Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:21, курсовая работа
Цель исследования - анализ практического применения юридической ответственности за нарушения норм избирательного права, обнаружение пробелов в отечественном законодательстве о выборах, разработка рекомендаций по их устранению, выявление коллизий между различными нормативными актами, регулирующими процедуру реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права.
Поставленная цель определила и исследовательские задачи:
• уточнить понятие юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;
• определить принципы и функции института юридической ответственности за нарушения норм избирательного права.
• определить возможные виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства;
• выявить особенности реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права;
• определить отдельные, наиболее существенные недостатки законодательства и сформировать предложения по их устранению.
Введение…………………………………………………….....3
1. Общая характеристика юридической ответственности в избирательном процессе…………………….…5
2. Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе……………………….10
2.1. Административная ответственность
в избирательном процессе…………………………..………………18
2.2. Гражданско-правовая ответственность
в избирательном процессе…………………………………………...27
2.3. Уголовная ответственность в избирательном процессе………………………………………….30
Заключение..…………………....…...…………………..……35
Список использованных источников………………………..38
Совершение деяний, указанных в части 1 статьи 141 УК, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно части 2 статьи 141 УК штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Уголовную ответственность за совершение преступления, в соответствии со статьей 142 УК, несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий и члены инициативных групп.
Федеральный закон об основных гарантиях от 12 июня 2002 года (п. 1 ст. 79) впервые законодательно определил понятие фальсификации итогов голосования, которое соответствует современным правовым стандартам. Законодатель установил, что под фальсификацией итогов голосования понимается:
- включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
- заведомо неправильное
составление списков избирателе
- замена действительных бюллетеней;
- незаконное уничтожение официальных бюллетеней;
- заведомо неправильный подсчет голосов избирателей,
участников референдума;
- подписание членами комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заведомо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования;
- незаконное внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения.
В конце, хотелось бы отметить, что Уголовный Кодекс Российской Федерации содержит только четыре статьи о преступлениях в сфере организации и проведении выборов. В связи с этим можно привести примечательный факт, что, например, уголовное законодательство Республики Корея предусматривает 33 состава за нарушения норм избирательного права. Этот опыт заслуживает внимания.
Заключение
Данное исследование правового института юридической ответственности за нарушение норм избирательного законодательства позволяет сформулировать ряд выводов и обобщений.
Эффективность реализации института юридической ответственности невозможно переоценить. Правовой институт юридическая ответственность призвана обеспечить правопорядок и законность в выборах и референдумах, предостеречь избирателей от правонарушений со стороны государственных органов, должностных и служебных лиц, физических и юридических лиц. Существует необходимость дальнейшего совершенствования избирательного законодательства, нормы права должны обеспечить правовые гарантии избирательных прав граждан вынесением законных и обоснованных решений по избирательным спорам и этим обеспечить еще большую политическую стабильность в стране, сделать избирательный процесс еще легитимнее в глазах мирового сообщества и граждан Российской Федерации.
Юридическая ответственность за избирательные правонарушения представляет собой одну из разновидностей публичной юридической ответственности, задействованных в охране избирательных отношений. Она выражается в отрицательной оценке государством незаконных действий, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения, наступлении в особом процессуальном порядке неблагоприятных последствий в виде применения уполномоченным органом меры правового принуждения и обусловлена обязанностью субъекта избирательных отношений, виновного в совершении избирательного правонарушения, претерпеть действие установленной избирательным законодательством санкции.
Существующие виды юридической ответственности не обеспечивают целостное и системное регулирование общественных отношений в сфере реализации гражданами своих избирательных прав. На сегодняшний день вопросы ответственности участников избирательного процесса в законодательстве урегулированы весьма неоднозначно. Объясняется это различными факторами. Например, до сих пор нет понимания конституционной ответственности физических лиц (кандидатов, членов избирательных комиссий) и коллективных субъектов (избирательных объединений, избирательных комиссий). Соответственно, это препятствуют и процессу разработки санкций и механизмов реализации такого рода ответственности, затрудняет процесс привлечения к ней и ведет к нарушениям предписаний законодательства о выборах.
В дополнение, необходимо подчеркнуть неразвитость механизма гражданско-правовой ответственности в правоприменительной практике.
В связи с изложенным, наиболее рациональными и объективно необходимыми предложениями по совершенствованию избирательного законодательства и правоприменительной практики являются:
Главная задача законодателя – так сконструировать нормы об ответственности участников избирательного процесса, чтобы они стали реально действующим механизмом, а не пустой декларацией.
В силу ограниченности объема данного исследования озвучены наиболее важные из научно-теоретических и практических проблем, связанных с вопросами юридической ответственности в сфере правовой охраны избирательных отношений.
В заключение, хотелось бы предложить эффективный метод совершенствования избирательного процесса. Он заключается в применении современных технических средств, устройств, возможностей интернета и различных видов связи. Конечно же, этот метод требует значительных финансовых вложений, но значительно упрощаются выборы и сам процесс голосования в частности. А следовательно, уменьшается количество правонарушений, посягающих на избирательные права граждан.
В развитых зарубежных странах широко используется опыт внедрения современных технологий на выборах. В нашей стране за последние годы в этом направлении сделаны определенные шаги. На выборах Президента Российской Федерации 2012 года были применены впервые в мировой истории веб-технологии. Многие специалисты, а также международные наблюдатели дали высокую оценку бесперебойной работе системы видеонаблюдения за избирательными участками. Использование веб-технологий на выборах дало свои результаты – не каждый потенциальный правонарушитель решится преступить закон под объективами веб-камер.
Существуют и другие эффективные устройства, новинки техники, которые обеспечивают прозрачность выборов. Это комплексы обработки избирательных бюллетеней, автоматизированная система дистанционного голосования, комплексы электронного голосования, голосование с помощью специальных терминалов. Например, использование комплексов обработки избирательных бюллетеней почти полностью исключает возможность фальсификации итогов голосования, так как этими комплексами заменяется процесс ручного подсчета голосов членами счетной комиссии. В этом случае, задача счетной комиссии сводится к нажатию на кнопку для выведения на экран устройства итогов голосования на избирательном участке.
Нормативные материалы
1.Конституция Российской Федерации
2.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "О выборах Президента Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Иные законы
1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года N 51-ФЗ
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 года N 14-ФЗ
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 года N 146-ФЗ
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12. 2006 года N 230-ФЗ
6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года N 195-ФЗ
Список использованной литературы
1 Веденеев Ю.А. Выборы в системе
государственной власти // Избирательное
право и избирательный процесс в Российской
Федерации. М. 1999. С. 11.
2 См. п. 11 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
3 Керимов Д.А., Королев А.И., Шаргородский М.Д. Общая теория права //Изд-во Ленингр. ун-та, 1961.С. 451–452;
Керимов Д. А. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1–3 // Изд. дом «Академия», 2007. С. 343–345;
Петров В.С., Явич Л.С. Общая теория государства и права: Общая теория права. Т. 2 // Изд-во Ленингр. ун-та. 1961. С. 394–395;
Гальперин Г.Б., Гревцов Ю.И., Денисов Ю.А., Каск Л.И. Теория государства и права:Учебник// Изд-во Ленингр. ун-та. 1982.С. 353–355;
Явич Л.С. Общая теория права // Изд-во Ленингр. ун-та. 1976. С. 228–231;
Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права // ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1961. С. 314–315
4 См.: Игнатенко В.В. Юридическая ответственность и избирательный процесс // М., РЦОИТ. – 2003
5 См.: Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. – 2001. - № 10. – С. 34.
6 См.: Игнатенко В.В. Юридическая ответственность и избирательный процесс // М., РЦОИТ. – 2003
7 Вешняков А.А., Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Норма, 2003. С. 520;
8 См.: Белякова А. М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 10.
9 См.: Гражданское право. Том 1. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2000. С. 532-533.
10 Избирательное право в судебной практике: Научно-практическое пособие. – М.: РЦОИТ, 2008. – 320 с.
Информация о работе Юридическая ответственность и её виды в избирательном процессе