наименование должно
отражать его содержание и основной
предмет правового
Региональное
законодательство зачастую страдает таким
недостатком, как чрезвычайно объемные
наименования законов. В качестве примера
можно назвать закон
Правильно сформулированное наименование нормативного правового акта позволяет не только точно определить его предмет, но и облегчить поиск необходимой нормы права.
Преамбула является факультативным элементом структуризации и встречается далеко не во всех законах. Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи, цели, и, как правило, положения ненормативного характера.
Как правило, преамбулу содержат значительные по объему законодательные акты. Например, согласно практике работы Законодательного собрания Владимирской области преамбула обычно включается в текст законов, содержащих более десяти статей.
Распространенной
ошибкой при изложении
Таким
образом, к основным правилам изложения
преамбулы можно отнести
- не должна содержать самостоятельных нормативных предписаний;
- не делится на статьи;
- не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
- не содержит легальные дефиниции;
- не нумеруется;
- предваряет текст закона.
В качестве примерных структурных элементов преамбулы закона называют следующие:
- перечень регулируемых вопросов;
- целевое направление закона;
- общая мотивация закона, его нормативного содержания.
Рубрикация закона, т.е. разделение его текста на составные части в соответствии с логической структурой закона:
- части;
- разделы;
- главы;
- статьи;
- части статей;
- пункты.
Разделение закона на составные элементы происходит в зависимости от его объема и логики содержания. На части, например, подразделяются лишь самые объемные кодифицированные законодательные акты (Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации).
Приложение, как и преамбула, является факультативным элементом структуризации. Материалы, содержащиеся в приложениях, выполняют, как правило, вспомогательную роль по отношению к основному содержанию закона. В приложениях обычно помещаются таблицы, образцы документов, различные перечни (лиц, органов, работ и г.п.), списки отмененных актов и т.д.
Способы языкового изложения закона являются одним из важнейших элементов законодательной техники, поскольку именно правильное языковое изложение предопределяет ясность, простоту, четкость и доступность для понимания закона.
Н.А. Власенко, занимавшийся исследованием языкового изложения законов, отмечает, что языковую основу законодательного текста составляют такие лексические единицы, как нормативные предложения, устойчивые словосочетания (юридические фразеологизмы), слова, в т.ч. аббревиатуры13.
Текст законодательного акта — это словесно выраженное и закрепленное в документе содержание данного законодательного акта.
При
изложении текста закона следует
подчиняться правилам грамматики русского
языка (орфографическим, пунктуационным,
синтаксическим). Правила орфографии
содержат сведения о правописании слов.
Правила пунктуации устанавливают
систему знаков препинания и помогают
членить текст на предложения, устанавливать
связи между словами в