Электронные версификации законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, и, несомненно, одним из таких условий является развитие системы нормативного правового регулирования отношений в информационной сфере
К сожалению, в настоящее время эта деятельность в России не рассматривается как самостоятельный объект законодательного регулирования.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Систематизация законодательства 5
§ 1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства 5
§ 2. Формы систематизации законодательства 7
Глава II. Электронные версификации законодательства 10
§ 1. Электронные справочные правовые системы, как вид систематизации права 10
§ 2. Сравнительный анализ справочно-правовых систем в России и за рубежом 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.26 Кб (Скачать)

федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации;

государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Значение информационных ресурсов Минюста России в том, что они являются составной частью информационно-правовой системы Российской Федерации и включают в себя компьютерные базы данных по законодательству, электронные государственные реестры, базы данных правовой статистики и иные.

Эти и другие учетные системы рассматриваются как информационные ресурсы, создаваемые Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение следующих полномочий:

осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ведение в установленном порядке государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

осуществление государственного учета нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

проведение государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

определение порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований Российской Федерации и обеспечение доступности сведений, включенных в такой реестр;

осуществление государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

осуществление государственной регистрации и ведение ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций, в т.ч. отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестра национально-культурных автономий; реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестра представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации; государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации; реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации.

Обеспечивая реализацию задач и функций, а также программ правовой информатизации в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях, а также в подведомственных федеральных службах Минюстом России была создана единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения (далее - ЕСИТО).

Информационные учетные системы (регистры и реестры нормативных правовых актов) также ведутся территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Научным центром правовой информации при Минюсте России. Важными являются также такие требования к функционированию и развитию ЕСИТО при создании отдельных подсистем, модулей ЕСИТО, как: единый порядок сбора, хранения и обработки информации; единая система ссылок к документам; унифицированные формы передачи информации; единая система классификации и кодирования информации; достоверность, полнота и общедоступность информации; правила сопряжения с внешними средствами формирования сведений в регистрах.

Ведение регистров нормативных правовых актов осуществляется в целях: систематизации и учета нормативных правовых актов; обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах; обеспечения соответствия муниципальных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации, а также уставу соответствующего муниципального образования (иных, кроме устава, муниципальных нормативных правовых актов).

Принципами ведения регистров нормативных правовых актов являются достоверность, актуальность, открытость и полнота информации, содержащейся в регистрах нормативных правовых актов, а также унифицированные форматы сбора, обработки, хранения, передачи информации и единая система классификации и кодирования.

Единство принципов ведения федерального регистра определяется тем, что реестры, регистры представляют собой федеральный информационный ресурс. Именно определение "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и способы ведения регистров, реестров, должны предъявляться единые требования к оформлению записей в них и к документам, которые заносятся в федеральный регистр. Поэтому федеральный регистр нормативных правовых актов, являясь федеральным информационным ресурсом, находится во взаимодействии с другими информационными системами.

В связи с построением информационного общества и внедрением современных информационных технологий во все сферы жизни особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, направленной на повышение эффективности законодательства.

Не вызывает никаких сомнений необходимость создания механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, который позволил бы оптимизировать взаимодействие системы федерального законодательства и региональных законодательных систем на основе положений Конституции Российской Федерации. И для этого требуется научная разработка теоретических и методологических основ систематизации законодательства.

Правовое пространство - это вся совокупность юридических норм, действующих в пределах России, которые должны быть согласованы между собой и соподчиняться в зависимости от юридической силы. Механизм обеспечения единства правового пространства России - это система органов государственной власти, в которую входит и Минюст России, гарантирующих реализацию принципов верховенства закона и государственной целостности Российской Федерации с помощью определенных форм и методов. Среди последних важнейшее место занимает создание и ведение таких государственных учетных правовых систем, как федеральные регистры нормативных правовых актов. Это одна из форм осуществления государственной власти, заключающаяся в контроле со стороны компетентных органов за соответствием юридических норм нормам актов более высокой юридической силы, а также общепризнанным принципам и нормам международного права.

Особенно важно, что деятельность по обеспечению единства правового пространства неразрывно связана с реализацией конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах Российской Федерации.

Решение комплексной задачи обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, конституционного права граждан на информацию, совершенствования законодательства, систематизации и кодификации информационного законодательства требует введения государственного учета всех нормативных правовых актов Российской Федерации - создания единого национального банка данных этих актов.

В настоящее время в Российской Федерации при формировании информационного общества как никогда существуют объективные предпосылки для решения этой задачи путем разработки и скорейшего принятия федерального закона о едином банке данных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Уже более 10 лет Минюстом России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 N 1486 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 904 ведется федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Также на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 около 15 лет Министерством ведется государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Министерство юстиции Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований, а также федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2005 N 350 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов".

При подготовке федерального закона о едином банке данных нормативных правовых актов Российской Федерации следует учитывать, что система учета правовых актов предполагает создание единого федерального регистра нормативных правовых актов Российской Федерации, направленного на: обеспечение единства правового пространства Российской Федерации; создание единого эталонного банка данных нормативных правовых актов Российской Федерации, поддержание их в актуальном (контрольном) состоянии как единой системы законодательства Российской Федерации (Свода законов Российской Федерации); обеспечение доступа к правовой информации граждан, государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций; осуществление межгосударственного обмена правовой информацией в различных форматах.

Представляется, что включению в единый федеральный регистр нормативных правовых актов Российской Федерации (единый регистр) подлежат: международные договоры (соглашения, конвенции), участником которых является Российская Федерация; Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные правовые акты Президента Российской Федерации; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации; постановления Конституционного Суда Российской Федерации; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации; постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации (Банка России, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, Росатома и др.).

Кроме того, законодательного закрепления требуют вопросы о правовых последствиях включения в единый регистр нормативных правовых актов, принципах и правилах формирования единого регистра, об актах Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации, мероприятиях по систематизации и кодификации законодательства, его классификации и т.д. Эта работа в настоящее время нуждается в новых импульсах, глубоких научных исследованиях, и несомненна при этом координирующая роль Минюста России, учитывая его предшествующий опыт, а также и деятельность в современный период в жизни России, связанный с модернизацией права.

Что касается предложений о введении правовых последствий, связанных со вступлением в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти только после государственной регистрации, включая и антикоррупционную экспертизу, и обязательного их опубликования, они имеют важное значение не только для правоприменительной практики, но и для совершенствования правотворческой деятельности.

Как справедливо отмечал один из крупнейших теоретиков права С.С. Алексеев, цели систематизации законодательства предполагают упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему. Система законодательства представляет собой стройную систему нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с той или иной сферой, обладающую качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными правовыми актами; устранение устаревших и неэффективных норм права; разрешение юридических коллизий; ликвидация "пробелов" и обновление законодательства.

В юридической науке и практике теоретики права выделяют такие виды систематизации законодательства, как учет нормативных правовых актов, инкорпорация, консолидация и кодификация.

Однако недавно еще представлялось, что именно консолидация нормативных правовых актов как деятельность, направленная на сведение множества нормативных актов в один укрупненный, позволит решить задачу систематизации законодательства. При этом новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные правовые акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты.7 Сегодня очевидно, что недостаток консолидации связан с неизменностью содержания правового регулирования общественных отношений, поскольку все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений.

Учитывая это, применение консолидации представляется неприемлемым для информационно-телекоммуникационной сферы, в которой динамика правоотношений, нуждающихся в правовом регулировании, не сравнима ни с какой другой. При построении информационного общества в России, учитывая современные требования и активное нормотворчество в этой сфере, научно обоснованным является вывод о целесообразности выбора в качестве наиболее эффективной формы систематизации законодательства именно кодификации, направленной на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства.

Информация о работе Электронные версификации законодательства